Организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:09, курсовая работа

Описание

Выражение «культура» в отношении организаций со временем стало обозначать доминирующую систему ожиданий и ценностей членов организации. Организационную культуру необходимо рассматривать как две стороны одной медали, одной стороной которой служат разделяемые ценности и нормы поведения, а на другой – ожидания. На поверхности лежит явная культура, проявлением которой служит характер управления. Под поверхностью скрыта безусловная культура, которая хранит в себе мнение руководства и персонала в отношении того, что действительно важно. Безусловная культура, вероятно, более четко отражает реальность.

Работа состоит из  1 файл

СРСП менеджмент.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

•      "толщина" культуры, которая характеризуется  количеством важных предположений, разделяемых работниками. В некоторых  культурах такие верования и  ценности четко ранжированы и  имеют многоуровневую структуру, в  результате чего они оказывают сильное влияние на поведение в организации;

•  степень  разделяемости культуры членами  организации, которая зависит от ее "толщины";

• ясность  приоритетов культуры.  

Сильная культура не только создает преимущества для организации, она является и достаточно серьезным препятствием на пути проведения изменений в ней. "Новое" в культуре всегда слабее. Поэтому считается лучшим иметь умеренно сильную организационную культуру.

Существуют  следующие методы поддержания культуры в организации, при этом они сводятся не только к найму нужных и увольнению ненужных людей:

-  объекты  и предметы внимания, оценки, контроля  со стороны менеджеров. Это один  из наиболее сильных методов  поддержания культуры в организации,  так как своими повторяющимися  действиями менеджер дает знать сотрудникам, что является важным и что ожидается от них.

-  реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. Глубина и размах подобных ситуаций могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих ее в определенной мере. При этом менеджеры и их подчиненные раскрывают для себя иные качества организационной культуры.

-  моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчиненными через то, как они должны исполнять свои роли. Менеджеры могут специально встраивать важные "культурные" сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчиненным по работе. Так, учебный фильм может концентрировать внимание на чистоте рабочего места. Менеджер сам может демонстрировать подчиненным, например, определенное отношение к клиентам или умение слушать других. •   критерии определения вознаграждений и статусов. Культура в организации включает в себя и систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определенным образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большее значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В том же направлении работает система статусных позиций в компании.

•   критерии принятия на работу, продвижения  и увольнения. Это один из основных способов поддержания культуры в  организации. То, из чего исходит фирма  и ее руководство, регулируя весь кадровый процесс, становится быстро известно ее членам по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в компании культуры.

•   организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие  в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относят стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определенные управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное "культурное" значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников. С течением времени и под воздействием обстоятельств культура может претерпевать изменения. Поэтому важно знать, как проводить изменения такого рода. Методы изменения культуры организации созвучны методам поддержания культуры, например:

•   изменение объектов и предметов внимания со стороны менеджера;

•   изменение  стиля управления кризисом или конфликтом;

•   изменение  критериев стимулирования;

•   смена  акцентов в кадровой политике;

и т.д. Следует  отметить, что изменения в поведении  могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Это происходит не неизбежно или автоматически, а связано с той ролью, которую играет в этом процессе "передача" культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации связь между изменениями в поведении и культуре в ту или иную сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для анализа важно различать изменения культуры и другие организационные изменения и исследовать их одновременно.

4.ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ФИРМЫ

        Конкуренция и конкурентная борьба  являются главным содержанием  функционирования экономической  системы, базирующейся на рыночных  механизмах, ключевыми категориями  в общей схеме категорий рыночного  хозяйства.

Конкуренция (от лат. Concurentia - состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой  любой желающий что-либо купить или  продать может выбирать между  различными поставщиками и покупателями. Другая трактовка термина "конкуренция" предлагает понимать под конкуренцией "процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции"

Конкурентоспособность предприятий оптовой торговли как  предпринимательских структур можно  рассматривать как систему взаимосвязанных  конкурентных преимуществ, что позволяет понимать конкурентоспособность как эффективность управления конкурентными преимуществами. Развитая конкуренция во многих отраслях экономики формирует новые требования ко всем рыночным контрагентам. Такая ситуация требует обеспечения устойчивости предприятий, которая возможна на основе постоянного повышения уровня качества товаров и услуг, предлагаемых предприятиями оптовой торговли, а также эффективного управления их деятельностью, ориентированного на достижение своих целей путем повышения уровня конкурентоспособности.

