Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:49, контрольная работа
Целью курсового проекта является изучение оценки стоимости бизнеса.
В данной работе решались следующие задачи:
1. перечислить основные цели оценки бизнеса;
2. определить факторы, влияющие на оценку стоимости бизнеса;
3. определить подходы и методы оценки бизнеса.
При написании работы использовались книги разных авторов по оценке бизнеса и электронные материалы.
Введение
1. Обзор литературы…………………………………………………….
1.1. Понятие бизнеса…………………………………………………
1.2. Цели оценки бизнеса……………………………………………
1.3. Стандарты оценки бизнеса……………………………………..
1.4. Факторы,влияющие на оценку стоимости предприятия……..
2 Подходы и методы оценки бизнеса………………………………….
2.1. Три подхода к оценке стоимости бизнеса................................
2.2. Доходный подход………………………………………………
2.3. Затратный подход………………………………………………
2.4. Сравнительный подход…………………………………………
3 Оценка стоимости бизнеса на примере ГК «Центральный»……….
3.1. Состояние гостиничного рынка в г.Н.Новгороде…………….
3.2. Общая характеристика объекта оценки………………………..
3.3. Анализ финансового состояния объекта оценки……………..
3.4. Оценка стоимости бизнеса рыночным сравнительным подходом………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………
Цитированная литература…………………………………………………
1.4.Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия.
Для того, чтобы определить стоимость предприятия, необходимо иметь представление о совокупности факторов, влияющих на стоимость, а также о влиянии каждого конкретного фактора. Оценщик при этом должен поставить себя на место владельца или потенциального владельца предприятия.
Важнейшей совокупностью факторов, влияющих на стоимость предприятия, являются факторы со стороны спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые в первую очередь зависят от полезности этого товара, те его будущих прибылей, времени их получения, степени риска, с которым сопряжено их получение, возможности их присвоения и при необходимости перепродажи этого товара [9.153].
Прибыль, которую может получить собственник от реализации предприятия, зависит от характера его операционной деятельности, определяемой соотношением доходов и расходов, и возможности получить прибыль от самой продажи данного предприятия.
На доход предприятия влияют объем продаж и цены реализации.Спрос на продукцию зависит от стадии его жизненного цикла.
На величину выручки влияет качество продукции, определяемое состоянием активов предприятия и технологией производства.
Объем сбыта предприятия ограничивается его производственными мощностями. При их недостатке для того, чтобы предприятие вышло на возможный с точки зрения потребностей рынка сбыт, нужны дополнительные инвестиции в расширении производственных мощностей.
Расходы предприятия зависят от того, что и как производит предприятие, какова потребность предприятия в факторах производства, цены на них и время оплаты за них.
Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник.
Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является ликвидность этой собственности.
Рыночная цена реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес.
Стоимость предприятия в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала, и это учитывается экспертом-оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка к общей расчетной стоимости предприятия.
Отсутствие вертикальной производственной интеграции значительно влияет на стабильность функционирования предприятия.
Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность и изношенность машин и оборудования, также влияет на стоимость предприятий, что следует учесть при его оценке.
Рыночная цена предприятия зависит от того, каковы перспективы предприятия: будет оно развиваться или будет закрыто в силу своей неэффективности.
2.Подходы и методы оценки бизнеса
2.1.Три подхода к оценке стоимости бизнеса
Большинство профессионалов сходятся во мнении о существовании трех подходов к определению стоимости бизнеса :затратного, сравнительного и доходного [4,193].
Доходный подход представляет собой процедуру оценки стоимости, исходящую из принципа непосредственной связи стоимости бизнеса компании с текущей стоимостью его будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и/ или возможной дальнейшей его продажи.
Если предприятие (бизнес) не продается и не покупается, если не существует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения дохода не являются основой для инвестиций, оценка может производиться на основе определения стоимости строительства с учетом амортизации и добавления стоимости замещения с учетом износа, т е затратным подходом. Затратный подход (оценка на основе анализа активов) наиболее применим для компаний специального назначения, материалоемких и фондоемких производств, а также в целях страхования. Оценка на основе анализа активов основана на принципе замещения и сбалансированности.
Когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости подход сравнительный или рыночный, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке. Этот подход базируется на рыночной информации и учитывает текущие действия потенциальных продавцов и покупателей.
В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые различные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на который производится оценка и тд. При этом, если на рынке обращаются десятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение сравнительного подхода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпочтительнее затратный подход.
