Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 01:35, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является разработка конкретных направлений реализации деятельности органов ТОС.
Для достижения данной поставленной цели нами были решены следующие основные задачи:
рассмотрены теоретические основы местного и территориального общественного самоуправления;
проведен анализ особенностей формирования органов ТОС;
дана характеристика структуры органов территориального общественного самоуправления;
освещены особенностей взаимодействия органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления;
проведен анализ основных направлений деятельности органов территориального общественн

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы системы местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в Российской Федерации.
Система местного самоуправления
Система территориального общественного самоуправления
Глава II.Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности
1.1 Органы территориального общественного самоуправления - понятие, задачи, значение.
2.2. Особенности формирования и структуры органов ТОС
2.3 Основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления
Глава III. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов ТОС
3.1 Особенности ТОС в Санкт-Петербурге
3.2 Практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов ТОС
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ КЕЛЬБИНА.docx

— 77.52 Кб (Скачать документ)

Общие собрания, сходы граждан созываются органами местного самоуправления, органами ТОС  или инициативными группами жителей  по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В работе общих собраний, сходов граждан принимают  участие граждане, достигшие 18 лет  и проживающие на соответствующей  территории. Граждане, не проживающие  на соответствующей территории, могут  участвовать в работе общих собраний, сходов с правом совещательного голоса. Общие собрания, сходы правомочны, если в них принимают участие  более половины жителей соответствующей  территории.

2.3 Основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления

  • Изучение потребностей населения, проживающего на территории ТОС.
  • Осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей ТОС.
  • Изучение общественного мнения по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов, объектов благоустройства, производственной и социальной сферы, временных сооружений, парковок, автостоянок, рынков и торговых площадок, доведение полученной информации до сведения органов местного самоуправления, заинтересованных лиц.
  • Разработка предложений для развития территории ТОС.
  • Обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях, конференциях ТОС.
  • Участие в общественных работах, мероприятиях по благоустройству территории, проведение субботников.
  • Участие в конкурсах, проводимых органами местного самоуправления с целью достижения уставных целей.
  • Информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых, в том числе, по предложению или при участии территориального общественного самоуправления.
  • Внесение предложений в администрацию города по использованию свободных земельных участков на территории ТОС под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно-полезных целей.
  • Внедрение обрядов и традиций территории ТОС, развитие народного творчества.
  • Организация отдыха населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий, праздников.
  • Организация досуга проживающего населения.
  • Содействие созданию клубов по интересам на территории ТОС.
  • Организация работы с детьми и подростками, содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, содействие в работе детских клубов, детских площадок.
  • Принятие участия в приемке работ, произведенных управляющими компаниями и ТСЖ, подписание актов приемки выполненных работ.
  • Общественный контроль: за содержанием жилищного фонда; 
    подготовкой жилищного фонда к работе в осенне-зимний период; за содержанием и благоустройством территории; 
    содержанием зеленых насаждений, водоемов; за соблюдением санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, осуществляемого в жилых домах, на  территории ТОС.
  • Содействие депутатам Совета депутатов города в проведении встреч с избирателями.
  • Участие в заседаниях Совета территории в целях взаимодействия с предприятиями, учреждениями, расположенными на территории ТОС и за его пределами.

Полномочия органов территориального общественного самоуправления (советы, комитеты, комиссии ТОС):

1) Представляют интересы населения,  проживающего на соответствующей  территории;

2) Обеспечивают исполнение решений,  принятых на собраниях и конференциях  граждан;

3) Могут осуществлять хозяйственную  деятельность по содержанию жилищного  фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение  социально-бытовых потребностей  граждан, проживающих на соответствующей  территории, как за счет средств  указанных граждан, так и на  основании договора между органами  территориального общественного  самоуправления и органами местного  самоуправления с использованием  средств местного бюджета;

4) Вправе вносить в органы  местного самоуправления проекты  муниципальных правовых актов,  подлежащие обязательному рассмотрению  этими органами и должностными  лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено  принятие указанных актов.

Ознакомиться с предметным регулированием ТОС можно в Приложении 1 «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации»

Глава III. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов ТОС

 

3.1 Особенности ТОС в Санкт-Петербурге

3.2 Практические рекомендации по  совершенствованию деятельности  органов ТОС

Привлечение спонсорской помощи

Известно, какое важное значение для общественных организаций имеет спонсорская помощь, и Фонд постоянно ищет и находит новых спонсоров, финансирующих деятельность местных сообществ. Так, привлеченный в качестве спонсора один из крупнейших британских банков - Барклай-банк объявил конкурс на лучший проект участия жителей в улучшении своего микрорайона. В конкурсе участвовали самые разные группы местных жителей, предложившие проекты декорирования микрорайона, создания новых рабочих мест, способов переработки мусора, организации локальных учебно-консультационных и развлекательных центров и т.д. Выигравшие конкурс местные организации стали бесплатно декорировать микрорайон, бесплатно ремонтировать домашнюю бытовую технику и выполнять сантехнические работы, бесплатно заниматься реставрацией старой мебели, чтобы затем обставлять ею квартиры бедняков. На средства гранта одна из таких групп купила мини-автобус, что дало возможность охватить своими бесплатными услугами жителей более обширной территории.