Конкурентный  потенциал отражает ориентацию и  мобилизацию потенциала предприятия  на реализацию конкурентной стратегии  и создание устойчивых конкурентных преимуществ В данном случае большое  значение имеет потенциал предприятия, уровень развития которого определяет его успех на рынке. В то же время необходимо отметить неразрывную связь указанных коммерческих и организационных функций, которые должны реализоваться в определённой системной последовательности, определяемой комплексом факторов и условий функционирования предприятий оптовой торговли. От эффективности реализации указанных функций оптового торгового предприятия зависит фактически конкурентоспособность предприятия в целом, позволяющая завоевать новые рыночные сегменты на рынке товаров и услуг. Конкурентное преимущество торгового предприятия определяется совокупностью внутрисистемных факторов (производственный потенциал), совокупностью системных факторов (ресурсный потенциал, включая производственный), совокупностью внешнесистемных факторов (интеграционный потенциал, включающий производственный и ресурсный). Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества предприятия и его конкурентоспособности.  

В то же время конкурентное преимущество определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эффективного использования факторов и условий развития предприятия, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов. В масштабе предприятия все параметры факторов в их системном единстве влияющие на конкурентное преимущество определяются интегральным потенциалом.

Анализ  существующих методик оценки конкурентоспособности  предприятия позволил выделить базовые  критерии и группы показателей, характерных для многих предприятий оптовой торговли, которые показаны в таблице 1.

В основе роста конкурентоспособности предприятия  оптовой торговли лежит качество и конкурентоспособность товаров, а также качество реализа-ции  торговых функций, касающихся обслуживания потребителей. И то и другое зависит  непосредственно от таких элементов  организационной культуры как "ориентация на потребителя", "ориентация на персонал", изменение которых лежит в основе роста всех других элементов.

Наши  фирмы и предприятия, еще не ясно осознают, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представления о ценностях пришли в движение. Не ясно, осознают ли наши предприниматели и то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.

Многие  западные и российские предприниматели  пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические  перегородки, где каждый кровно заинтересован  в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие. Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.

Ценности (или ценностные ориентации), которых  может придерживаться индивид, являются второй общей категорией, включаемой авторами в определение организационной культуры. Ценности ориентируют индивида в том, какое поведение следует считать допустимым или недопустимым.

Третьим общим атрибутом понятия организационной  культуры считается "символика", посредством которой ценностные ориентации "передаются" членам организации.

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами  организации и получающих выражение  в заяв-ляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через "символические" средства духовного и материального внутри-организационного окружения.

Руководители, заинтересованные в повышении конкурентоспособности  своего предприятия, завоевании конкурентных преимуществ за счет повышения уровня культуры предприятия, должны правильно организовать работу по формированию сильной культуры торгового предприятия.

При организационной  подготовке назначаются ответственные  лица, формируются рабочие группы по решению проблем организационной культуры в каждом подразделении, включая систему управления. В процессе реализации мероприятий по повышению уровня организационной культуры проводится обучение, тренаж, оценка стиля руководства и его соответствия принципам сильной культуры, осуществляется разработка эффективных ролевых моделей сотрудников и менеджеров. В этом аспекте большое значение приобретает политика рыночных коммуникаций как элемент системного управления, которая ставит своей целью формирование и стимулирование спроса товаров для увеличения продаж, повышение конкурентоспособности и прибыльности предприятия.

Отношения торговых предприятий представляют собой комплекс участников торгового  обмена, бизнеса, внешняя и внутренняя среда. Важность организации этих отношений в рамках организационной культуры предприятия не вызывает сомнений, т.к. без взаимосвязи между культурой и стратегией развития конкурентных преимуществ не может быть достигнут высокий уровень конкурентоспособности предприятий.

С точки  зрения маркетингового инструментария, организационная культура является способностью предприятия эффективно соединять элементы структуры маркетинга-микс в процессе бизнеса. Применение такого подхода позволит повысить эффективность  управления в целом. На эффективность управления конкурентоспособностью предприятия оказывает влияния организационная культура, мотивация и удовлетворенность сотрудников предприятия.

     Анализируя  проблему продвижения товара на рынок, проблему длительных конкурентных преимуществ предприятия и их постоянного развития, система управления предприятием и подсистема маркетингового управления конкурентоспособностью должны постоянно и системно формировать политику рыночных коммуникаций, базирующихся на сильной организационной культуре предприятия.

     Эффективность организационной культуры находит  прямое проявление в эффективности  системы управления конкурентоспособностью предприятия, чем выше уровень организационной  культуры, тем выше эффективность  всей системы управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.АУДИТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТОО «АВТОТРЕЙД-К»

Информация о работе Организационная культура