Каждый из трех названных подходов предполагает использование при оценке присущих ему методов.
В табл. 2.1. приведен сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия.
Таблица 2.1.
Сравнительный анализ подходов к оценке стоимости предприятия
подход | преимущества | Недостатки |
Затратный | 1.Учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов. 2.Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов. 3.Расчеты опираются на финансовые и учетные документы, т е результаты оценки более обоснованы. | 1.Отражает прошлую стоимость. 2.Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки. 3.Не учитывает перспективы развития предприятия. 4.Не учитывает риски. 5.Статичен. 6.Отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия. |
Доходный | 1.Учитывает будущие изменения доходов, расходов. 2.Учитывает уровень риска (через ставку дисконта). 3.Учитывает интересы инвестора. | 1.Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат. 2.Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения. 3.Не учитывает конъюнктуру рынка. 4.Трудоемкость расчетов. |
Рыночный (сравнительный) | 1.Базируется на реальных рыночных данных. 2.Отражает существующую практику продаж и покупок. 3.Учитывает влияние отраслевых факторов на цену акций предприятия. | 1.Недостаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия. 2.В расчет принимается только ретроспективная информация. 3.Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию. 4.Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов.
|
Из анализа достоинств и недостатков всех подходов и методов можно сделать вывод о том, что ни один из них не может быть использован в качестве базового. При этом каждый из них может давать разные, порой противоположные, результаты оценок и представлять интересы различных сторон, например владельцев и потенциальных инвесторов.
Окончательная стоимость бизнеса может быть определена по формуле :
V = ∑ • Vi • Zi
Где Vi – оценка стоимости бизнеса i –м методом (все применимые методы оценки произвольно нумеруются) i=1,..., n- множество применимых в данном случае методов оценки ; Zi- весовой коэффициент метода номер i .
2.2.Доходный подход
Доходный подход предусматривает использование метода капитализации и метода дисконтированных денежных потоков.
1.метод дисконтированных денежных средств.
Это метод определения капитализированной стоимости доходов, при котором последовательно каждый доход или группа доходов со своими ставками дисконтирования приводятся к величине, равной сумме их текущих стоимостей.
В соответствии с этим методом при определении стоимости предприятия оценщик должен решить две задачи : проанализировать и спрогнозировать будущие потоки денежных доходов с точки зрения их структуры, величины, времени и частоты их поступлений и определить ставки, по которым их необходимо дисконтировать[2,133].
Метод дисконтированных денежных потоков используется в следующих случаях:1)Ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих; 2)Можно обоснованно оценить будущие денежные потоки с недвижимости; 3)Объект строится или только что построен; 4)Предприятие представляет собой крупный многофункциональный коммерческий объект; 5)Потоки доходов и расходов имеют сезонный характер.
С теоретической точки зрения метод дисконтирования денежных доходов самый лучший, однако он весьма трудоемок.
Основные этапы оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков:
1. Выбор модели денежного потока.
При оценке бизнеса мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: денежный поток для собственного капитала или денежный поток для всего инвестированного капитала. В обоих моделях денежный поток может быть рассчитан как в текущих ценах, так и с учетом фактора инфляции.
Если расчет ведется в ценах t0 года (постоянные или реальные цены) и известны годовые индексы инфляции (It/t-1), то
CFномt = CFреалt × It/t
где It/t0 = It/t-1 × It-1/t-2…. ×It0-1/t0 ; CFномt, CFреалt – соответственно номинальный и реальный t-й элемент денежного потока.
2. Определение длительности прогнозного периода.
В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).
3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
По западным стандартам прогноз целесообразно выполнять пять лет. За этот период во многих отраслях бизнеса может обновиться номенклатура товара и услуг.
4. Анализ и прогноз расходов.
На данном этапе оценщик должен:
Учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;
Изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;
Оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;
Изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся;
Определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;
Рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;
Сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий – конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.
5. Анализ и прогноз инвестиций.
Данный этап метода включает :1)Определение излишка или недостатка чистого оборотного капитала компании. Излишек увеличивает рыночную стоимость компании, а недостаток должен быть восполнен, поэтому он уменьшает рыночную стоимость;2)Анализ капитальных вложений с целью замены основного капитала по мере его износа и расширения производственных мощностей;3)Расчет изменения долгосрочной задолженности.
6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.