Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 09:47, курсовая работа
Целью курсовой работы явилась характеристика факторов внешней среды (теоретический аспект) и анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для предприятия на примере ООО «Ростчермет» (прикладной аспект).
Для достижения цели в работе были решались следующие задачи:
рассмотреть организацию как систему;
определить сущность и компоненты внешней среды организации;
охарактеризовать предприятие ООО «Ростчермет» как организованную систему в целях последующего анализа;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
I глава. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА...............................................................................4
II глава. МАКРО-, МИКРО- И ГИПЕРСРЕДА КАК СОСТОВЛЯЮШИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……………………………………………………………8
III глава SWOT-АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «РОСТЧЕРМЕТ)………………………...……………...……………………………...………….......18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..........................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
в) по показателям качества - на 28 видов;
г) по содержанию легирующих элементов - на 67 групп.
Кроме основной производственно-коммерческой деятельности за прошедший период ООО «Ростчермет» выполнялся следующий перечень работ по обслуживанию заказчиков и поставщиков:
работы по демонтажу металлоконструкций на объектах поставщика;
транспортно-экспедиционные услуги по вывозу металлолома с производственных территорий поставщиков;
транспортно-экспедиционные услуги по доставке прессованного пакетированного вторичного черного металла заказчикам;
страхование и охрана грузов.
В целях квалифицированного выполнения вышеперечисленных работ на ООО «Ростчермет» имеется штат рабочих согласно производственной необходимости в количестве. Каждая производственная площадка (всего их 7, из которых 4 в Ростовской области и 3 за пределами РО) укомплектована следующим штатом: начальник участка – 1 штатная единица, приемщик-сортировщик – 1, оператор прессовочно-кранового оборудования – 1, пакетировщик – 1. Таким образом, численность рабочих, занятых в основном (заготовительном) производстве составляет 28 чел. Численность вспомогательного технического персонала (водители, экспедиторы, техники по обслуживанию кранового и прессового оборудования, автомеханики, грузчики) составляет 18 чел. Специалисты и руководящие работники среднего звена (руководители отделов) в своей штатной обеспеченности представлены 11 штатными единицами. Высший менеджмент предприятия ООО «Ростчермет» представлен директором, главным бухгалтером и руководителями департаментов – зам.директора по производству, зам.директора по общим вопросам и зам.директора по коммерции. Общая численность работников на предприятии составляет 62 сотрудника.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия:
Анализу сильных и слабых сторон (SWOT-анализ) деятельности предприятия как важнейшему инструменту стратегического планирования в современном менеджменте отводится одна из первостепенных ролей.
Во-первых, это связано с тем, что SWOT-анализ позволяет предусмотреть возможные сценарии рыночного поведения в условиях изменчивости факторов внешней среды.
Во-вторых, анализ сильных и слабых сторон является важным разделом маркетингового планирования на любом предприятии вне зависимости от сферы его деятельности и отраслевой специфики.
В-третьих, универсальность и низкозатратность использования данного инструмента планирования позволяет даже при незначительных затратах времени (от 1-2 часов до нескольких дней) и человеческих ресурсов сделать необходимые выводы для принятия адекватных рыночной ситуации управленческих решений.
В конечном итоге, грамотно выполненный анализ сильных и слабых сторон предприятия может практически полностью нивелировать риск совершения менеджерами необдуманных (интуитивных) действий на рынке.
За полтора года работы ООО «Ростчермет» на рынке руководство предприятия не предпринимало попыток применить методику SWOT-анализа при разработке планов развития компании. Как свидетельствуют результаты исследования оргструктуры предприятия и динамика показателей производственно-коммерческой деятельности, на ООО «Ростчермет» отсутствует маркетинговый подход, менеджмент ориентирован на производственные бизнес-процессы, а не на потребности рынка и изучение передового опыта конкурентов (бенчмаркинг). Следствием этого является низкая эффективность предпринимаемых коммерческим персоналом сбытовых усилий.
Таким образом, приложение методики SWOT-анализа к исследуемому в настоящей работе предприятию имеет не только научно-познавательный характер, но и востребовано реальной практикой ООО «Ростчермет».
На первом этапе SWOT-анализа рассмотрим слабые и сильные стороны ООО «Ростчермет», а также угрозы и благоприятные возможности.
