Организационные структуры управления: направления развития и основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

холдинги и отдельные компании.
Целью данной курсовой работы является изучение организационных структур управления их развития и основных проблем.
Для этого нужно выполнить следующие задачи:
- изучить виды организационных структур управления;
- раскрыть процесс формирования организационной структуры управления;
- определить направления развития организационных структур управления ;
- рассмотреть основные проблемы организационных структур управления;

Содержание

Введение 3
1 Организационные структуры управления 5
1.1 Виды организационных структур управления 5
1.2 Процесс формирования организационной структуры управления 17
2 Направления развития организационных структур управления 19
3 Основные проблемы организационных структур управления 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая готовая ту.docx

— 631.40 Кб (Скачать документ)

- Рост масштаба деятельности. В условиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появляется необходимость к росту масштаба деятельности. И можно приспособиться к небольшим изменениям в структуре, но если основная структура остаётся без изменений, то от этого ухудшается функционирование предприятия.

- Увеличение разнообразия. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия.

- Изменение технологии управления. Научные достижения в области управления начинают оказывать всё большее влияние на организационные структуры и процессы (прогрессивные методы обработки информации). Появляются новые должности, изменяются процессы принятия решений. Некоторые отрасли - производство массовой продукции, некоторые финансовые учреждения - в действительности изменились коренным образом благодаря успехам в области технологии управления.

- Влияние технологии производственных процессов. Быстрое развитие отраслевых исследований, рост научных учреждений, повсеместное распространение управления проектами, растущая популярность матричных организаций - всё это свидетельствует о распространении влияния точных наук на промышленные организации.

-  Внешняя экономическая обстановка. Большинство промышленных предприятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, которые происходят медленнее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появляется новая организационная структура.

- Неудовлетворительное функционирование предприятия. Распространенной причиной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно в этом случае предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разрабатываются специальные программы, в то время как причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления.

Каждое из отмеченных обстоятельств  приводит к изменениям структуры  и может указывать на необходимость  пересмотра главной стратегии предприятия.

Современная тенденция в формировании структуры заключается в том, чтобы сделать организации по возможности простыми, плоскими и  прозрачными. В то время как прежние  организации отличались сложным  вертикально интегрированным построением, современные теории отдают предпочтение небольшим, строго ориентированным  операционным подразделениям, способным  лучше реагировать на запросы  своих клиентов. Компании по-прежнему становятся крупнее, а операционные подразделения - напротив, меньше

В последние годы мода на структурные  изменения предлагала передавать на сторону выполнение вспомогательных  работ. Ранее отдельные операционные подразделения интегрированных  компаний превратились в самостоятельные  образования. В целом такая практика оказалась успешной, а это означает, что многие организации представляют собой довольно сложные сети или  комплексы, причем одни части этой сети являются структурными элементами организации, другие - внешними поставщиками, партнерами или участниками альянсов. Некоторые  связи в этих сетях имеют постоянный характер, другие - временный, характер связей определяется, возможно, характером конкретного проекта или требованиями клиентов.

В основе этого перехода - от вертикальной интеграции к организации «сетей» с горизонтальными связями - лежит следующее соображение: хотя с большим числом самостоятельных единиц труднее управлять из единого центра, зато вместе они способны лучше удовлетворять запросы клиентов и оперативно реагировать на изменения конкурентной среды.

Современный этап перестройки организационных  структур управления фирмами, ориентированными на рынок и на создание структур стратегического менеджмента, приобретает форму поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией властных функций.

Желание найти приемлемые соглашения между централизованным и децентрализованным управлением приводит к необходимости  создать систему стратегического  управления, которая характеризуется  централизованной разработкой стратегии  и хозяйственной политики и децентрализованным оперативным управлением.

В рамках используемых в настоящее время организационных структур изменение стратегических целей фирмы обусловливает необходимость полной или частичной реорганизации ее структуры управления. Однако, как следует из таблицы, развитие горизонтальных связей смягчает эту проблему. Поэтому одним из условий успешной адаптации организационной структуры к изменениям во внешней среде является развитие горизонтальных связей и, соответственно, перенос акцентов в управленческой деятельности от планирования изменений организационной структуры фирмы к скоординированному планированию изменений внутрифирменных процессов, согласованному с изменениями внешней среды.

