Организация контроля как функция управления на туристической фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотрение места регулирования контроля в системе менеджмента и, в частности, основных направлений регулирующей и контрольной деятельности в управленческой деятельности.
Задачи работы:
* Определить сущность, виды и направления контроля;
* Рассмотреть место контроля в системе менеджмента;
* Описать поведенческие аспекты контроля;
* Рассмотреть как теоретические основы контроля в менеджменте находят отражение в деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ 4
1. Понятие контроля, его цели и задачи 4
2. Место и назначение контроля в системе менеджмента 8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ 10
1. Основные направления контроля в менеджменте 10
2. Этапы проведения контроля 12
3. Поведенческие аспекты контроля 15
3. Состояние системы контроля на тур. фирме «Старый город» 19
1. Характеристика туристической фирмы «Старый город» 19
2. Анализ эффективности систем контроля 20
3. Предложение по совершенствованию контроля 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)
    1. Место и  назначение контроля в системе менеджмента
 

   Контроль  является неотъемлемым элементом эффективной  деятельности организации. Необходимость  функции контроля вытекает из самой сути деятельности организации, так как планы и обеспечивающие их структуры всегда содержат неполноту и неопределенность представления руководством организации ее деятельности в будущем. Множество разнообразных факторов внешней среды и обстоятельств внутри самой организации также могут повлиять на достижение желаемого результата. Кроме того, изменения внешней среды и самой организации также могут создать новые возможности для достижения ею более весомого результата, такого как экономической или социальной выгод.

   Контролю  подлежат важнейшие характеристики производственного, технического, кадрового потенциала, финансового состояния фирмы; промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий; показатели расходования ресурсов; экономическая эффективность и качество; величина запасов и прочее.

   Для обеспечения функции контроля на всех предприятиях создаются соответствующие  системы контроля с целью организации  оперативной обратной связи между  реальными показателями деятельности предприятия и его планами. Чем  точнее и оперативнее такие системы, тем большая вероятность достижения желаемого результата за счет своевременной корректировки как предпринимаемых усилий для достижения целей, так и самих целей с учетом изменения реальной ситуации во внешней и внутренней среде организации. Критерием эффективности любой системы контроля служит ее способность обеспечивать возможность для принятия своевременных управленческих воздействий по достижению целей организации.

   Контроль  должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель обязан осознать и осуществлять эту функцию как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Контроль должен осуществляться на всех стадиях процесса управления. Ни одну функцию менеджмента (планирование, организация, мотивация) нельзя рассматривать в отрыве от контроля.

   В организации среди персонала  важным является самоконтроль, так как контроль охватывает все сферы деятельности и практически невозможно эффективно осуществлять контроль над всеми подразделениями одновременно. Самоконтроль – это контроль заинтересованных  в результатах своего труда исполнителей.

   Эффективный контроль должен увязываться не только с процессом планирования, но и  с изменениями в структуре  организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым  к нему, является гибкость.

   Контроль  должен быть своевременным, экономичным  и понятным, т.е. соответствовать  характеру контролируемого процесса. 
 
 
 
 
 
 

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЯ 

    2.1.Основные направления контроля в менеджменте 

   Направления контроля в менеджменте можно  проследить рассматривая виды контроля. Различают три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

   Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля являются определенные правила, процедуры и линии поведения, которые вырабатываются для обеспечения реализации намеченных планов организации. Строгое выполнение этих правил, процедур и поведения позволяет убедиться в правильной организации и обеспечении будущей деятельности для достижения намеченных целей.

   Предварительный контроль применяется, как правило, в трех ключевых областях обеспечения  хозяйственной деятельности организации  – человеческие ресурсы, материальные и финансовые ресурсы.

   Контроль  человеческих ресурсов обеспечивается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний, навыков персонала, которые требуются для выполнения конкретных должностных обязанностей. С учетом этих требований производится отбор соответствующих специалистов и кандидатов на замещение конкретных должностей для обеспечения реализации намеченных планов по документам и рекомендациям, а также путем проведения психологических тестов и необходимых собеседований с работником до его найма. Эта процедура может быть продолжена в период обучения и испытательного срока по его найму.

   Контроль  используемых материальных ресурсов осуществляется в соответствии с действующими стандартами  качества. Существуют различные методы предварительного контроля ресурсов: входной контроль поступающих материальных ресурсов на предприятии потребителе или у поставщика; выбор поставщика, который убедительно доказал свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям; установление минимальных нормативов запасов материальных ресурсов на уровне, исключающем дефицит в производстве.

   Контроль  финансовых ресурсов сводится к его  планированию с учетом имеющихся  или доступных источников. Важнейшим  средством предварительного контроля финансовых ресурсов является разработка бюджета, который одновременно осуществляет и функцию планирования. Бюджет позволяет оценить и сбалансировать необходимые наличные деньги со средствами затрат с целью запрета конкретному подразделению и организации в целом использовать свои наличные деньги сверх установленного периода времени и лимита.

     Текущий контроль осуществляется непосредственно  в ходе проведения работ. Такой контроль проводится как измерение фактических  результатов после завершения конкретных этапов или элементов работы, направленных на достижение поставленных целей.

     Организация текущего контроля осуществляется в соответствии с принципом обеспечения обратной связи. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей и корректируют их для достижения этих целей.

   Заключительный  контроль предотвращает ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Этот контроль не может повлиять на проблемы при их возникновении в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации по достижению ее целей, но он решает две важные задачи:

  • Полученная в результате заключительного контроля информация о достигнутых результатах используется для планирования при проведении аналогичных работ в будущем. Это позволяет избежать выявленных проблем посредством повторения ошибок в будущем;
  • Полученные результаты способствуют объективной мотивации исполнителей.

