Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа
холдинги и отдельные компании.
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления их развития и основных проблем.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
- изучить виды организационных структур управления;
- раскрыть процесс формирования организационной структуры управления;
- определить направления развития организационных структур управления ;
- рассмотреть основные проблемы организационных структур управления;
Введение 3
1 Организационные структуры управления 5
1.1 Виды организационных структур управления 5
1.2 Процесс формирования организационной структуры управления 17
2 Направления развития организационных структур управления 19
3 Основные проблемы организационных структур управления 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
Линейная организационная структура управления.
Многоуровневая иерархическая
система управления, в которой
вышестоящий руководитель осуществляет
единоличное руководство
Рисунок 2 - Линейная организационная структура управления
Область применения линейной организационной структуры управления - малые предприятия.
Линейно - штабная организационная структура управления.
Линейно - штабная структура управления это линейная структура, дополнительно включающая в себя специализированные подразделения (штабы), которые помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа (Рисунок 3).
Область применения линейно-штабной организационной структуры управления - малые и средние предприятия.
Рисунок 3 - линейно-штабная организационная структура управления
Линейно-функциональная организационная структура управления. (Рисунок 4)
Линейно-функциональная структура органов управления, состоит из:
Рисунок 4 - Линейно-функциональная организационная структура управления.
Область применения линейно-функциональной организационной структуры управления - малые и средние предприятия.
Функциональная
Функциональная структура
Состоит из нескольких специализированных линейных структур подчиненных первому лицу компании. При этом выполнение указаний функциональных органов (отделов планирования, учета, обслуживания производства и т.д.) в пределах их компетенции обязательно для линейных подразделений.
Область применения – малые и средние предприятия с большим количеством специализированных работ в организации.
Рисунок 5 - Функциональная организационная структура управления.
Дивизиональные (дивизионные) структуры управления. (Рисунок 6)
Дивизиональная структура
Рисунок 6 - Дивизиональные (дивизионные) структуры управления.
Органические (адаптивные) структуры управления
В противоположность традиционным бюрократическим, управленческие структуры органического типа проявляют способность быстро перестраиваться, приспосабливаясь к изменяющимся внешним условиям.
Разновидностями структур этого типа являются:
Основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур управления.
В организации построенной по этим
принципам могут как
В первом случае работники находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального подразделения, в котором они работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в которую они входят).
Во втором случае функциональные подразделения
как таковые отсутствуют, все
работы локализованы в единой бригаде
– бригадная организация. Такая
форма достаточно широко применяется
в организации управления по проектам.
Бригадная структура хорошо функционирует
там, где необходимы самостоятельность
и независимость для решения
вполне определенных задач. В рамках
более широкой основной структуры
предприятия из управленческого
и рабочего персонала для решения
этих задач создается
Проектная форма управления. (Рисунок 7)
Основным принципом построения проектной структуры управления является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов и т.д. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание.
Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей.
После выполнения проекта структура проекта распадается, ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются (если они работали на контрактной основе).
Рисунок 7 - Проектная форма управления
Матричная (программно-целевая) форма управления. (Рисунок 8)
Структура органов управления, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: непосредственному руководителю функциональной службы; и руководителю проекта. Для матричной структуры управления характерны: управление по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.
Рисунок 8 - Матричная (программно-целевая) форма управления.
Программно-целевая структура
Двойственная структура управления совмещает элементы функциональной и дивизионной структур, то есть осуществляет принцип двойного подчинения (линейному руководителю дивизионной структуры и руководителю проекта функциональной службы).
Рисунок 9 - Двойственная (программно-целевая) форма управления.
Многомерная организационная структура управления. (Рисунок 10)
Многомерная организационная структура
имеет нечто общее с матричными
структурами. Однако последние обычно
являются двумерными и не обладают
многими важными чертами
Многомерная организационная структура не порождает трудностей, свойственных матричной организации. В многомерной организации персонал функционального подразделения, результаты деятельности которого покупает руководитель программ, относится к нему как к внешнему клиенту и подотчетен только руководителю функционального подразделения.
Рисунок 10 - Многомерная (программно-целевая) структура управления.
Конгломеративная (смешанная) структура управления.
Конгломеративная структура
Руководство высшего звена конгломерата отвечает за стратегическое планирование, разработку политики, координацию и контроль действий во всей организации. Высшее звено окружает ряд дивизионов или фирм, которые автономных в принятии оперативных решений и применяют те организационные структуры, которые больше подходят им для достижения поставленных перед ними задач.
Буферная структура управления компанией.
Буферная структура управления характеризуется выделением в компании группы подразделений наиболее зависящих от динамики рынка (маркетинг, снабжение и т.д.) в самостоятельную структуру с широкими полномочиями и самостоятельностью.
Высокая структура организации. (Рисунок 11)
Высокая структура организации используется в средних и крупных фирмах, которые решают сложные задачи, требующие координации усилий в условиях достаточной определенности и стабильности. Отличается большим количеством уровней за счет уменьшения числа подчиненных работников ниже оптимального уровня принятого для иерархических структур и соответственно, большим числом уровней.6
Рисунок 11 - Высокая структура организации.
Плоские организационные структуры управления компанией. (Рисунок 12)
Плоские организационные структуры применяют в небольших фирмах при решении сложных задач в условиях значительной неопределенности. В таких структурах сравнительно немного уровней управления, поэтому каждому руководителю подчинено большее количество сотрудников, чем оптимальное число, принятое для иерархических структур.
Рисунок 12 - Плоские организационные структуры управления компанией.
Таким образом, большинство современных организационных структур управления строится на базе линейной структуры со следующими модификациями:
Оптимальной структуры управления для всех компаний и на все случаи жизни не существует. Оптимальная структура конкретной компании в конкретных рыночных условиях зависит как от специфики компании, так и от специфики рынка, а также от тактических и стратегических целей, которые ставит перед собой компания.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям7:
2 Развитие организационных структур управления
Экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действующими.
Информация о работе Организационные структуры управления: направления развития и основные проблемы