Организация работы кассира-контролера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

В соответствии с предметом исследования его основная цель состоит в том, чтобы на основе рассмотренных теоретических и практических положений определить проблемы модернизации пространственного размещения и оснащения рабочего места контролера-кассира.

Содержание

Введение 4
1. Значение правильной организации рабочих мест и расчетов с покупателями в предприятиях розничной торговли 6
2. Передовой отечественный и зарубежный опыт организации рабочих мест кассиров и возможности его применения в торговле РБ 9
3. Характеристика торгового предприятия ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» 19
4. Пространственное размещение и оборудование узла расчета в торговом предприятии ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» 23
5. Анализ режима работы кассиров 29
6. Пути совершенствования организации работы контролера-кассира и пути ликвидации очередей при расчетах с покупателями 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А. Численность, состав и уровень образования работников ЗАО "Универсам "Юбилейный-92" ………………………………………………….40
Приложение Б. Основные экономические показатели ЗАО "Универсам "Юбилейный-92" за 2009 год…………………………………………………...41
Приложение В. Штатное расписание работников ЗАО "Универсам "Юбилейный-92" по состоянию на 2009 год …………………………………………….42
Приложение Г. Планировка ЗАО "Универсам "Юбилейный-92"…………….46

Работа состоит из  1 файл

организация работы кассира-контролера_курс.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

 

3. Характеристика торгового предприятия ЗАО «Универсама «Юбилейный-92»

 

     Название: ЗАО «Универсам «Юбилейный-92». Универсам занимает отдельно-стоящее здание, находящееся по улице Заславской, 23, корпус 1.

     Число занятых: (на 01.01.09) 324 чел. [Приложение А]

     Основная  сфера деятельности: розничная торговля продуктами питания и товарами народного потребления, как отечественных производителей, так и зарубежных.

     Часы работы: с 08.00 до 23.00 часов, без выходных и праздничных дней. Санитарный день в магазине – третье воскресенье месяца.

     ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» является предприятием, деятельность которого ориентирована на торгово-закупочные операции. Форма продажи товара – самообслуживание с открытой выкладкой товара. Ассортимент в универсаме «Юбилейный-92» представлен 40 000 наименований, в том числе продукция собственного производства.

     Доходы  магазина значительно увеличились после проведения переоборудования торгового зала в 2005 году. Структура чеков в магазине также изменилась в лучшую сторону: после перепланировки количество наименований в чеке увеличилось в среднем на 1,5 единицы. Это  свидетельствует о том, что люди стали приобретать в магазине больше. К тому же, меньшее количество покупателей стало выходить из магазина без покупок.

     На  качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Ежегодно показатель работников, получающих высшее образование, увеличивается. Данное явление показано на диаграмме 1.

Диаграмма 1 - Уровень образования работников ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» по состоянию на период 2009 года

     Рассмотрев  уровень образования персонала  торгового предприятия, необходимо остановиться на изучении половозрастного состава работников. Несмотря на невысокую текучесть кадров, удельный вес молодежи достаточно высокий. Данный показатель можно проанализировать на диаграмме 2. Все вышеописанное позволяет сделать вывод, что в торговом предприятии постоянно внедряются передовые технологии.

     

Диаграмма 2 - Половозрастной состав работников ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» по состоянию на 2009 год, (в %)

     С 2005 года в универсаме «Юбилейный-92» применяются кассовые терминальные комплексы, что позволило увеличить скорость потока движения покупателей из торгового зала и, соответственно, уменьшить очереди у касс в часы пик.

     Основной показатель деятельности предприятия ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» – объем товарооборота за 9 месяцев 2009 года составил 31 008 миллионов рублей, что на 1 936 миллионов рублей больше по сравнениюс с аналогичным периодом 2008 года. Рост товарооборота в действующих ценах составил 106,7%, в сопоставимых – 91,2%.

     Валовый доход за 9 месяцев 2009 года составил 5 803 миллиона рублей. В 2009 году по отношению к 2008 году валовый доход вырос на 8,2%.

     Издержки  за 9 месяцев 2009 года составили 5 124 миллиона рублей. Рост издержек обращения составил 13,3%.

     Прибыль от реализации за 9 месяцев 2009 составила 629 миллиона рублей. В 2009 году прибыль от реализации снизилась на 7,2%.

     Рентабельность  продаж за 9 месяцев 2009 в процентном выражении составила 2,42%. Уменьшение в 2009 году составляет 0,4% по отношению к 2008 году. Приобретено основных средств за 9 месяцев 2009 на 69 миллионов рублей. [Приложение Б]

     Снижение прибыли от реализации в 2009 году обусловливается снижением покупательной способности вследствие уменьшения доходов граждан республики, а также утечкой определенной части покупателей в построившийся неподалеку гипермаркет «Корона».

