Организационные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить причины, обусловливающие возникновения и развитие внутриорганизационных конфликтов.
В соответствии с поставленной целью для её достижения в работе следует решить следующие задачи:
1 проанализировать теоретические подходы к определению сущности конфликта, функций и классификации;
2 раскрыть структуру и процессуальную модели описания конфликтов в организации;
3 провести диагностику конфликтной ситуации в ООО «Велис»
Объект исследования ООО «Велис»
Предмет исследования управление конфликтами в ООО «Велис»

Работа состоит из  1 файл

управление персоналом.doc

— 271.50 Кб (Скачать документ)


Введение

Актуальность  темы исследования. Проблема внутриорганизационных отношений на современном этапе обусловлена резким изменением структуры и характера общественных отношений.

Новые требования предъявляются  к деятельности подразделений, наделяемых исследовательскими, аналитическими, коммуникативными и другими функциями. От элементов организационной системы требуется, с одной стороны самостоятельность и конкурентоспособность, а с другой -вовлечение в деятельность организации с целью эффективной реализации общей цели. Адаптивность и жизнеспособность организации в меняющихся условиях во многом, определяется согласованным взаимодействием ее подразделений.

Деление организации на структурные  единицы по тем или иным основаниям резко увеличивает потенциальную  эффективность организации и вместе с тем делает ее сложной противоречивой системой, значительно усложняя задачи управления. Проблема большинства организаций -внутренняя разобщенность, верховенство групповых целей над организационными, преобладание неформальных образцов группового поведения над формально заданными. Как известно, служебные отношения влияют на настроение людей, создают микроклимат в коллективе. Деловые отношения связаны с быстро меняющимися ситуациями, что в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов.

Конфликт  в организации часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Причин возникновения конфликтов в организациях много. Немало из них носят действительно объективный характер и связаны с макроэкономическими, правовыми и организационными явлениями. Исключить конфликты в организации невозможно. Конфликт групповых интересов - это нормальное явление организационной реальности.

Конфликт  помогает выявить глубинную суть затруднений. Таким образом, конфликт может привести к повышению эффективности организации. Или он может, привести к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Цель работы – выявить причины, обусловливающие возникновения и развитие внутриорганизационных конфликтов.

В соответствии с поставленной целью для её достижения в работе следует решить следующие задачи:

1 проанализировать теоретические подходы к определению сущности конфликта, функций и классификации;

2 раскрыть структуру и процессуальную модели описания конфликтов в организации;

3 провести диагностику  конфликтной ситуации в ООО «Велис»

Объект исследования ООО «Велис»

Предмет исследования  управление конфликтами в ООО  «Велис»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы внутриорганизационных конфликтов

1.1 Конфликт. Классификация конфликтов

Сформировать обобщенное представление о роли и сущности организационного конфликта представляется достаточно сложной проблемой. Он по-разному  определяется в психологии, педагогике, социологии, менеджменте, теории организаций  и других отраслях знаний. Дифференциация конфликтов зависит от того, как они понимаются и какие способы управления ими предлагаются. Так, каждый из авторов зачастую выводит свое понимание конфликта и прочих категорий, необходимых для его рассмотрения. Обобщив теоретический и практический материал, важно сформулировать ряд категорий, необходимых для рассмотрения конфликта. Определение данных понятий является необходимым для последующего анализа конфликта.

В настоящее время  понятие «организация» трактуется в следующих направлениях:

– упорядоченное, согласованное взаимодействие частей целого, обусловленное специфическим строением;

– совокупность процессов, ведущих к совершенствованию взаимодействия связей между элементами системы;

– объединение людей, совместно реализующих цели и действующих на основе формальных правил, методов и технологий;

– искусственное объединение людей, занимающих определенное место в обществе, предназначенное для выполнения заданных функций и определенных целей;

– система, эффективно функционирующая в условиях внешней и внутренней среды;

– организация как совокупность юридических, правовых и организационных форм (ООО, ОАО, ЗАО, ЧП, ИП) [6, c. 158].

По сути, организация  представляет собой целостный организм, который действует в соответствии с четко определенными целями и задачами. Именно они определяют направления работы, специфику и сущность организации.

В противовес этому в  организации присутствуют цели и  задачи иного порядка. Их происхождение  относится к сотрудникам. Понятно, что любая организация состоит из определенного количества людей, которые являются ее сотрудниками – персоналом. Для них характерно наличие индивидуальных целей и задач, которые должны быть соотнесены с организационными.

Сотрудники (персонал), составляющие организацию, являются главным ресурсом организационной деятельности, от качества, оперативности и точности функционирования которого зависит эффективность организации в целом. На каждого сотрудника организации возлагается определенный комплекс обязанностей, он обладает кругом полномочий и компетенцией, посредством которых вносит свой вклад в достижение организационных целей.

Можно сказать, что особенностями  современных организаций являются:

– реализация потенциальных возможностей и способностей индивида;

– единство интересов людей (личных, групповых, общественных);

– коллективизм, объединенность, сплоченность индивидов;

– единство организационных и частных (индивидуальных) интересов [10, c. 190].

Деятельность сотрудников  в рамках организации не происходит автономно, так как организация является результатом коллективного труда. Во многом преимущество такой формы совместной деятельности людей, как организация, заключается в том, что человек, входящий в состав коллектива, более успешно достигает своих целей, чем в индивидуальном порядке. Конечно, взаимодействие членов организации должно быть сбалансировано и скоординировано для того, чтобы существовать как стабильная внутренняя среда. Однако в организации в большинстве случаев возникают проблемы вследствие недостаточного взаимодействия и скоординированного функционирования сотрудников организации. Одной из причин того, что сотрудники работают неэффективно, увольняются из организации, руководители теряют контроль над персоналом, производство приостанавливается и возникает угроза самому существованию организации, являются конфликты.

Как и множества  других понятий, у конфликта имеется  множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. [14, c. 121].

С обыденной точки  зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего  рассматривается как конкуренция  в удовлетворении интересов. Какую  ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт также может  рассматриваться как состояние  потрясения, дезорганизации по отношению  к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.

Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как  взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий. [3, c. 89].

К. Левин характеризует  конфликт как ситуацию, в которой  на индивида одновременно действуют  противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой  теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые. [18, c. 10].

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Современный подход основан  на том, что даже в организации  с эффективным управлением некоторые  конфликты не только возможны, но иногда и желательны.

По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

- конфликт ускоряет процесс самосознания;

- под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;

- способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;

- приводит к объединению единомышленников;

- способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;

- способствует расстановке приоритетов;

- играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;

- благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;

- приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;

- благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими. [12, c. 111].

Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В  некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной  личности и достижению целей организации  в целом.

Отрицательное воздействие  конфликта часто проявляется в следующем:

- конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;

- он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;

- препятствует быстрому осуществлению перемен;

- приводит к потере поддержки;

- ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;

- вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;

- вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;

- вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;

- в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;

- конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

- конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы. [15, c. 56].

Но во всех ситуациях  конфликт помогает выявить разнообразные  точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее  число альтернатив или проблем  и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения доводится до их физического исполнения.

Информация о работе Организационные конфликты