Сильные стороны ООО «Ростчермет» определяются относительно широким территориальным охватом деятельности предприятия. В то время, как около 80% предприятий-конкурентов работают в пределах одного максимум трех близлежащих регионов, ООО «Ростчермет» имеет свои производственные площадки в четырех регионах – Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская и Воронежская области, а общая численность площадок по состоянию на ноябрь 2007 года составляет 8. Для предприятий малого бизнеса, осуществляющих заготовку, переработку и реализацию лома черных металлов, подобное количество производственных участков свидетельствует о развитой производственной инфраструктуре, что является заметным преимуществом на данном рынке.
Второй сильной стороной ООО «Ростчермет» является широкий ассортимент заготавливаемых вторичных черных металлов, насчитывающий 28 видов стального и чугунного лома.
Строгое следование ГОСТу 2787-75 «Металлы черные вторичные» на всех этапах заготовительно-
Четвертой сильной стороной ООО «Ростчермет» является географически диверсифицированный портфель постоянных заказчиков, среди которых крупные предприятия металлургической промышленности Ростовской области, Волгоградской области, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии.
Пятой сильной стороной является возможность комплексного обслуживания поставщиков, заключающаяся в предоставлении услуг по демонтажу, транспортно-экспедиционному сопровождению грузов, их таможенному оформлению в случае необходимости и обеспечению сохранности.
Нельзя не упомянуть о высокой штатной укомплектованности предприятия как основным рабочим персоналом, так и специалистами, что позволяет обеспечить квалифицированное выполнение производственных, коммерческих и управленческих функций на ООО «Ростчермет». Это можно отнести к шестой сильной стороне предприятия.
Однако, наряду с сильными сторонами деятельность ООО «Ростчермет» имеет некоторые недостатки, которые формируют слабые стороны предприятия.
Первая слабая сторона – это отсутствие маркетинговых подходов в управлении, и соответственно, производственно-сбытовая ориентация бизнес-процессов, а не рыночная.
Вторая слабая сторона – отсутствие ясных стратегических направлений развития бизнеса ООО «Ростчермет».
Третья слабая сторона – отсутствие на предприятии информационной системы принятия управленческих решений. Иными словами, на ООО «Ростчермет» не налажен мониторинг факторов внешней среды – отсутствует постоянный сбор сведений о конкурентах, потребностях рынка, его тенденциях и др.
Четвертая слабая сторона – низкая коммуникативная активность на рынке, т.е. отсутствие на ООО «Ростчермет» единой концепции продвижения продукции и услуг потенциальным партнерам – поставщикам металлолома и заказчикам-потребителям вторичных черных металлов. Из системы менеджмента предприятия, таким образом, полностью выпадают маркетинговые функции.
Пятая слабая сторона – низкая эффективность действующей системы мотивации сбытового персонала.
Шестая слабая сторона – отсутствие свободных денежных средств для дальнейшего развития заготовительно-
Возможности определяются как некие факторы, дающие ООО «Ростчермет» шанс реализовать какие-либо новые бизнес-процессы, задачи и т.п. Среди возможностей для анализируемого предприятия могут быть отмечены следующие.
Первая возможность – это развитие (наращение объемов производства) металлургического комплекса – основных потребителей вторичных металлоресурсов. С этим ростом очевиден и рост потребности таких предприятий в продукции ООО «Ростчермет»
Вторая возможность – укрепление взаимоотношений с партнерами – поставщиками черного металлолома и заказчиками.
Третья возможность – выход на новые рынки сбыта. Как отмечалось выше, устанавливаются деловые связи и проводятся переговоры о поставке металлолома заказчикам, расположенным в географически отдаленных регионах. Среди наиболее перспективных и стратегически важных для бизнеса руководством ООО «Ростчермет» обозначены следующие партнеры: ОАО «Северcталь», ОАО «НЛМК», ЗАО МЗ «Петросталь», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», СЗАО «Молдавский металлургический завод», ОАО «ОЭМК» и РУП «БМЗ».
Влияние внешней среды на бизнес ООО «Ростчермет» формирует не только ряд возможностей, но и угроз, т.е. таких факторов, которые могут нанести ущерб деятельности предприятия и лишить его имеющихся преимуществ.