В кризисный период изменения в  структурах управления направлены на создание условий для выживания  организации за счет более рационального  использования ресурсов, снижения затрат и более гибкого приспособления к требованиям внешней среды. Но вне зависимости от причин, вызывающих перестройку, она обязательно преследует цели расширения полномочий на нижних уровнях иерархии управления и повышение производственно-хозяйственной самостоятельности подразделений, входящих в состав организации. Практически это означает привлечение все большего количества работников (в том числе и не относящихся к управленческому персоналу) к процессу выявления и решения проблем организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Организационная структура управления предприятием - упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных  элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивают целенаправленное функционирование и  развитие ее как единого целого.

В заключении, обобщая  все вышесказанное, хочу сделать  следующие выводы:

Изучив  все аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ», считаю, что организационные структуры  управления нужны, так как они  способствуют организационной эффективности. Отсутствие организационной структуры  управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они  должны делать, как им нужно это  делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений  не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству  и фаворитизму в вопросах повышения  в должности и продвижения, без  точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для  подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые  продвинуты по службе.

Руководители  уделяют большое внимание принципам  и методам построения структур управления, а так же требованиям к организационным  структурам. Таким как оптимальность, оперативность, надежность, экономичность, гибкость и устойчивость структуры  управления. Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью, то есть активно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  и целесообразно распределять и  направлять усилия своих сотрудников, таким образом, удовлетворяя потребности  клиентов.

Так же в заключении важно  подчеркнуть, что экспериментирование  с разработкой и введением  новых структур управления стало  характерной чертой последнего десятилетия  XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:              

- сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом;

-     уменьшение числа уровней управления;

-     групповая организация труда как основа новой структуры управления;      

-  ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей;

-     создание условий для гибкой комплектации продукции;     

-     минимизация запасов;

-     быстрая реакция на изменения;

-     гибко переналаживаемое оборудование;

-     высокая производительность и низкие затраты;

-     безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Построение организационной  структуры управления, адекватной объективным  условиям, - это творческая задача, которая  отнюдь не сводится к использованию  типовых структур (или систем) управления, оправдавших себя в некоторых  достаточно ограниченных условиях хозяйственной  деятельности. Это не означает отрицания  возможности и необходимости  классификации структур управления как предмета исследования и проектирования, но требует системного подхода учеными  всего мира. Таким образом, большинство  современных организационных структур управления строится на базе линейной структуры со следующими модификациями:

- делегирование полномочий нижестоящим уровням управления; введение горизонтальных управляющих связей, административных обязательных;

-  экономических (многомерная и прочие структуры); рекомендательных (линейно-функциональная и прочие структуры);

-    допуск структурных подразделений на внешний рынок.

Оптимальной структуры  управления для всех компаний и на все случаи жизни не существует. Оптимальная структура конкретной компании в конкретных рыночных условиях зависит как от специфики компании, так и от специфики рынка, а также от тактических и стратегических целей, которые ставит перед собой компания.

Даная тема долгое время будет оставаться актуальной, так как организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2000 – 201 с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2001 – 189 с.
  3. Волкова К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2002 – 275 с.
  4. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - СПб.: Специальная литература, 2003 – 452 с.
  5. Дейнеко О.А. Методологические проблемы науки управления производством. - М.: Наука, 2001- 232 с.
  6. Егоршин А.П. Управление персоналом. - СПб.: Пресс, 2003 – 244 с.
  7. Исаева Е.Д. Проектирование организационной структуры управления. - СПб.: Праимевро, 2000 – 89 с.
  8. Максимцов М.М. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2003 – 397 с.
  9. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2001 – 470 с.
  10. Основы теории оптимального управления: Учеб. Пособие для экон. вузов / В.Ф.Кротов, Б.А.Лагома, С.М.Лобанов и др. Под ред В.Ф.Кротова. - М.: Высшая школа, 2002 – 488 с.
  11. Радугин А.А. Основы менеджмента. - М.: Центр, 2002 – 296 с.
  12. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. Проблемы теории и практики управления. СПб.: Праимевро, 2003 – 118 с.
  13. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: Инфо-М, 2002 – 367 с.
  14. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. - М.: Прогресс, 2000 – 311 с.

 

 

 

 

 

 

1 Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2000 – С. 25

2 Радугин А.А. Основы менеджмента. -  М.: Центр, 2002 – С. 96

3 Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. Проблемы теории и практики управления. СПб.: Праимевро, 2003 – С. 106

Информация о работе Организационные структуры управления: направления развития и основные проблемы