Организация инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение организации и оценки инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» и разработка путей повышения её эффективности.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в условиях укрепления рыночных отношений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Экономическая сущность инноваций 6
1.2 Коммерциализация нововведений 8
1.3 Организационные аспекты внедрения инноваций в производство 10
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МПОВТ» 12
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Анализ инновационной политики предприятия. Формирование основных направлений инновационной деятельности предприятия 16
2.3 Анализ перспективных инновационных проектов 24
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 30
3.1 Пути совершенствования инновационной деятельности 30
3.2 Оценка экономической эффективности инновационного проекта при внедрении его в производство 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46

Работа состоит из  1 файл

Организация инновационной деятельности на предприятии.doc

— 640.50 Кб (Скачать документ)

Условиями, при которых предприятия занимаются коммерциализацией инноваций и на основе их разрабатывают новые товары, являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает[7, c. 75]:

• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению лабораторных образцов новой продукции, видов новой техники, новых конструкций и изделий;

• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления продукции;

• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и т.д.

 

1.3 Организационные аспекты внедрения инноваций в производство

 

В контексте исследования феномена социального нововведения главная цель менеджмента при осуществлении нововведений видится в установлении и обеспечении группового равновесия и поддержке адаптации индивидов, условия которой диктовались процессом преобразований. Сохранение группового равновесия представлялось им как необходимое условие эффективного внедрения нововведений. Равновесием (гомеостазисом) называется такая характеристика организации, которая описывает способность организации восстанавливать и поддерживать баланс интересов индивидов, предохранять его от значительных нарушений. У каждого индивида существует определенный уровень толерантности к происходящим нововведениям в силу особенных физиологических, психических и социальных издержек адаптации индивида. Превышение определенного "лимита" издержек грозит индивиду жестокими стрессами и перегрузками, а организации - потенциальным провалом инновационного процесса. Рост масштабов инновации влечет рост издержек ее реализации, а скорость появления результатов нововведений обратно пропорциональна их масштабу.

Специалисты выделяют три типа сопротивления индивида нововведениям: 1) логическое (рациональное); 2) психологическое (эмоциональное - установки, аттитюды); 3) социальное (обусловленное воздействием группы на индивида).

В фазе внедрения проигрывающая сторона может как рассматривать, так и не рассматривать поставленный вопрос в одинаковой степени вероятности. Если проблема не рассматривается, то меньшинство 1) оказывает сопротивление нововведениям (его поведение влияет на эффективность и результативность внедрения): 2) требует пересмотра фазы инициирования процесса организационного развития. Явление первого типа свойственно авторитарному стилю принятия решений, второго - коллективному .

Дестабилизация организационной системы на стадии инициирования инновации вызвана поступлением в организацию новой информации, новых знаний - в связи с использованием при передаче информации непривычной лексики (явление коммуникационной дифференциации или барьера схемы кодификации исследовалось Ф.Дж. Ротлисбергером, К.Р. Роджерсом , К.Ч. Дойчем (1969), К. Янгом (1972). Сопротивление поступлению новой информации может быть вызвано статусными различиями потенциальных донора и реципиента. Чем выше статус потенциальной организации-донора, тем менее вероятно, что будет происходить передача информации. Кроме того, должна ощущаться экономическая способность внедрения инновации. Часто в исследованиях отслеживается зависимость образования дефектов передачи информации от слабости каналов коммуникации .

Инновация может не приниматься по причине потенциального влияния на существующие социальные связи в организации, так как угрожает иерархии власти и престижа, сложившимся на основе установленной технологии, точнее - предлагаемой ею системе контроля. Новаторы представляют для определенных социальных кругов организации личную угрозу. Причина сопротивления может заключаться и в том, что называется local pride. Организация уникальна, а грядущие нововведения могут лишить ее этой уникальности[8, c. 90].

Фактором сопротивления инновации является применяемая в организации система ведения хозяйственной деятельности (технология), особенно если она приносит определенные положительные результаты: по-настоящему сложной .преградой на пути внедрения инновационных решений является благополучное текущее функционирование организации - в том, что оно "здорово", а не в том, что оно разъедается бюрократизмом, волокитой и самодовольством .

