Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа
холдинги и отдельные компании.
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления их развития и основных проблем.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
- изучить виды организационных структур управления;
- раскрыть процесс формирования организационной структуры управления;
- определить направления развития организационных структур управления ;
- рассмотреть основные проблемы организационных структур управления;
Введение 3
1 Организационные структуры управления 5
1.1 Виды организационных структур управления 5
1.2 Процесс формирования организационной структуры управления 17
2 Направления развития организационных структур управления 19
3 Основные проблемы организационных структур управления 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Любая, даже самая совершенная структура управления производством изменяется и совершенствуется.
Причина неизбежности новых организационных
структур управления кроется в постоянном
развитии и перераспределении функций
между элементами системы управления,
моральном старении структуры и
в таком мощном катализаторе социальных,
экономических и управленческих
изменений, как научно-технический
прогресс (замена оборудования, освоение
новых изделий и технологий). Важно,
чтобы каждое нововведение было бы
должным образом
Опыт передовых предприятии
России и успешно работающих, зарубежных
фирм показывает, что наметилась стойкая
тенденция замены чисто инженерного,
узкофункционального труда
Увеличение масштабов
Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры.
Основные направления
- децентрализация производственных и сбытовых операций;
- нововведенческая экспансия; переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
- отказ от использования административных рычагов координации и контроля.
С развитием рыночных отношений и динамичным развитием внешней среды, вызвало к жизни новые типы структуры: сетевые и виртуальные.
Сетевые структуры – комплекс организаций, который заключает контракты на проведение любых видов хозяйственной деятельности.
Отличительные признаки:
- многие сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм;
- сетевые организации полагаются на рыночные механизмы (спрос, предложение и конкуренцию)
- сетевые организации используют достоинства различных организационных структур.
Виртуальные структуры - их деятельность опирается на информационные технологии с широко распределёнными звеньями управления. Специализируются на продвижении товаров и услуг. К ним относятся интернет-магазины.
Отличительные признаки:
- широкое применение интернет-технологий;
- отсутствие инфраструктуры предприятия организации (склада,магазина);
- большое количество партнёров по доставке, хранению и распределению грузов и товаров;
- применение современных финансовых систем учёта и оплаты.
Развитие организационных структур характеризуется широким делегирование полномочий нижележащим структурным уровням и заменой административных методов управления экономическими, вплоть до внутрифирменной купли-продажи промежуточных результатов труда и образования внутренней конкуренции на предприятии. Эта идея и лежит в основе многомерной организационной структуры, и в основе технологии и организационно-финансовой структуры Business Unit Management –BUM (Управление с помощью бизнес-единиц).
Предприятия, внедрившие эту технологию, приобретают существенные конкурентные преимущества за счет создания эффективной системы мотивации, увязывающей личные интересы сотрудников с интересами собственника предприятия.
Система Business Unit Management в основном основана
на дивизиональном принципе управления
с созданием эффективной
Финансовая структура делит организацию не по функциям, а по центрам финансового учета. Это позволяет контролировать источники возникновения доходов и расходов и максимально объективно диагностировать состояние организации.
Центр финансового учета (ЦФУ) - самостоятельный субъект финансовых отношений, участвующий в бизнес-процессе и оказывающий непосредственное воздействие на его финансовый результат.
В зависимости от своих задач, принципов формирования своих бюджетов и характера воздействия на финансовый результат деятельности организации в целом каждый Центр финансового учета относится к одному из трех основных видов: 8
1 Профит-Центр - ЦФУ, непосредственно ведущий и развивающий один или несколько бизнес-проектов и обеспечивающий тем самым достижение своей главной цели - получение прибыли от их реализации.
Основным характерным условием
рассмотрения ЦФУ как "профит-центра"
является отсутствие к моменту его
образования непогашенной задолженности
перед корпорацией по произведенным
затратам на организацию и развитие
всех реализуемых им бизнес-проектов
и его способность приносить
текущую прибыль по ним. Руководители
профит-центров индивидуально
2 Центр Затрат - ЦФУ, обеспечивающий поддержку и обслуживание реализации одного, нескольких или всех бизнес-проектов. Главная финансовая задача "центра затрат"- снизить издержки без ущерба и угрозы срыва обслуживаемых им бизнес-проектов. Расходы центров затрат покрываются за счет продажи услуг по внутренним тарифам или путем отнесения их на другие ЦФУ в соответствии с определенным коэффициентом.
3 Венчур-Центр - ЦФУ, главная цель которого - организация и развитие новых бизнес-проектов, связанных с ожиданием прибыли от их реализации в будущем.
Кроме того, в виде отдельного структурного подразделения - профит-центра, создается Центральное казначейство.
Основными функциями центрального
казначейства являются: поддержание
общей ликвидности организации;
внутри корпоративное
В системе Business Unit Management у каждого руководителя подразделения появляются персональные финансовые риски. Если бонус руководителя подразделения (определяемый из прибыли) не покрывает полученный аванс, он обязан вернуть разницу в кассу предприятия.
Система Business Unit Management не вводит никаких ограничений на систему мотивации, предлагает лишь ограничение на фонд оплаты труда. Поэтому руководитель выплачивает основную сумму заработка сотрудников в виде переменной части заработной платы, в зависимости от выполнения поставленных перед ними задач. Т.е. она используется как инструмент мотивации, учитывая вклад каждого сотрудника в общий результат подразделения. Однако, процент неудач при формировании бизнес-единиц очень велик.9
В России систему бизнес-единиц начали вводить с начала 90-х годов. Но к 2000 году многие ушли от нее и вернулись к функциональной структуре.
Система Business Unit Management имеет как плюсы, так и минусы.
Преимущества:
Недостатки:
Можно не сомневаться в том, что
в ближайшем будущем мы столкнемся
с большим разнообразием
3 Основные проблемы организационных структур управления
Оптимизация организационной структуры дает возможность повысить эффективность компании. Но сам процесс изменений далеко не прост.
Организационная структура компании
- явление достаточно сложное. Чтобы
отвечать задачам бизнеса, она должна
сочетать в себе различные по своей
природе факторы - цели и стратегии
организации, особенности технологических
процессов, квалификацию персонала
и даже жизненные взгляды руководства
и взаимоотношения в
Организационная структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.10
Совершенствование организационной структуры - естественный, необходимый и постоянный процесс для всех предприятий. Необходимость совершенствования организационных структур возникает в связи с появлением ряда проблем в функционировании предприятия. К таковым проблемам можно отнести следующие:
- Перегрузка высшего руководства. Если меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.
- Отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам, что приводит к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.
- Разногласия по организационным вопросам. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа, которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия.
Информация о работе Организационные структуры управления: направления развития и основные проблемы