   Осуществление предварительного, текущего и заключительного контроля предусматривает предварительную разработку стандартов. В качестве стандартов обычно используются конкретные показатели деятельности предприятия и его подразделений, которые имеют количественную оценку и могут быть измерены в процессе контроля. 

    1. Этапы проведения контроля
 

   Процесс контроля включает три этапа.

   На  первом этапе осуществляется выработка  стандартов и критериев, определяющих конкретные показатели оценки в процессе контроля.

   Стандарты представляют конкретные цели или показатели деятельности предприятия, прогресс которых поддается измерению. В качестве стандартов принимаются конкретные показатели результативности деятельности организации или ее элементов. Поэтому они выбираются из целей и стратегий организации. Определение стандартов взаимосвязано с реализацией процесса планирования.

   При использовании в качестве стандартов конкретных целей необходимо учитывать  две важные характеристики этих целей: наличие временных рамок выполнения работы и конкретность критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

   Конкретный  критерий и определенный период времени  называют показателями результативности. Эти показатели легко определены для таких величин как объем  продаж, прибыль, стоимость материалов и т.п. Бывает, что важные цели, которые желательно определить как показатели результативности, выразить количественно очень трудно или невозможно. В этом случае используются косвенные численные оценки.

   Второй  этап предусматривает осуществление измерений, сопоставление полученных результатов с установленными стандартами и выявление отклонений. На этом этапе главной задачей контроля является определение отклонений реальных результатов деятельности организации и ее подразделений от ожидаемых показателей или стандартов. Выявление отклонений текущего результата от планируемого является основой для принятия управленческого решения о начале действий по корректировке.

   Последовательность  работ этого этапа включает:

  • Определение масштаба отклонений при измерении;
  • Измерение результатов;
  • Формирование и оценка информации для принятия решения о выявленном отклонении.

      Масштаб допустимых отклонений устанавливается  руководством при организации системы  контроля в виде реалистичных допусков параметров измеряемого стандарта. Устанавливаемый масштаб определяет отклонение полученных результатов от установленных стандартов, в пределах которого оно не должно вызывать корректирующих действий.

      Измерение результатов является самой трудной  задачей и дорогостоящим элементом  контроля. Необходимо выбрать такую измерительную единицу, которую можно преобразовать в единицу измерения стандарта. Скорость, частота и точность измерений должны быть согласованы с деятельностью, подлежащей контролю. Измерения проводятся с такой частотой, чтобы обеспечить высокую вероятность безопасности покупателя.

      Менеджер  должен избегать также искушения  измерять все быстро и с достаточной  точностью, так как это приведет к дополнительным издержкам на систему  контроля.

      Передача  и распространение информации предусматривают  обязательное доведение установленных стандартов и достигнутых результатов до сведения соответствующих сотрудников организации, принимающих решения. Для обеспечения эффективности контроля необходимо, чтобы информация была точной, доводилась до сведения ответственных за соответствующий участок работы сотрудников во время и в виде, позволяющем принять необходимые решения и действия. Присутствие человека в этой цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны приниматься решения в области контроля.

      Оценка  информации о результатах является заключительной стадией этапа сопоставления. Менеджер должен решить, получена ли необходимая  информация и насколько она важна  для принятия решения.

    Третий  этап предусматривает определение  конкретных действий для вмешательства или невмешательства в деятельность по реализации целей организации. При этом менеджер может выбрать одно из трех решений:

    • Ничего не предпринимать;
    • Пересмотреть стандарт;
    • Устранить отклонение.

       Если  система контроля показала, что при  наличии отклонения в каком-либо элементе организации ее основные показатели не выходят за пределы допустимых отклонений, то необходимо продолжать измерение результатов, повторяя цикл контроля. Такое решение принимается менеджером, когда он может быть уверен в достижении организацией ее целей с учетом обнаруженного несоответствия конкретного показателя в отдельном контролируемом элементе. При необходимости может быть временно сокращен интервал контроля показателей, связанным с выявленным отклонением.

       Сами  стандарты могут оказаться нереальными, т.к. они основаны на планах, которые являются лишь прогнозами будущего. При пересмотре планов должны уточняться и стандарты. Кроме того, стандарты должны быть изменены в случае, когда они оказываются практически недостижимыми при конкретных условиях функционирования организации.

       Если  отклонение от стандарта не связано  с его изменением, то действия должны быть направлены на выявление и устранение истинной причины такого отклонения. Смысл корректировки во всех случаях  состоит в том, чтобы уяснить причины отклонения и добиться возвращения организации к деятельности по траектории, направленной на достижение ожидаемого результата.

       Прежде  чем принять решение о корректирующем действии, необходимо взвесить все  факторы и их взаимосвязи, имеющие отношение к данной проблеме. До принятия решения менеджер должен убедиться, что принимаемое им решение не создаст дополнительных трудностей в достижении желаемого результата при разрешении рассматриваемой проблемы. 

    1. Поведенческие аспекты контроля
 
 

       Учитывая, что люди являются неотъемлемым элементом, объектом и субъектом управленческой деятельности, в том числе и  контроля, менеджер обязан принимать  во внимание и учитывать в своих  решениях поведение людей. Этим целям  служат идея и желание сделать  процесс контроля наглядным и видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и направить их усилия на достижение целей организации. Смысл этой идеи состоит не в том, чтобы фиксировать ошибки, безответственное отношение к порученной работе или мошенничество, а в стремлении предотвратить или вовремя исправить их. Реализация контроля выявила и другие негативные явления в поведении персонала при внедрении системы контроля на конкретных предприятиях.

Информация о работе Организация контроля как функция управления на туристической фирме