Организация инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение организации и оценки инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» и разработка путей повышения её эффективности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в условиях укрепления рыночных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Экономическая сущность инноваций 6
1.2 Коммерциализация нововведений 8
1.3 Организационные аспекты внедрения инноваций в производство 10
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МПОВТ» 12
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ инновационной политики предприятия. Формирование основных направлений инновационной деятельности предприятия 16
2.3 Анализ перспективных инновационных проектов 24
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 30
3.1 Пути совершенствования инновационной деятельности 30
3.2 Оценка экономической эффективности инновационного проекта при внедрении его в производство 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46

Работа состоит из  1 файл

Организация инновационной деятельности на предприятии.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)


3

 

 

 

 

 

Титульник

 

 

 

 

 

 

 

 

 


РЕФЕРАТ

 

Объем работы: 47 с, в том числе 10 табл., 3 рис., 20 наим. лит.

 

инновации, инновационный процесс, эффективность производства, инновационные стратегии, конкурентные преимущества.

 

Объектом исследования является ОАО «МПОВТ».

Предметом исследования являются инновационные стратегии предприятия, возникающие в процессе инновационной деятельности промышленного предприятия.

Целью исследования является разработка и оценка инновационной стратегии предприятия и совершенствование инновационной стратегии субъектов хозяйствования и повышения эффективности их инновационной деятельности.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1.                  Изучить современную научную литературу, используемую при исследовании проблем инновационной деятельности промышленных предприятий;

2.                  Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в  условиях укрепления рыночных отношений;

3.                  Изучить инновационную деятельность предприятия;

4.                  Систематизировать методы повышения эффективности инновационной деятельности предприятия.

При выполнении работы использованы такие методы, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, экономический анализ, синтез.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.              ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Экономическая сущность инноваций

1.2              Коммерциализация нововведений

1.3 Организационные аспекты внедрения инноваций в производство

2. Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «МПОВТ»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ инновационной политики предприятия. Формирование основных направлений инновационной деятельности предприятия

2.3 Анализ перспективных инновационных проектов

3. Предложения по совершенствованию инновационной политики

3.1 Пути совершенствования инновационной деятельности

3.2 Оценка экономической эффективности инновационного проекта при внедрении его в производство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует о том, что значение инновационной деятельности для промышленных предприятий в современных условиях постоянно возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия  в ближайшем будущем будут еще более значительными.

Кризис инновационной сферы промышленности, помимо объективных причин, связанных с реформированием белорусской экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности промышленного производства в целом и инновационной деятельности, как его важнейшей составляющей, в частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования рациональных методов организации инновационной деятельности с целью повышения ее эффективности.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.

Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки.

Целью исследования является изучение организации и оценки инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» и разработка путей повышения её эффективности.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1.                Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в  условиях укрепления рыночных отношений;

2.                Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационной продукции на предприятии;

3.                Проанализировать состояние инновационной деятельности на ОАО «МПОВТ»;

4.                Разработать мероприятия по развитию инновационной деятельности совершенствованию организационной структуры управления.

Объектом исследования является инновационная деятельность ОАО «МПОВТ».

Предметом исследования являются инновационные стратегии предприятия, возникающие в процессе инновационной деятельности этого предприятия.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы научно-практических конференций, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы.

 


1.     ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Экономическая сущность инноваций

 

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования [6,с.67].

Новизна может быть "относительной", "абсолютной" и "частной".

Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна подразумевает обновление элемента изделия.

Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, – становится "инновацией". Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию.

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадии уже на первой. Главное, уметь осуществлять переход от одной к другой. Поскольку эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, по и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе [5, с. 90].

Период времени от зарождения идеи до практического создания и внедрения новшества, его использования принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и производства. Этим и занимается инновационная политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений и политики. Иначе говоря, инновационная политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения задач интенсификации и ускоренного развития инновационной экономики, прежде всего – создания, освоения и распространения различных типов новшеств. Т.о. инновационная политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям.

На практике инновация классифицируется по ряду признаков.

По причинам возникновения они делятся на реактивные – как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке  и выживания предприятия,  и на стратегические, внедрение которых определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами [2].

Для предприятия инновации могут выступить как [2, с. 68]:

                  продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;

                  рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;

                  процесные – применение новых технологии, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;

                  потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [5, с. 77].

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

 

1.2  Коммерциализация нововведений

 

Для повышения результативности инновационной деятельности в Республике Беларусь необходимы как традиционные формы государственной поддержки (субсидирование, льготное кредитование и налогообложение), так и широко используемый в мировой практике комплекс услуг, оказываемый инноваторам и направленный на преодоление так называемого «эксплуатационного разрыва», то есть, разрыва между числом созданных изобретений и числом изобретений, фактически внедренных технологий. Это в первую очередь оказание информационной и консультативной помощи, оформление патентных заявок на отечественные и зарубежные изобретения, оплату стоимости, взимаемой за патентные заявки и ежегодных сборов за патенты, защиты прав собственности от возможных нарушений.

В практической деятельности многих разработчиков преобладает желание продать за рубеж новейшие знания, технологии в чистом виде за любую цену, не подкрепляя их патентной защитой, производственными секретами, инжиниринговыми услугами. Такая стратегия резко отличается от общемировых тенденций, где одной из наиболее характерных черт современного лицензионного обмена является получение конкурентных преимуществ на мировом рынке[5, c. 83].

Растущее, усиливающееся многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих предприятий становится все более дифференцированной. Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей. Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция становится динамичнее, сокращается время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка.

Другим основным условием для применения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг. Это условие имеет значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.

Информация о работе Организация инновационной деятельности