     В магазине осуществляется планирование объема товарооборота в разрезе 15-ти товарных отделов. Ежемесячно проводится анализ выполнения контрольного задания по товарообороту по каждому подразделению с тем, чтобы активизировать работу отделов на выполнение поставленных задач по выполнению товарооборота, вовлечению в товарооборот товарных запасов и эффективную работу по обслуживанию покупателей.

     В отчетном году, учитывая инфляционные процессы в экономике, социальные трудности и исходя из имеющихся возможностей, на предприятии проводилась работа по материальной поддержке работников магазина.

     Оклады и ставки работников в соответствии с тарифно-квалификационным справочником и тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Министерства труда РБ № 7 от 21.01.2000г., пересматривались и утверждались на 01.01, на 01.02, на 01.04 2009 года. [Приложение В]

     Вся торговая площадь центра разделена на торговые зоны-секции, своеобразные торгово-операционные залы, независимые друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп в этих секциях, безболезненно проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. Кроме того, эти секции-залы могут автономно работать и осуществлять материальный учет и обслуживание покупателей независимо от работы (или блокирования) соседних секций.

Общая площадь  2389,9 кв.м.
Торговая  площадь  1193,7 кв.м
Складские помещения  1196,2 кв.м

     В них установлено самое современное торговое оборудование и средства механизации, позволяющие максимально эффективно использовать торговую площадь, совмещая схемы пристенного и островного его размещения.

     Размеры витрин позволяют использовать их, как полезно-работающую торговую площадь для габаритного товара или крупных стендов с большим набором товара.

     Причем зоны торговых секций четко соответствуют границам прилегающих к ним витрин, что создает дополнительные удобства в работе.

     Кроме того, каждая секция имеет свои складские помещения, работающие автономно от центрального склада.

     Планировка ЗАО «Универсама «Юбилейный-92» дает возможность применять различные технологии обслуживания грузопотоков: через рампу, склад накопитель, имеющие два автономных выхода к подъездным путям непосредственно в зону разгрузки и складирования и др.

 

4. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ УЗЛА РАСЧЕТА В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «УНИВЕРСАМ «ЮБИЛЕЙНЫЙ-92» 

     Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

     В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. При этом глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

     Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.

     Для расчета числа рабочих мест контролеров-кассиров используют формулу:

      ,

     где К – количество рабочих мест контролеров-кассиров;

     П – площадь торгового зала, м2;

     в – среднее время расчета с одним покупателем;

     п – площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя, м2;

     3600 – количество секунд в 1 ч;

     и – коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.

     Например, для универсама «Рига» оптимальное количество кассовых кабин составит:

     

     что соответствует действительности.

     Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи.

     Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания.

     При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте.

     При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина.

     В свою очередь, на рисунке 1 мы видим, что линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

     Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

     

     Рисунок 1 - Варианты линейной планировки:

     1 – продольная; 2 – поперечная; 3 – смешанная

     В ЗАО «Универсам «Юбилейный-92», как мы видим, применяется смешанная планировка торгового зала, что позволяет вынести некоторые отделы в самостоятельные подразделения и оснастить их отдельными кассовыми узлами. [Приложение Г]

     Планировка рабочих мест продавцов в магазинах, применяющих традиционные формы обслуживания покупателей, зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия. Например, в магазинах по торговле продовольственными товарами ширина фронта рабочего места продавца должна быть не менее 2 м, а в магазинах, торгующих непродовольственными товарами, – не менее 3 м. Между пристенным оборудованием и прилавком должен быть проход шириной не менее 0,9 м. Глубина рабочего места продавца может быть различной в зависимости от ширины прилавка и пристенного оборудования. Размещают рабочие места продавцов ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров.

     Планировка узла расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест контролеров-кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход – выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют также столы для упаковки товаров покупателями, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

     ЗАО «Универсам «Юбилейный-92» стал одним из первых магазинов, выбравших автоматизацию от БелКристаллСервис, компании, начавшей первой в Республике Беларусь опытную эксплуатацию электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), встроенной в СКС «Wincor Nixdorf Beetle F». Оценив опыт российских внедрений руководство магазина сделало в свое время смелый шаг и,как оказалось впоследствии, весьма удачный выбор, отдав предпочтение решениям от БелКристаллСервис.

     В магазине площадью более 1000 кв. м. покупателю представлен широкий ассортимент продовольственных товаров, есть промтоварная секция, а качество и высокий уровень обслуживания уже давно обеспечили репутацию элитного супермаркета г. Минска. На каждой кассе и в отделе хозтоваров можно расплатиться не только наличностью, но и с помощью банковской карточки. В торговых залах установлены инфокиоски. Доверие покупателя магазин завоевал благодаря опыту руководства, открытости к внедрению передовых технологий и способности ориентироваться в выборе достойных решений.

Информация о работе Организация работы кассира-контролера