Оценка управления качеством и пути повышения его эффективности

Автор работы: b*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направление развитие производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
§1. Теоретические аспекты качества и управления качеством продукции на предприятии. 4
1.1. Понятия качества продукции. 4
1.2. Управление качеством продукции. 5
1.3. Механизм управления качеством продукции на предприятии. 10
1.4. Международные стандарты семейства ИСО 9000 11
§2. Управления качеством продукции на ОАО «ССК» 14
§3. Оценка управления качеством и пути повышения его эффективности 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
Список используемой литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Система управления качеством.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ            2

§1. Теоретические аспекты качества и управления качеством продукции на предприятии. 4

1.1. Понятия качества  продукции. 4

1.2. Управление  качеством продукции. 5

1.3. Механизм  управления качеством продукции на предприятии. 10

1.4. Международные  стандарты семейства ИСО 9000     11

§2. Управления качеством продукции на ОАО «ССК»    14

§3. Оценка управления качеством и пути повышения его эффективности 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Список используемой литературы 20 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

     Актуальность  выбранной  темы несомненна потому, что в России сейчас происходит рыночная реформа, а одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции.

     Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

       В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных  исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемые сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы - производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия

       В рыночной экономике производитель  и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направление развитие производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

     Информационная  база исследования. При подготовке работы использовались материалы периодической печати, представленные в основном статьями менеджеров, юристов и практических разработчиков систем управления качеством продукции на производстве. Для более полного раскрытия темы был использован достаточно объемный материал специальной литературы, перечень которой приведен в заключительной части. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 1. Теоретические аспекты качества и управления качеством продукции на предприятии.

1.1. Понятие качества продукции.

В современных  условиях перехода к рыночной экономике  среди множества проблем, связанных с обеспечением, как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг. В ближайшие годы в лучшем положении окажутся те предприятия, которые смогут обеспечить не только наивысшую производительность труда, но и высокое качество, новизну и конкурентоспособность продукции. - Понятия и термины, используемые в области управления качеством, определяются международными и национальными стандартами.

       Качество – совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

     Объект — это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо.

Всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

1.2. Управление качеством  продукции.

       Управление  качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потребления продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества. Также можно сказать, что это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Примечание:

  1. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.
  2. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.

       Управление  качеством продукции в соответствии с ГОСТ 15467-79 – это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, цель которых – установить, обеспечить и поддерживать необходимый уровень ее качества. Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают, как на до производственной стадии, так и на производственной, и после производственной стадиях жизненного цикла продукции. Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

       Универсальная схема управления качеством продукции, предложенная проф. А.В. Гличевым, представлена на схеме:

       Схема состоит из шести  блоков. К числу  факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы), относятся:

  • станки, машины, другое производственное оборудование;
  • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения  качества более многочисленны. Сюда относятся:

  • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
  • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
  • интерьер и производственный дизайн;
  • характер материальных и моральных стимулов;
  • морально-психологический климат в  производственном коллективе;
  • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
  • состояние социально-материальной среды работающих.

       Основной  задачей каждого предприятия (организации) является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые:

  • отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
  • удовлетворяют требованиям потребителя;
  • соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
  • отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
  • предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам;
  • направлены на получение прибыли. (Международные стандарты. Управление качеством продукции. ИСО 9000 — ИСО 9004, ИСО 8402).

       Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

Политика  в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • расширение или завоевание новых рынков сбыта;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
  • ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса.

       Управление  качеством продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга. В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества, включает 11 этапов:

       Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а именно отношение и к любой управленческой  и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деминга показано на рис. 3.5 и включает планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION). 

       В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается  сущность реализации, так называемых общих функций управления. Эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.

       Управление  качеством отличается от контроля, который в основном сводиться  к отделению хороших изделий  от плохих. Качество продукта после  завершения процесс производства не может быть изменено в результате контроля.

       Управление  качеством имеет дело со всей системой разработки производства, эксплуатации (потребления) и утилизацию товара. Задачей управления качеством является установление причин брака, где бы он не возникал, а затем установление этих причин и обеспечение производства продукции лучшего качества.

Вывод: Современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технологической конкуренцией, характерной для рыночных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Механизм управления качеством продукции на предприятии.

       Управление  качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровне, а также на уровне фирмы (предприятия).

     Механизм  управления качеством продукции  представляет собой совокупность взаимосвязанных  объектов и субъектов управления используемых принципов, методов и  функций управления на раз личных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управлении качеством.

Информация о работе Оценка управления качеством и пути повышения его эффективности