Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:47, курсовая работа
Цель работы – выявить причины, обусловливающие возникновения и развитие внутриорганизационных конфликтов.
В соответствии с поставленной целью для её достижения в работе следует решить следующие задачи:
1 проанализировать теоретические подходы к определению сущности конфликта, функций и классификации;
2 раскрыть структуру и процессуальную модели описания конфликтов в организации;
3 провести диагностику конфликтной ситуации в ООО «Велис»
Объект исследования ООО «Велис»
Предмет исследования управление конфликтами в ООО «Велис»
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема внутриорганизационных отношений на современном этапе обусловлена резким изменением структуры и характера общественных отношений.
Новые требования предъявляются к деятельности подразделений, наделяемых исследовательскими, аналитическими, коммуникативными и другими функциями. От элементов организационной системы требуется, с одной стороны самостоятельность и конкурентоспособность, а с другой -вовлечение в деятельность организации с целью эффективной реализации общей цели. Адаптивность и жизнеспособность организации в меняющихся условиях во многом, определяется согласованным взаимодействием ее подразделений.
Деление организации на структурные
единицы по тем или иным основаниям
резко увеличивает
Конфликт в организации часто возникает из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями. Причиной может послужить и дефицит ресурсов: материалов, информации, нового оборудования, времени и т. д. Причин возникновения конфликтов в организациях много. Немало из них носят действительно объективный характер и связаны с макроэкономическими, правовыми и организационными явлениями. Исключить конфликты в организации невозможно. Конфликт групповых интересов - это нормальное явление организационной реальности.
Конфликт помогает выявить глубинную суть затруднений. Таким образом, конфликт может привести к повышению эффективности организации. Или он может, привести к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Цель работы – выявить причины, обусловливающие возникновения и развитие внутриорганизационных конфликтов.
В соответствии с поставленной целью для её достижения в работе следует решить следующие задачи:
1 проанализировать теоретические подходы к определению сущности конфликта, функций и классификации;
2 раскрыть структуру и процессуальную модели описания конфликтов в организации;
3 провести диагностику конфликтной ситуации в ООО «Велис»
Объект исследования ООО «Велис»
Предмет исследования управление конфликтами в ООО «Велис»
1 Теоретические
основы внутриорганизационных
1.1 Конфликт. Классификация конфликтов
Сформировать обобщенное представление о роли и сущности организационного конфликта представляется достаточно сложной проблемой. Он по-разному определяется в психологии, педагогике, социологии, менеджменте, теории организаций и других отраслях знаний. Дифференциация конфликтов зависит от того, как они понимаются и какие способы управления ими предлагаются. Так, каждый из авторов зачастую выводит свое понимание конфликта и прочих категорий, необходимых для его рассмотрения. Обобщив теоретический и практический материал, важно сформулировать ряд категорий, необходимых для рассмотрения конфликта. Определение данных понятий является необходимым для последующего анализа конфликта.
В настоящее время
понятие «организация»
– упорядоченное, согласованное взаимодействие частей целого, обусловленное специфическим строением;
– совокупность процессов, ведущих к совершенствованию взаимодействия связей между элементами системы;
– объединение людей, совместно реализующих цели и действующих на основе формальных правил, методов и технологий;
– искусственное объединение людей, занимающих определенное место в обществе, предназначенное для выполнения заданных функций и определенных целей;
– система, эффективно функционирующая в условиях внешней и внутренней среды;
– организация как совокупность юридических, правовых и организационных форм (ООО, ОАО, ЗАО, ЧП, ИП) [6, c. 158].
По сути, организация
представляет собой целостный организм,
который действует в
В противовес этому в организации присутствуют цели и задачи иного порядка. Их происхождение относится к сотрудникам. Понятно, что любая организация состоит из определенного количества людей, которые являются ее сотрудниками – персоналом. Для них характерно наличие индивидуальных целей и задач, которые должны быть соотнесены с организационными.
Сотрудники (персонал), составляющие организацию, являются главным ресурсом организационной деятельности, от качества, оперативности и точности функционирования которого зависит эффективность организации в целом. На каждого сотрудника организации возлагается определенный комплекс обязанностей, он обладает кругом полномочий и компетенцией, посредством которых вносит свой вклад в достижение организационных целей.
Можно сказать, что особенностями
современных организаций
– реализация потенциальных возможностей и способностей индивида;
– единство интересов людей (личных, групповых, общественных);
– коллективизм, объединенность, сплоченность индивидов;
– единство организационных и частных (индивидуальных) интересов [10, c. 190].
Деятельность сотрудников в рамках организации не происходит автономно, так как организация является результатом коллективного труда. Во многом преимущество такой формы совместной деятельности людей, как организация, заключается в том, что человек, входящий в состав коллектива, более успешно достигает своих целей, чем в индивидуальном порядке. Конечно, взаимодействие членов организации должно быть сбалансировано и скоординировано для того, чтобы существовать как стабильная внутренняя среда. Однако в организации в большинстве случаев возникают проблемы вследствие недостаточного взаимодействия и скоординированного функционирования сотрудников организации. Одной из причин того, что сотрудники работают неэффективно, увольняются из организации, руководители теряют контроль над персоналом, производство приостанавливается и возникает угроза самому существованию организации, являются конфликты.
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. [14, c. 121].
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего
рассматривается как
Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий. [3, c. 89].
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые. [18, c. 10].
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Современный подход основан
на том, что даже в организации
с эффективным управлением
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
- конфликт ускоряет процесс самосознания;
- под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
- способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
- приводит к объединению единомышленников;
- способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
- способствует расстановке приоритетов;
- играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
- благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
- приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
- благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими. [12, c. 111].
Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом.
Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
- конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
- он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
- препятствует быстрому осуществлению перемен;
- приводит к потере поддержки;
- ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
- вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
- вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
- вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
- в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
- конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
- конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы. [15, c. 56].
Но во всех ситуациях конфликт помогает выявить разнообразные точки зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения доводится до их физического исполнения.