Организационные структуры управления: направления развития и основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

холдинги и отдельные компании.
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления их развития и основных проблем.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
- изучить виды организационных структур управления;
- раскрыть процесс формирования организационной структуры управления;
- определить направления развития организационных структур управления ;
- рассмотреть основные проблемы организационных структур управления;

Содержание

Введение 3
1 Организационные структуры управления 5
1.1 Виды организационных структур управления 5
1.2 Процесс формирования организационной структуры управления 17
2 Направления развития организационных структур управления 19
3 Основные проблемы организационных структур управления 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая ту.docx

— 631.40 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕС-МЕНЕДЖМЕНТА, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА  И ЭКОНОМИКИ

                                                                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  кафедрой

________Т.М. Войстрик

     

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Теория управления»

Организационные структуры управления: направления  развития и основные проблемы

 

 

 

Студент

гр. ГУ-09-01             _____________________________________________          Ю.В.Бахирева

 

 

Руководитель         _______________________________________________      О.П.Барковская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находка  2011

                                                    Содержание

   Введение 3

1 Организационные структуры управления 5

1.1 Виды организационных структур управления 5

1.2 Процесс формирования организационной структуры управления 17

2 Направления развития организационных структур управления  19

3 Основные проблемы организационных структрур управления 24

   Заключение 28

   Список  использованных источников 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте  рассматривается множество самых  разных организаций, представляющих собой  совокупность людей, объединенных для  достижения какой-либо цели или решения  какой-либо задачи на основе принципов  распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные  учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для  удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах  и поэтому имеют самое различное  назначение, размеры, строение и другие параметры.

Любая организация, вне зависимости  от ее конкретного назначения, может  быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная  структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная  и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация имеет  систему управления, которая также  является объектом исследования.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными  в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными  коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально  управляемые системы. В качестве социально управляемой системы  может рассматриваться организация  любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании.

Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления их развития и основных проблем.

Для этого нужно выполнить следующие  задачи:

- изучить виды организационных структур управления;

- раскрыть процесс формирования организационной структуры управления;

- определить направления развития организационных структур управления ;

- рассмотреть основные проблемы организационных структур управления;

Объектом исследования в данной курсовой работе являются организационные  структуры управления.

При написании курсовой работы использовались материалы учебников, статьи периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Организационные структуры управления

    1. Виды организационных структур управления

Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной  структуры. Структура предприятия  и его подразделений определяется предприятием самостоятельно.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. 1.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационная структура управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры  управления поддерживаются благодаря  связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость  в них возникает при иерархичности  построения системы управления, то есть при наличии различных уровней  управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими  за деятельность организации или  ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или  иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое  понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими  организационная структура управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов  и уровней в организационная структура управления неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях приводит к ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

В самом общем случае можно сказать, что существуют различного типа иерархические  и линейные структуры управления.

Для иерархических структур управления характерно наличие управляющей и хотя бы одной подчиненной подсистемы; наличие иерархии является признаком высокого уровня организации.

В линейных структурах управляющие  функции распределены между всеми  элементами системы. Избыточные структурные  уровни свидетельствуют о нецелесообразном, расточительном расходе ресурсов, кроме  тех случаев, когда планируется  дальнейшее развитие системы, ее морфологическая  перспектива (морфология - наука о  структуре и форме). Процесс управления определяется воздействием на подсистемы и их элементы с целью обеспечения  свойственных системе функций при  изменении состояния окружающей среды. При централизованном командном  управлении источником и стимулятором управляющих процессов является верхняя иерархическая ступень; инициатива подсистем ограничена и  их функциональное поведение носит  исполнительный характер.

Управление можно обеспечить двумя способами: руководить подчиненными непосредственно или ввести промежуточную ступень управления и руководить коллективом через своих заместителей (Рисунок 1):

 

Рисунок 1 - Два способа управления

 

В современной теории менеджмента  выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально  различных основаниях и имеют  специфические черты, позволяющие  выявлять сферы их рационального  использования и перспективы  дальнейшего развития.

Исторически первым сформировался  бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер2.

В основе этой модели - представление  о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии таковы3:

1 четкое разделение труда, использование  на каждой должности квалифицированных  специалистов;

2 иерархичность управления, при  которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется  вышестоящим;

3 наличие формальных правил  и норм, обеспечивающих однородность  выполнения менеджерами своих  задач и обязанностей;

4 дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными  лицами своих обязанностей;

5 осуществление найма на работу  в соответствии с квалификационными  требованиями к данной должности,  а не с субъективными оценками.

Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших  коллективов людей, работающих на единую цель.

Органический тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах.

В исходном определении органического  типа структуры подчеркивались такие  ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более  высокая гибкость, меньшая связанность  правилами и нормами, использование  в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить  перечень свойств, характеризующих  органический тип структуры управления4:

  1. Решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
  2. Обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
  3. Главные интегрирующие факторы - миссия и стратегия развития организации.
  4. Творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.
  5. Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
  6. Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.
  7. Имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Реальный переход к органическому  типу структуры управления требует  серьезной подготовительной работы. Прежде всего, компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений  с другими компаниями (вступая  сними в союзы или образуя  виртуальные компании, где реализуются  партнерские отношения).

Информация о работе Организационные структуры управления: направления развития и основные проблемы