Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является разработка конкретных направлений реализации деятельности органов ТОС.
Для достижения данной поставленной цели нами были решены следующие основные задачи:
рассмотрены теоретические основы местного и территориального общественного самоуправления;
проведен анализ особенностей формирования органов ТОС;
дана характеристика структуры органов территориального общественного самоуправления;
освещены особенностей взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления;
проведен анализ основных направлений деятельности органов территориального общественн

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы системы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в Российской Федерации.
Система местного самоуправления
Система территориального общественного самоуправления
Глава II.Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности
1.1 Органы территориального общественного самоуправления - понятие, задачи, значение.
2.2. Особенности формирования и структуры органов ТОС
2.3 Основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления
Глава III. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов ТОС
3.1 Особенности ТОС в Санкт-Петербурге
3.2 Практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов ТОС
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ КЕЛЬБИНА.docx

— 77.52 Кб (Скачать документ)

5. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ (ст. 133); 
Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту Таким образом, защита прав местного самоуправления -- это важная сторона государственной деятельности

6. Обеспечение потребностей населения  в социально-культурных, коммунально-бытовых  и иных услугах;

К основным целям муниципальной  деятельности относится улучшение  условий жизни граждан, создание благоприятной среды жизнедеятельности  населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что  предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.

7. Распоряжения муниципальной собственностью. В работе московских авторов  «Основы современного муниципального  управления» отмечается, что категория «муниципальное управление» по своим масштабам шире местного самоуправления и включает в себя:

а) государственное управление на местном уровне, т.е. федеральные  и региональные органы государственной  власти, осуществляющие на местах ряд  функций государственной политики в области финансов, налогообложения, землеустройства, занятости населения  и др.;

б) местное самоуправление как форму  народовластия;

в) муниципальный менеджмент как  систему действий по налаживанию  партнерских отношений между  органами местного самоуправления, населением и частным капиталом в целях  обеспечения поступательного социально-экономического развития муниципального образования.

На основании данного подхода  можно утверждать, что в государственном  устройстве любой страны присутствует тот или иной вид местного управления с определенной степенью самоуправления. Степень же самоуправления в деятельности местных органов власти во многом определяется ролью в местном  управлении назначаемых сверху представителей центральных структур.

1.3 Система территориального общественного самоуправления

Формирование  системы территориального общественного  самоуправления в субъектах Российской Федерации началось в конце 80-х  годов. Началом становления местного самоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления.

Необходимость и целесообразность развития местного самоуправления как обязательного элемента государственного устройства давно не оспаривается во всем мире, включая Российскую Федерацию. Во все периоды истории нашего государства, начиная с основных древних времен, в России в той или иной форме существовало самоуправление. В российской юридической науке второй половины XIX века появились разработки теории самоуправления: в 60-х годах - «общественная теория», далее, в 70-х - «Государственная теория».

Положительным моментом реформ местного самоуправления было законодательное закрепление  самостоятельности земских и  городских органов самоуправления в пределах их полномочий, то, что  они не подчинялись местной правительственной  администрации, но свою деятельность осуществляли под контролем государственной  власти. Великая Октябрьская революция  в России приостановила развитие местного самоуправления почти на 90 лет. В условиях функционирования системы  Советов оно было формально декларировано, а фактически выступало в качестве государственного управления на местах.

В Конституции  Российской Федерации, принятой в 1993 г. перечислены важнейшие вопросы  местного значения: управление муниципальной  собственностью, формирование, утверждение  и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление  охраны общественного порядка.

Институт  народовластия в наши дни уже  создан. На федеральном уровне, а  также в большинстве субъектов  Российской Федерации имеется законодательная  база, которая устанавливает статус и правовой режим самоуправления. В 1995 году был принят Федеральный  закон «Об общих принципах  местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе реализации которого обнаружились несколько проблем, главной  проблемой из которых является несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления объему имеющихся у  них финансовых ресурсов.

Первоначально территориальное общественное самоуправление функционировали как подразделения  районной администрации, а не как  самостоятельные объединения граждан  по месту жительства. Вместе с тем  их создание и деятельность в некоторых  районах города имели свою специфику.

Как отмечают некоторые эксперты, «ТОС - есть наша национальная особенность. Такого института нет ни в одном западном обществе. По своей организационной основе ТОС – это наша русская, дореволюционная община – сельская, крестьянская, казачья, территориально-национальная».

По данным различных ассоциаций органов ТОС, география его деятельности весьма обширна: она охватывает до 100 процентов  населения малых городов (6 советов  ТОС при населении 60 тысяч человек  в Буденновске, 12 советов ТОС при  населении 140 тысяч человек в Невинномысске), до 60 - 80 процентов населения средних  городов (около 100 органов ТОС в  Нижнем Новгороде), до 40 - 50 процентов  населения крупных городов (около 300 органов ТОС в Москве, около 150 органов ТОС в Санкт-Петербурге).

Развитие  органов ТОС (ОТОС) в регионах крайне неравномерно и зависит от целого комплекса факторов, причем какой-либо стержневой фактор, влияющий на развитие ТОС, выделить не удается. В ряде регионов, где система органов ТОС является уже укоренившейся и доказавшей свою жизнестойкость, они действуют  при поддержке местной администрации. Не прослеживается зависимости от первоначальной инициативы в создании органов ТОС - кем бы они не создавались (органами местной власти или инициативными  группами), это не отражается на их деятельности и жизнеспособности. Также нет  зависимости от форм самоорганизации: не наблюдается существенных различий в действиях комитетов ТОС (КТОС), чьи исполнительные органы избраны  общим собранием граждан, и комитетов  ТОС, руководство которых выбрано  их активом из своих представителей. Кадровый вопрос также не может быть определяющим. В подавляющем своем  большинстве исполнительные органы ТОС формируются из числа лиц, находящихся на пенсии; чаще всего это военные пенсионеры и лица, работавшие в системе ЖКХ и строительства. Иногда руководство органов ТОС осуществляется штатными работниками администраций и ЖКХ, но это скорее исключение, нежели правило.