Препятствие кроется и в разделении труда и связанной с ним ролевой структурой организации. Велика вероятность возникновения конкуренции между подразделениями. Речь в данном случае будет идти о процессе перераспределения ограниченных ресурсов. Качество связей между подразделениями ухудшается и чаще всего перерастает в конфликт. Фундаментальной проблемой межгрупповой конкуренции является конфликт целей и нарушения (дефекты) коммуникации между ними .

 


2. Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «МПОВТ»

 

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

В 1956 г. союзным правительством было принято решение о строительстве в г. Минске завода по производству электронных вычислительных машин.

В 1959 г. сдан в эксплуатацию первый производственный корпус и выпущены первые электронно-вычислительные машины М3 с быстродействием 30 операций в секунду и оперативной памятью 1024 слова. Это была одна из первых серийных отечественных машин первого поколения, разработанная Московским энергетическим институтом.

В 1980 г. Минское объединение вычислительной техники удостоено премии "Золотой Меркурий" за активное международное сотрудничество в области производства средств вычислительной техники.

В структуре ОАО «МПОВТ» имеются следующие обособленные структурные подразделения:

-- производственно-технический комплекс средств вычислительной техники (ПТК СВТ), УНН - 102010455; 220013, г. Минск, ул. Кульман,1, корп. № 15;

--  база отдыха «Рудаково» (Б/О «Рудаково»), УНН-102041630; 220013, г. Минск, ул. Кульман, 1, корп. № 5.

Кроме того, в структуру общества входят два филиала без права юридического лица и не имеющие учетных номеров налогоплательщика:

- завод вычислительной техники; 220121, г. Минск, ул. Притыцкого  62;

- завод печатных плат;  220121, г. Минск, ул. Притыцкого, 62.

Организационная структура управления предприятием ОАО «МПОВТ» представлена в приложении А.

Управление ОАО «МПОВТ» осуществляется в соответствии с Уставом. Органами управления являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет и генеральный директор.

Высшим органом управления ОАО «МПОВТ» является Общее собрание акционеров. Общее собрание акционеров состоит из акционеров или лиц, уполномоченных на то доверенностью, выданной им акционерами общества.

Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, заключает договора,  издает приказы по предприятию,  открывает в банках счета предприятия и выполняет целый ряд других функций.

В непосредственном подчинении директора предприятия находятся восемь заместителей: по производству, по инвестиционным проектам, по социальному развитию, по маркетингу и перспективному планированию, по экономике, по кадрам, по качеству выпускаемой продукции, технический директор, а также ревизионная комиссия и отдел документационного обеспечения. Также в непосредственном подчинении у генерального директора находятся два структурных подразделения Завод вычислительной техники, Завод печатных плат.

В наши дни открытое акционерное общество "МПОВТ" является одним из ведущих предприятий радиоэлектронной отрасли Республики Беларусь, специализирующимся на выпуске средств информационных технологий, энергосберегающего оборудования (счетчиков воды и теплоты), электронных блоков для автотракторостроения, конкурентоспособных на рынках стран СНГ и РБ средств связи и телекоммуникаций, кассовых аппаратов и прочей продукции.

В настоящее время ОАО «МПОВТ» производит широкую гамму продукции.

Средства информационных технологий: автомат для выдачи банкнот (банкомат); платежно-справочное терминальное оборудование и оборудование для систем безналичных расчетов; компьютерные классы; программно-аппаратный проблемно-ориентированный комплекс.

Системы и средства телекоммуникаций: универсальные устройства вводно-коммутационных УВК-У; кросса закрытого типа КЗТ; интегральная сетевая gлатформа абонентского доступа (ИСПАД); синхронный мультиплексор СММ; станция прямой связи СПС; интегральная цифровая система диспетчерской связи ДДС-М для железной дороги.

