Организационная структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть организационную деятельность в управлении.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Рассмотреть функцию организации и её элементы;
Изучить процедуру делегирования;
Дать понятие горизонтального и вертикального разделения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ 4
Функция организации и её элементы 4
Распределение задач и полномочий, процедура делегирования 5
Горизонтальное и вертикальное разделение труда 8
Уровни управления 10
Принципы построения организационных структур 13
Централизованные и децентрализованные структуры, их преимущества и недостатки 17
II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ «АПАТИТЫВОДОКАНАЛ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 262.42 Кб (Скачать документ)

1.3 Горизонтальное и  вертикальное разделение  труда

В теории организации труда и управления предприятием выделяют вертикальное и горизонтальное разделение труда. Главной задачей разделения труда является создание условий для неуклонного роста производительности труда.

Вертикальное  разделение труда предполагает управление и координацию определенных групп людей для достижения поставленной цели. Схема вертикального разделения труда (рис.1).

Рис. 1 Вертикальное разделение труда

Вертикальная  дифференциация связана с иерархией  управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между  высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителями, занимающим эти должности.

К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях фирмы. Сюда входят менеджеры функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший  уровень — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмы, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

Горизонтальное  разделение труда – разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. составляющие части общей деятельности.

Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками. Схема горизонтального разделения труда (рис.2).

Рис. 2 Горизонтальное разделение труда

На схеме  отражены подходы к охвату контролем  и функционализации. Охват контролем - это число подчиненных, которые  отчитываются перед одним руководителем. Функционализация — это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.

Руководители  высшего уровня (РВУ) имеют прямой контроль над руководителями среднего уровня по производству, бухгалтерскому учёту, маркетингу и др.

Руководители  среднего уровня (РСУ) имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня.

Руководители  низшего уровня (РНУ) имеют контроль над определённым числом исполнителей.

Это можно  рассматривать как функционализацию, в результате которой образуются те или иные специализированные подразделения. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно.

1.4 Уровни управления

Вне зависимости  от того, сколько существует уровней  управления в организации руководителей  всех уровней традиционно делят  на три категории, соответствующие  трём уровням управления.  При  котором выделяются: высший, средний  и нижний уровень (звено) управления (рис. 3).

Рис. 3 Уровни управления

1. Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек.

Типичные  должности руководителей  высшего звена - президент, вице-президент, директор и его представители.

Задача  высшего звена - это текущее и стратегическое планирование и управление. 

Сильные руководители высшего звена накладывают  отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно  действующие руководители высшего  звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.

Специфические требования:

  • Гибкость в принятии решений;
  • Учёт макросреды;
  • Способность предвидения ( основанная на профессиональном опыте, интуиции);
  • Способность к новаторству;
  • Адаптация к переменам.

Структура затрат времени высших руководителей:

  1. 59% времени занимают заседания и встречи;
  2. 22%  - работа с документами и корреспонденцией;
  3. 6%  - телефонные разговоры;
  4. 3% - поездки, осмотры;
  5. 10% - незапланированные встречи.

2. Работа младших начальников координируется и контролируется средним организационным уровнем. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.

Типичными должностями руководителей  среднего звена управления являются: начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, функциональные руководители.

Руководитель  среднего звена часто возглавляет  крупное подразделение или отдел  в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом.

Задачи  среднего звена:

  1. Координирование работы младших начальников (менеджеров).
  2. Подготовка необходимой информации для руководства высшего звена.
  3. Представление решений высшего звена управления в удобной, понятной форме младшим начальникам (в виде конкретных заданий).
  4. Анализ производственно-экономических показателей.
  5. Оказание содействия своими решениями продвижению новых разработок, идей.

Специфические требования:

  • Владение различными методиками анализа с использованием компьютерных средств;
  • Знание научных методов управления и принятия решений;
  • Владение методами в области психологии управления ;
  • Умение мотивировать труд.