Важная  проблема развития ТОС в регионах РФ заключена в отсутствии у них  репутации эффективно действующих  структур. Как показывает опыт, наиболее эффективной работа комитетов ТОС  оказывается в случае делегирования  им части полномочий муниципальных  органов власти. Если комитет ТОС  способен решать конкретные вопросы  отдельных граждан (связанных, в  основном, с социальной защитой: распределение  разовых пособий, подготовка информации и содействие в получении какого-либо социального статуса, выполнение части  работы органов соцзащиты), то за ним  признается определенный авторитет. Однако этот авторитет следует считать  заимствованным, так как базируется он на полномочиях и функциях административных органов. В этом случае комитет ТОС  воспринимается как административная разрешительно-лоббирующая структура. Руководство комитетов ТОС должно понимает, что без поддержки и  взаимодействия с администрацией их деятельность провальна изначально. Поэтому основные свои задачи и функции они теснейшим образом пытаются согласовать с административными органами, что хорошо заметно из перечня полномочий, отведенных органам ТОС местной законодательно-нормативной базой.

Городские ТОСы самостоятельно реализуют некоторые проекты по развитию социального ландшафта. Инструментами этого являются программы грантов, которые предоставляют муниципальные, региональные власти, зарубежные и российские фонды (через систему некоммерческих, негосударственных организаций), средства, получаемые от спонсоров – хозяйствующих субъектов.

Функционирование  системы территориального общественного  самоуправления оказывает влияние  и на изменения политического  поля города, что выражается в создании потенциальной возможности использования их территорий в качестве избирательных округов и электорального ресурса.  
Таким образом, опыт изучения различных организаций территориального общественного самоуправления в регионах России позволяет констатировать, что положение ТОС в системе местного самоуправления в субъектах РФ весьма разнообразно.

Пока  еще в России отсутствует единое видение решения проблемы «улучшения имиджа территории», «повышения ее привлекательности  для новых жителей и инвесторов», «адреса» - как показателя социального статуса проживающих.

Сегодня можно выделить «продвинутые» города, где территориальное общественное самоуправление является неотъемлемой частью городской жизни, важнейшим  полем социального партнерства  между общественными организациями, властью и бизнесом. Таковыми городами являются Рязань Пермь, Саратов, Арзамас, Омск, Тюмень, Биробиджан, Чистополь  – здесь ТОСы признанная и уважаемая структура самоорганизации жителей.

Органы  ТОС — это объединения жителей  одного дома, квартала, микрорайона  или округа для решения проблем  территории, на которой они проживают. Эти объединения должны стать  промежуточным звеном между властью  и населением.

В последнее  время домкомы и уличкомы создаются очень активно. Благодаря вот таким первичным звеньям самоорганизации жители домов частного сектора, многоэтажек наводят чистоту в домах и подъездах, на придворовых территориях, решают вопросы озеленения, благоустройства. В таких дворах появляются спортивные сооружения, детские площадки, налаживается контакт с участковыми, становится больше порядка. Уже много примеров, когда уличкомы и старшие по домам помогают депутатам формировать наказы избирателей. Многолетние проблемы часто так решаются. Мы твёрдо убеждены, что территориальное самоуправление даёт людям возможность отстаивать свои права и интересы.

Только  за последний год мы увидели, что  там, где жители преодолели свою пассивность, где не стали ждать решения  своих бытовых проблем «сверху», по команде «большого» чиновника, они  добились многого. Они навели порядок  в своих домах с оплатой  за электроэнергию в местах общего пользования, наладили конструктивное общение с управляющими компаниями, а если это не получилось, прервали с ними договорные отношения в  пользу других, более эффективных  управленцев, создали товарищества собственников жилья.

Конечно, при этом ни исполнительная власть города в лице администрации, ни представительная в лице депутатского корпуса, не самоустраняется  от своих обязанностей нести ответственность  за всё, что происходит не территории города. Но население тоже может  стать властью на территории своего проживания.

Глава II. Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности

1.1 Органы территориального общественного самоуправления - понятие, задачи, значение.

Территориальное общественное самоуправление в городе –это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города (районов, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Стоит отметить, что органы территориального общественного самоуправления в городе могут являться юридическими лицами в соответствии с их уставами.

Орган территориального общественного самоуправления в  городе выражает и защищает интересы жителей территории в отношениях с органами местного самоуправления города, предприятиями, учреждениями, организациями, подготавливает предложения  к планам и программам экономического и социального развития города в  границах своей территории.

ТОС - это одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления; это собственные инициативы граждан, направленные на обеспечение основных потребностей жителей определенных территорий; это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Территориальное общественное самоуправление с реальными ответственными полномочиями создает предпосылки и условия для развития местного самоуправления на более высоком уровне – уровне внутригородского муниципального образования и города, а также для создания такого самоуправления граждан, как товарищества собственников жилья (ТСЖ) и общественные объединения в форме органов общественной самодеятельности (ООС) по месту жительства.

В соответствии с Конституцией РФ, ТОС не является формой власти.

Через территориальное  общественное самоуправление, которое  является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократии, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь соответствующей  территории и государства в целом.

Информация о работе Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности