Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить основные модели менеджмента, для этого поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть американскую модель управления;
2. описать японскую систему управления;
3. исследовать европейскую модель управления;
4. постараться описать российскую модель управления: складывание и основание, основное ее содержание;
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Модели и формы менеджмента………………………………………5
1.1 Американская модель ....…………………………………………5
1.2 Японская модель………………………………………………….9
1.3 Европейская модель……………………….……………………...16
1.4 Российская модель……………………………………………….23
Глава 2. Опыт успешных компаний в возможности реализации эффективного менеджмента в России…………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы……………………………………………………………..39
Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте. [22]
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников, поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда. Таким образом, менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.
О феномене Японии написано много увлекательных книг, но неожиданность ее экономического расцвета еще долгое время будет под пристальным вниманием исследователей. Остановимся только на основных моментах, позволяющих понять особенности модели японского менеджмента.
1. Образование является первым фактором растущего превосходства японского менеджмента. Оно заключается прежде всего в единодушном понимании важности учебы и умении японцев учиться с рождения до смерти. На обучение ориентировано все население, детей и взрослых учат трудиться и радоваться общим победам. Сравнение систем образования США и Японии показывает, что Америка лидирует только в системе высшего образования, у Японии мировое лидерство в таких сферах образования, как начальное и среднее, домашнее образование, образование в повседневной жизни и профессиональное обучение. Отличительной чертой японского образования является ориентация обучения (с младшего возраста) на способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать действия. При этом знания о мире, математика, статистика и научная методология являются исходными материалами обучения.
2. Категория «конкурентоспособность» (во многом благодаря японским методам управления) включает две составляющие: поддержание повышающихся жизненных стандартов и сохранение лидирующих позиций в мировой экономике.
Классическая
теория менеджмента для увеличения
конкурентоспособности
Эффективность рекомендаций в предлагаемых сферах во многом зависела и от особенностей управления организациями (рис. 1.2.1).
Рис. 1.2.1
Распределение уровней
К решению вопросов конкурентоспособности японские менеджеры подошли с точки зрения обновленных идей качества. С конца 40-х гг. началось широкое, повсеместное освоение статистических методов контроля качества, основанное на обучении и овладении навыками их практического применения. Это был первый шаг японской промышленности к комплексному управлению качеством.
Вторым шагом было настойчивое и последовательное изучение запросов потребителя и воспитание уважения к его требованиям. Потребителю стали доверять больше, чем любым прогнозным методам, — потребитель лучше всех знал свои потребности и свои экономические возможности. Культ потребителя проник так глубоко, что на многих предприятиях персонал низшего звена призывал, чтобы в цепочке исполнителей каждый исполнитель последующей операции рассматривался как потребитель. Это помогло установить контроль качества за производством сырья, материалов и комплектующих изделий. При этом все население стремилось к участию в «качестве», а на государственном уровне всеобщее стремление поддерживалось законодательством и гласной оценкой ошибок, допущенных изготовителями продукции. В организации работ по обеспечению высокого качества большую роль играло среднее звено производства: мастера и бригадиры. Для этой категории работников с середины 1960-х гг. по национальному телевидению стали специально проводить курсы по овладению передовыми методами организации работ по повышению качества и конференции, позволяющие мастерам и бригадирам рассказывать о своем положительном опыте.
Важную
роль в реализации стратегии качества
сыграла мобилизация
Важную
роль играло государственное влияние
на повышение качества. Продукция, предназначенная
для продажи на внешнем рынке,
подлежала обязательной сертификации.
Если предпринимались попытки
В процессе
реализации стратегии тотального качества
руководители японских промышленных предприятий
научились максимально
Примечательны три основные черты японских промышленных организаций: во-первых, пожизненная занятость, во-вторых, влияние стажа на оклады и зарплату и, в-третьих, организация профсоюзов.
Японский менеджмент принимает
профсоюз как законного посредника
между управлением и рабочими
в вопросах заработной платы. Но поскольку
профсоюзы в Японии не разделяются
по профессиям, а являются союзом рабочих
одной фирмы, то они разделяют
такие ценности менеджмента, как
производительность, прибыльность и
рост. Профсоюзы отдают себе полный
отчет в том, что рабочие могут
повысить свой уровень жизни только
путем повышения
Уникальность японской модели менеджмента обусловлена в значительной мере исторически сложившейся изоляцией (с 1603 до 1853 г. она была отрезана от иностранного влияния), культурой коллективного взаимодействия и строгой иерархией моральных и социальных обязанностей. Менеджеры учатся проявлять искреннюю преданность своей компании, у них стирается грань между жизнью и работой. Преданность компании вознаграждается пожизненным наймом и регулярным продвижением по службе.
Таким образом, можно сделать вывод, что такие качества, как умение жить в гармонии и сотрудничестве, упорный труд и постоянная учеба японских менеджеров, обеспечивают конкурентоспособность компаний и экономическое развитие всей страны.
В целом, в Японии меньше жалоб и претензий к менеджменту по двум основным причинам: во-первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во-вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам.
Понятие «европейская модель менеджмента» стало широко использоваться в связи с развитием Европейского союза. В понятие европейской модели включают совокупность общих черт менеджмента Германии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Нидерландов и других стран Европы.
Но каждое
европейское государство имеет
свои исторические, культурные и экономические
пути развития. В соответствии с
этими процессами развивались и
закреплялись национальные черты менеджмента
этих стран. В этой связи европейская
модель представляется как совокупность
национальных моделей. Особое влияние
на эволюцию национальных моделей европейского
менеджмента оказала
Рис. 1.3.1 Планирование организационных изменений
Территориальная близость Великобритании к европейскому континенту позволила на рубеже XVIII-XIX вв. промышленному перевороту английских фабрик распространиться на Францию, а позже — на Германию.
Современная
Франция является крупнейшим экспортером
мира продукции пищевой
Французский
язык долгое время был признанным
языком дипломатии. Особая точность (по
сравнению с американским английским
и другими языками) этого языка
оказала влияние на поведение
менеджеров и методы управления организацией.
Точность и красота языка, с одной
стороны, придают особую тональность
в общении людей, воспитывают
уважение к логике, рациональности
и вниманию к деталям, с другой
— порождают индивидуализм и
самоуверенность. Следует отметить,
что последние качества нередко
снижают эффективность
Рис. 1.3.2 Модель организационного поведения французских менеджеров: «Умеренный автократизм»
Определенным
антиподом французскому менеджменту
служит немецкий менеджмент. По сравнению
с Великобританией и Францией
развитие немецкого производственного
управления проходило с некоторым
запаздыванием. Первые фабрики в
Германии появились в 30-е гг. XIX в.
В это время Германия состояла
из мелких самостоятельных государств,
разделенных валютными и
Следует отметить, что территориальное устройство и местное самоуправление оказали существенное влияние на формирование модели немецкого менеджмента. В истории Германии были периоды, когда государственная власть находилась в прямой зависимости от состояния экономики своих субъектов.
На сегодняшний
день немецкие компании имеют традиционную
малоподвижную структуру с
Рис. 1.3.3 Модель организационного поведения немецких менеджеров: «Иерархия и согласие»
Особенности немецкого менеджмента также проявляются в стиле проведения встреч, переговоров и выработке решений. Процедуры переговоров, как правило, до мелочей формализованы и хорошо подготовлены. При формировании группы для переговоров ее составляют из разных специалистов. Члены группы всегда хорошо информированы о решаемой проблеме, имеют достаточно фактов и аргументов для подтверждения правоты своих слов, не вмешиваются в замечания своих коллег, соблюдают очередность, всегда готовы перейти к запасному варианту решения и тщательно записывают детали обсуждения, чтобы быть хорошо подготовленными для следующей встречи.
В администрировании
немецкие менеджеры пунктуальны, в
обоснованиях своей позиции всегда
опираются на соответствующие документы.
Они любят планировать будущее
и не любят отчеты за короткие промежутки
времени, предпочитают годовые отчеты
квартальным и месячным. Стараясь
не совершать ошибок, хотят быть
справедливыми, переходят к новому
делу только после того, как завершат
старое. Есть особенности и в осуществлении
некоторых функций
Информация о работе Организационные формы и модели менеджмента