Основной  характеристикой среднего уровня менеджмента  является то, что он является информационно-аналитическим  центром. С одной стороны, представители  этого уровня анализируют то, что  происходит на низовом уровне, с  другой - дают информацию, которая может  быть использована при стратегическом планировании, высшему руководству.

3. Нижний организационный  уровень - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Большую часть руководителей в крупной организации составляют именно младшие начальники. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Типичным  должностями на данном уровне являются: мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники.

Задачами  для низшего звена  являются: распределение заданий, контроль за ходом их выполнения; ответственность за рациональное использование ресурсов.

Характер  работы:

  • Частая смена заданий (оперативная работа);
  • Короткий период выполнения текущих решений, которые принимает мастер;
  • Больше контактирует с исполнителями, чем с начальством.

Специфические требования:

  • Умение ослаблять напряжённость от решений высшего руководства;
  • Умение предотвращать конфликты;
  • Обоснованное, рациональное распределение заданий и закрепление ответственности за работниками;
  • Способность мотивировать труд.

Итак, существенная особенность современной структуры  управленческого аппарата фирм состоит  в отделении стратегических и  координационных задач управления от оперативной деятельности: высший уровень управления ориентирован в  первую очередь на разработку стратегических направлений и целей развития, координацию деятельности в глобальном масштабе, принятие важнейших, производственно-хозяйственных  решений; средний уровень призван  обеспечить эффективность функционирования и развития фирмы путем координации  деятельности всех подразделений; низовой  уровень сосредоточен на оперативном  решении задач по организационной  деятельности в рамках отдельных  структурных подразделений, главной  задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску  продукции и получении прибыли.

1.5 Принципы построения  организационных  структур

Производственная  структура предприятий определяет структуру управления им. Структура управления предприятием - это состав управленческих подразделений и их взаимосвязи.

Для осуществления  функций управления на предприятиях создаётся аппарат управления, который  подразделяется на отдельные, но взаимосвязанные  части - органы управления. Каждый орган  управления (например, бухгалтерия) выполняет  определённый комплекс операций и процедур по управлению производством, т.е. осуществляет функции управления.

Аппарат управления по горизонтали  делится на звенья, по вертикали - на ступени  управления, а промежуточным связующим компонентом структуры между этими элементами являются связи, образующие иерархию. Звено управления - это самостоятельный орган (или исполнитель) аппарата управления (например, инспектор по кадрам). Последовательность подчинения органов управления, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступени управления.

Определение целесообразного количества ступеней в иерархии управления предприятием, установление на каждой ступени управления определённого и чёткого круга  прав и обязанностей, проектирование взаимосвязей между звеньями или  ступенями аппарата управления составляют важнейшие вопросы управления, влияющие на рациональные структуры управления предприятием. Структура аппарата управления, дополненная связями и взаимодействием  отдельных органов управления, называется организационной структурой управления (ОСУ).

На организационную  структуру управления предприятием оказывают влияние объём производимой продукции, тип производства, уровень  специализации, концентрации, кооперирования производства, уровень автоматизации  и другие факторы.

Существуют  следующие основные виды организационных  структур управления:

  1. Линейная;
  2. Функциональная;
  3. Линейно-функциональная.

В соответствии с этим аппарат управления предприятием включает линейных (генеральный директор объединения, директор предприятия, начальник  цеха, мастер) и функциональных (начальников  функциональных отделов, бюро) руководителей.

1. Линейная структура  характеризуется непосредственным воздействием руководителя на управляющее звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единолично отвечает за работу подчинённых звеньев. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, а он подчинён вышестоящему начальнику (рис. 4).

Рис. 4 Линейная структура  управления

Такая структура применяется при небольших  объёмах работ и численности  работников. Линейная структура обеспечивает полное выполнение принципа единоначалия, повышает ответственность каждого  руководителя за конечные результаты труда в его подразделении. Но вместе с тем требует от руководителей  глубоких и разносторонних знаний, что при большом объёме производства и его сложности ограничивает использование такого принципа построения организационной структуры управления.

Информация о работе Организационная структура