Изделия  внутриминистерской кооперации: система универсального числового программного управления (УЧПУ); производство контроллеров программируемых универсальных; роторные замки; реле-анализатор управления электро-факельным подогревом (МКП); блок контроля ламп (БКЛ); механизм дистанционного управления распределителем гидросистемы тракторов «Беларус» (Джойстик РУ-1); цифровая бесконтактная система регистрации расхода топлива (СРРТ); блок предохранителей и реле для МАЗ (БПР-2); блок контроля аппаратуры (БКА-3А); коммутационная распределительная коробка (КРК); блок индикации (БИ); блок бортовой системы контроля и диагностики (БСКД); блок управления микроклиматом (БУМ); усовершенствованный щиток приборов (УЩП); датчик скорости; усовершенствованный блок коммутационной аппаратуры (УБКА).

Изделия народно-хозяйственного назначения: кассовые аппараты; системный пассивный кассовый суммирующий аппарат (КСА) "ВМ-8014СМ2"; счетчики количества воды и теплоты.

Изделия медицинской техники: многофункциональный импедансный кардиограф для диагностики гемодинамики в центральной, мозговой и периферической зонах (IMPECARD-М); многофункциональный прибор для эстезиметрии «Эстезиметр».

Основные показатели деятельности предприятия ОАО «МПОВТ» показаны в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Показатели деятельности предприятия за 2006-2007 гг., млн.руб.

Показатели

2006г.

2007г.

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг                            

45631

53446

7815

117,1

Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, работ, услуг                                                    

8147

9391

1244

115,3

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (без налогов с выручки)  

37484

44055

6571

117,5

Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг                      

35321

41718

6397

118,1

Расходы на реализацию                                                          

153

146

-7

95,4

Прибыль (убыток) от реализации

2010

2191

181

109,0

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов                             

229

755

526

329,7

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

-712

-301

-411

 

Прибыль за отчётный год

1527

2645

1118

173,2

Анализируя таблицу 2.1 можно говорить о том, что выручка от реализации за отчётный период выросла на 17%, в то же время себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг выросла на 18%. Прибыль от реализации выросла на 181 млн. руб., прирост в процентах составляет 9%. Прибыль за отчётный период составила 1118 млн. руб., темп роста составил 173,2%. Данные цифры свидетельствуют о благоприятной тенденции в развитии предприятия.

В ОАО “МПОВТ”  функционирует система менеджмента качества, в рамках которой сертифицированы в национальной системе сертификации  на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001 (сертификат № ВY/112 05.01.003 0162) системы менеджмента качества:

-              проектирования и производства автоматических телефонных станций;

-              производства персональных электронно-вычислительных машин;

-              производства вводно-коммутационных устройств и кассовых аппаратов;

-              производства печатных плат;

-              производства блоков предохранителей и реле, счетчиков и регуляторов воды и теплоты;

-              производства роторных замков.

Система контроля качества выпускаемой продукции построена на основе схем обеспечения  надёжности и постоянно совершенствуется путем выполнения ежегодных программ обеспечения надёжности, графиков проведения  периодических испытаний, контрольных сборок и авторского конструкторского и  технологического надзора.

Управление качеством продукции планируется осуществлять в соответствии с годовым комплексным планом  организационно- технических мероприятий, программой “Качество”, квартальными планами повышения качества выпускаемой продукции, программами обеспечения надежности на стадиях разработки, производства, текущими мероприятиями с учетом результатов производства и эксплуатации.

Общество имеет в своем составе оснащенные испытательные центры, аккредитованные в национальной системе РБ.

Выпускаемая  продукция проходит обязательную сертификацию и  гигиеническую регистрацию в соответствии с действующими в РБ нормативными документами.

 

 

2.2 Анализ инновационной политики предприятия. Формирование основных направлений инновационной деятельности предприятия

 

 

Определим сильные и слабые стороны предприятия ОАО «МПОВТ»:

Сильные стороны предприятия:

1. Широкая номенклатура выпускаемой продукции, что позволяет удовлетворять потребности потребителей в полном объеме. В тоже время на заводе постоянно ведется поиск новых конструкторских и технологических решений, что позволяет постоянно дополнять и расширять существующую номенклатуру продукции на ОАО «МПОВТ»;

Информация о работе Организация инновационной деятельности