Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:23, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что реальные взаимоотношения в организации всегда намного глубже и сложнее той формальной структуры, в рамках которой они протекают.
Принято рассматривать три аспекта организационных взаимоотношений, между:
людьми (равными или начальниками и подчиненными);
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Организационная культура и ее проявления…………………6
Понятие организационной культуры……………………………………6
Содержание и уровни организационной культуры……………… ……9
Типология организационной культуры…………………………………12
Глава 2. Взаимосвязь между организационной культурой и эффективностью организации……………………………………………..22
1.1 Роль организационной культуры в эффективности организации……………………………………………………………………22
1.2 Организационная культура в России и США………..………………......22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы …………………………………......28
Базовые предположения. Если решение проблемы сработает неоднократно, оно становится само собой разумеющимся. К тому, что однажды было гипотезой, поддержанной только интуицией или ценностью, постепенно начинают относиться как к реальности. Базовые предположения становятся настолько само собой разумеющимися, что в культурной общности обнаруживается лишь незначительные вариации поведения. Фактически, если базовое предположение твердо поддерживается в группе, ее члены сочтут поведение, основанное на любой другой посылке, непонятным.
Шайн считает, что "хотя сущность культуры группы заключается в модели разделяемых, само собой разумеющихся базовых предположений, культура будет проявлять себя на уровнях наблюдаемых артефактов и совместно поддерживаемых ценностей, норм и правил поведения. При анализе культуры важно понять, что артефакты легко наблюдать, но трудно расшифровать, и что ценности могут отражать лишь объяснения поступков и намерений задним числом или определенные стремления. Чтобы понять культуру группы, следует попытаться проникнуть в ее общие базовые предположения и осознать процесс научения, благодаря которому эти предположения закрепились.
Поэтому самой важной проблемой для лидера является то, как добраться до более глубоких слоев культуры, как оценить функционирование предположений, сделанных на каждом уровне и как справляться с тревогой, которая возникает, когда эти предположения оспариваются".
1.3. Типология организационной культуры
Было предпринято множество попыток классифицировать и типологизировать организационные культуры с тем, чтобы описать явления, про исходящие в организациях, и дать определенный набор рекомендаций руководителям и подчиненным.
Ф. Герцберг, Гирт Хофстид и Д. Божеле в основе своих классификаций рассматривали следующие критерии:
1. "Индивидуализм-коллективизм"
Если коллективистская культура организации предполагает принятие решений на основе личных отношений, то индивидуалистская культура делает главный упор на формально-деловой принцип.
Для "коллективистской" культуры характерно следующее:
Для "индивидуалистской" культуры характерно, что:
2. Дистанция власти.
По признаку "дистанция власти" характеризуется уровень демократизации (авторитаризации) стиля управления. Вводятся понятия низкого или высокого индексов дистанции власти, характеризующие глубокие различия в структуре управления организацией, в системе распределения ролей и т.п.
Высокий индекс дистанции власти означает признание того, что иерархия - это природное неравенство, приказы не обсуждаются, сила преобладает над правом, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются выражать свое мнение, высказывать несогласие, не слишком доверяют друг другу.
Низкий индекс, в свою очередь, означает, что в организации довольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое руководство ориентируется на удобный для работников стиль управления, право первенствует по отношению к силе, высшие руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между рядовыми сотрудниками - солидарность.
Низкий индекс:
Высокий индекс:
3. Стремление к избежанию неопределенности
В организации с высоким индексом стремления к избежанию неопределенности руководители в большей степени заняты частными вопросами и деталями, они ориентированы на выполнение задания и более или менее постоянны в своем стиле управления, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность; низкая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление.
В организациях с
низким значением данного
Низкий индекс:
- Для персонала характерна большая готовность жить настоящим днем.
- Работники предпочитают небольшие организации.
- Малый средний возраст работников среднего уровня.
- Различия в критериях для подбора руководителей и рядовых сотрудников.
- Устойчивая мотивация на достижение целей.
- Надежда на успех.
- Большая готовность к риску.
- Предпочтение управленческой
карьеры перед карьерой
- Руководитель не является
специалистом в сфере
- При достижении прагматических целей возможно пренебрежение к иерархической
структуре организации.
- Конфликт в организации
расценивается как
- Соперничество и конкуренция между работниками - нормальное и продуктивное
явление.
- Большая готовность к
достижению компромисса с
- Большая терпимость по отношению к неопределенности в своей работе.
Высокий индекс:
- У работников большая тревога за будущее
- Работники предпочитают крупные организации.
- Средний возраст руководителей высокого ранга высокий.
- Большая сопротивляемость изменениям и стремление как можно дольше оставаться на одном рабочем месте.
- Низкая мотивация на достижение целей.
- Боязнь успеха.
- Слабая готовность к риску.
- Предпочтение карьеры
специалиста перед карьерой
- Руководитель должен
быть экспертом в сфере
- Правила иерархических
структур должны быть
Характеристика организаций по признаку
"Стремление к избежанию неопределенности". - Конфликты в организации нежелательны.
- Соревнование и конкуренция
между сотрудниками не
- Меньшая готовность к
достижению компромисса с
- Неготовность к
4. "Маскулинизация - феминизация"
Отражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания.
"Мужская" культура:
"Женская" культура:
Р. Харрисон попытался классифицировать культуру как "организационные идеологии".
По мнению автора, существуют следующие виды идеологий:
Ориентированная на власть - конкурентная, опирающаяся скорее на личность, чем на экспертные знания.
Ориентированная на людей - основанная на независимости работников, отрицающая управленческий контроль.
Ориентированная на задачу - сфокусированная на компетентности, динамичная.
Ориентированная на роль - сфокусированная на легитимности, законности и бюрократии.
Чарльз Хэнди построил свою типологию на основе классификации Харрисона, однако вместо термина "идеология" он предложил термин "культура", так как, по его мнению, термин "культура" лучше передает феномен всепроникающего образа жизни или совокупности норм.
Автор выделил следующие четыре типа культуры:
1. Культура власти: существует центральный источник власти, который производит контроль; мало правил и процедур, атмосфера конкурентная, ориентированная на власть и политику.
2. Культура роли: работа контролируется процедурами и правилами, а роль, или должностные обязанности, представляют для людей более важное значение, чем человек, который ее исполняет. Власть ассоциируется с должностью, а не с чело веком.
3. Культура задачи: целью является объяснение необходимых для решения задачи людей и создание им условий для совместной работы. Влияние основывается больше на экспертной власти, чем на должности или личной власти. Здесь культура адаптивна, а важность командной работы возрастает.
4. Культура личности: центральное место отводится человеку. Организации существуют только для обслуживания помощи людям в их работе.
Пожалуй, самую детальную концепцию организационных культур предложили Ким Камерон и Роберт Куинн. Они, также как Харрис и Хэнди, выделяют четыре типа культур:
1. Клановая культура характеризуется разделяемыми всеми ценностями и целями, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как "мы". Такие организации похожи скорее на большие се.мьи, чем на объекты экономической деятельности. Вместо правил и процедур иерархии или конкурирующих прибыльных центров рынка - бригадная работа. Клановая культура - очень дружественное место работы, где у людей масса общего.
Организации похожи на большие семьи. Лидеры воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она делает акцент на долгосрочной выгоде совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботу о людях.