Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть организационную деятельность в управлении.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
Рассмотреть функцию организации и её элементы;
Изучить процедуру делегирования;
Дать понятие горизонтального и вертикального разделения
ВВЕДЕНИЕ............................................................................. 3
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ 4
Функция организации и её элементы 4
Распределение задач и полномочий, процедура делегирования 5
Горизонтальное и вертикальное разделение труда 8
Уровни управления 10
Принципы построения организационных структур 13
Централизованные и децентрализованные структуры, их преимущества и недостатки 17
II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ «АПАТИТЫВОДОКАНАЛ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.3 Горизонтальное и вертикальное разделение труда
В теории организации труда и управления предприятием выделяют вертикальное и горизонтальное разделение труда. Главной задачей разделения труда является создание условий для неуклонного роста производительности труда.
Вертикальное разделение труда предполагает управление и координацию определенных групп людей для достижения поставленной цели. Схема вертикального разделения труда (рис.1).
Рис. 1 Вертикальное разделение труда
Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителями, занимающим эти должности.
К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.
Средний уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях фирмы. Сюда входят менеджеры функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмы, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.
Горизонтальное разделение труда – разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. составляющие части общей деятельности.
Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками. Схема горизонтального разделения труда (рис.2).
Рис. 2 Горизонтальное разделение труда
На схеме отражены подходы к охвату контролем и функционализации. Охват контролем - это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем. Функционализация — это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.
Руководители высшего уровня (РВУ) имеют прямой контроль над руководителями среднего уровня по производству, бухгалтерскому учёту, маркетингу и др.
Руководители среднего уровня (РСУ) имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня.
Руководители низшего уровня (РНУ) имеют контроль над определённым числом исполнителей.
Это можно
рассматривать как
1.4 Уровни управления
Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления в организации руководителей всех уровней традиционно делят на три категории, соответствующие трём уровням управления. При котором выделяются: высший, средний и нижний уровень (звено) управления (рис. 3).
Рис. 3 Уровни управления
1. Высший организационный уровень – руководство высшего звена – гораздо малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена – всего несколько человек.
Типичные должности руководителей высшего звена - президент, вице-президент, директор и его представители.
Задача высшего звена - это текущее и стратегическое планирование и управление.
Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо.
Специфические требования:
Структура затрат времени высших руководителей:
2. Работа младших начальников координируется и контролируется средним организационным уровнем. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникает два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Таким образом образуется четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.
Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: начальники цехов, начальники лабораторий, начальники отделов, функциональные руководители.
Руководитель
среднего звена часто возглавляет
крупное подразделение или
Задачи среднего звена:
Специфические требования:
Основной характеристикой среднего уровня менеджмента является то, что он является информационно-аналитическим центром. С одной стороны, представители этого уровня анализируют то, что происходит на низовом уровне, с другой - дают информацию, которая может быть использована при стратегическом планировании, высшему руководству.
3. Нижний организационный уровень - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). Большую часть руководителей в крупной организации составляют именно младшие начальники. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.
Типичным должностями на данном уровне являются: мастера, старшие мастера, руководители малых групп, младшие начальники.
Задачами для низшего звена являются: распределение заданий, контроль за ходом их выполнения; ответственность за рациональное использование ресурсов.
Характер работы:
Специфические требования:
Итак, существенная
особенность современной
1.5 Принципы построения организационных структур
Производственная
структура предприятий
Для осуществления функций управления на предприятиях создаётся аппарат управления, который подразделяется на отдельные, но взаимосвязанные части - органы управления. Каждый орган управления (например, бухгалтерия) выполняет определённый комплекс операций и процедур по управлению производством, т.е. осуществляет функции управления.
Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, по вертикали - на ступени управления, а промежуточным связующим компонентом структуры между этими элементами являются связи, образующие иерархию. Звено управления - это самостоятельный орган (или исполнитель) аппарата управления (например, инспектор по кадрам). Последовательность подчинения органов управления, находящихся на одном горизонтальном уровне, образует ступени управления.
Определение
целесообразного количества ступеней
в иерархии управления предприятием,
установление на каждой ступени управления
определённого и чёткого круга
прав и обязанностей, проектирование
взаимосвязей между звеньями или
ступенями аппарата управления составляют
важнейшие вопросы управления, влияющие
на рациональные структуры управления
предприятием. Структура аппарата управления,
дополненная связями и
На организационную
структуру управления предприятием
оказывают влияние объём
Существуют следующие основные виды организационных структур управления:
В соответствии с этим аппарат управления предприятием включает линейных (генеральный директор объединения, директор предприятия, начальник цеха, мастер) и функциональных (начальников функциональных отделов, бюро) руководителей.
1. Линейная структура характеризуется непосредственным воздействием руководителя на управляющее звено по всем функциям управления. Линейный руководитель единолично отвечает за работу подчинённых звеньев. Ему подчинены руководители и исполнители нижестоящих подразделений, а он подчинён вышестоящему начальнику (рис. 4).
Рис. 4 Линейная структура управления
Такая
структура применяется при