Среди существующих угроз ООО «Ростчермет» можно выделить следующие:
Первая угроза – жесткая конкуренция. Здесь особенно заметна сдерживающее влияние на бизнес ООО «Ростчермет» предприятий из стратегической группы конкурентов, которые «забирают» на аналогичных географических рынках возможных поставщиков черного металлолома, так и клиентов-заказчиков вторичных металлоресурсов.
Вторая угроза – возрастание рисков из-за нестабильности производственного сектора экономики.
Третья угроза – это напряженный баланс внутреннего потребления металлоресурсов.
Вторым этапом SWOT-анализа является рассмотрение различных сочетаний сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями для бизнеса ООО «Ростчермет». При этом на пересечении строк и столбцов располагают количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями. Данная оценка проводится по 5-балльной, где максимальный показатель (5 баллов) соответствует пересечению либо самых сильных сторон и возможностей или самых слабых сторон и угроз. Полученные результаты представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4 – Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды ООО «Ростчермет»
| СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |||||||||||
Широкий территориальный охват деятельности предприятия | Широкий ассортимент заготавливаемых вторичных черных металлов | Высокое качество готовой продукции | Географически диверсифицированный портфель постоянных заказчиков | Комплексное обслуживание поставщиков | Квалифицированный персонал | Отсутствие маркетинговых подходов в управлении | Отсутствие ясных стратегических направлений развития бизнеса | Отсутствие на предприятии информ. системы принятия решений | Низкая коммуникационная активность на рынке | Низкая эффективность системы мотивации сбытового персонала | Отсутствие денежных средств для дальнейшего развития производства | ||
УГРОЗЫ | Жесткая конкуренция | 33 | 22 | 22 | 33 | 33 | 22 | 55 | 55 | 44 | 33 | 22 | 22 |
Возрастание рисков из-за нестабильности экономики | 33 | 33 | 22 | 22 | 33 | 22 | 33 | 44 | 33 | 11 | 11 | 11 | |
Напряженный баланс внутреннего потребления металлоресурсов | 33 | 33 | 22 | 33 | 33 | 33 | 44 | 55 | 22 | 11 | 11 | 11 | |
ВОЗМОЖНОСТИ | Рост объемов производства в металлургическом комплексе | 44 | 33 | 33 | 11 | 22 | 23 | 23 | 23 | 23 | 44 | 33 | 33 |
Укрепление отношений с партнерами | 44 | 22 | 33 | 22 | 11 | 33 | 44 | 33 | 33 | 44 | 33 | 33 | |
Выход на новые рынки сбыта | 55 | 33 | 33 | 22 | 11 | 33 | 44 | 44 | 44 | 33 | 33 | 33 |
Количественная оценка сильных и слабых сторон ООО «Ростчермет» позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы на решение различных проблем предприятия.
По результатам таблицы 2.4 составлена совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды, которая представлена в следующей таблице (см. таблицу 2.5)
Таблица 2.5 – Совокупная количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды ООО «Ростчермет»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Широкий территориальный охват деятельности предприятия – 22 Широкий ассортимент заготавливаемых вторичных черных металлов – 16 Высокое качество готовой продукции – 15 Географически диверсифицированный портфель постоянных заказчиков – 13 Комплексность обслуживания поставщиков – 13 Квалифицированный персонал – 16 | Отсутствие маркетинговых подходов в управлении – 23 Отсутствие ясных стратегических направлений развития бизнеса – 24 Отсутствие на предприятии информационной системы принятия управленческих решений – 19 Низкая коммуникативная активность на рынке – 16 Низкая эффективность действующей системы мотивации сбытового персонала – 13 Отсутствие свободных денежных средств для дальнейшего развития заготовительно- |
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ |
Рост объемов производства в металлургическом комплексе – 35 Укрепление взаимоотношений с партнерами – 35 Выход на новые рынки сбыта – 38 | Жесткая конкуренция – 36 Возрастание рисков из-за нестабильности экономики – 28 Напряженный баланс внутреннего потребления металлоресурсов – 31 |
Информация о работе Организация как система. SWOT - анализ деятельности предприятия