 

Заключение

 

Органы  ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении  нашего традиционного образа жизни  и основанной на нем самоорганизации  граждан по решению местных проблем  исключительно велики.

Формирование  органов ТОС позволяет реализовать  общественную инициативу граждан, посредством  этого привлечь как можно большее  количество людей к участию в  решении конкретных задач, характерных  для данной территории.

Ситуация  незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.

Формирование  территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:

• неинформированность населения;

• идей, желанием и инициативной создания ТОС  на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;

• в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;

• при  представительных органах должны создаваться  комитеты (комиссии) по ТОС, что будет  способствовать разработке и совершенствованию  нормативной правовой базы;

• органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих  территорий;

• в местных  администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов  ТОС должно быть организовано обучение. Как правило,

данная  категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать  материальное и моральное поощрения;

• интересы органов ТОС во многом переплетаются  с деятельностью предприятий  жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство  территорий, ремонт жилого фонда и  т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации  конструктивного сотрудничества в  решении данных вопросов;

• в настоящее  время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение  к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят  в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с  другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических  лиц, передачи или делегирования  им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного  органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;

• для  того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.

Развитие  местного самоуправления тормозится рядом  нерешенных проблем, среди которых  следует выделить финансово-экономические  трудности, недостаточную развитость нормативно-правовой базы в вопросах практического функционирования муниципальных  образований, а также проблемы взаимоотношений  органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Приходится  констатировать, что в сфере правового  регулирования местного самоуправления все еще существует ряд нерешенных проблем. Отсутствует государственная  концепция или стратегия, систематизирующая  вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы. Некоторые из уже  существующих норм, касающихся организации  и деятельности местного самоуправления и относящихся к различным  отраслям права, не согласованы между  собой. Выявлено значительное количество случаев, когда законодательными органами субъектов Российской Федерации  либо не принимаются необходимые  законы, либо принимаются с существенными  нарушениями федерального законодательства.

Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через  ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабун Роальд Владимирович. Организация местного самоуправления [Текст]: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Р.В. Бабун,2010.- 222 с. Зобнин  Алексей Владимирович. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении [Текст]: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ А.В. Зобнин,2011.-120 с.
  2. Барышкова Ксения Владимировна. История государственного управления и муниципального самоуправления в России [Текст]: учебное пособие для вузов / К.В. Барышкова, А.А. Подсумкова, 2008.- 224 с.
  3. Бобович Р.Е. Территориальное Общественное Самоуправление. М., Академия самоуправления, М., 2005
  4. Борисов В.А. Петербургская модель организации местного самоуправления и формирование муниципального капитала // Василеостровская перспектива. - 2002.- №3-5.
  5. Борисов В.А. Становление местного самоуправления: петербургский опыт // Сборник статей //Под редакцией В.Э. Гончарова. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2000 http://dvo.sut.ru/libr/soirl/i204gonc/2.htm
  6. Валеева Елена Олеговна. Территориальное общественное самоуправление [Текст]: рекомендовано методсоветом ВУЗа; учебно-методический комплекс для специальности 080504.65 «Государственное и муниципальное управление» / Е.О. Валеева, 2007.- 33 с.
  7. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 632с.
  8. Горный М. Система городского управления в Санкт-Петербурге // Местное самоуправление в Санкт-Петербурге и Литве – два пути / Под ред. М.Б.Горного. – СПб.: Норма, 2001. – С.6–16.  
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I и II.
  10. Закон Санкт-Петербурга « О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге (с изменениями на 12 января 2005 года).    
  11. Залятов М.М. Территориальное общественное самоуправление как эффективная форма возрождения гражданской активности населения городских микрорайонов (на примере Альметьевска) (Проблемы современной экономики, N 2(6) 2004)
  12. Кабашов Сергей Юрьевич. Местное самоуправление в Российской Федерации [Текст]: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению/ С.Ю. Кабашов,2010- 352 с.
  13. Кабашов Сергей Юрьевич. Государственная служба Российской Федерации [Текст]: учебное пособие для вузов/С.Ю. Кабашов, 2010.- 304 с. 
  14. Кокарев И.Е. На пути к гражданскому обществу. М.: Мир. 2005.
  15. Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 2002
  16. Мерсиянова И.В. Институализация общественных объединений в местном самоуправлении. Новосибирск. 2003.
  17. Наумов Сергей Юрьевич. Основы организации муниципального управления [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования: рекомендовано методсоветом по направлению / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова, 2011.- 352 с.
  18. Подсумкова Анна Александровна. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) [Текст]/А.А. Подсумкова, С.Е. Чаннов, 2008.- 672 с.
  19. Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы.- М.: Юрист, 2002.
  20. Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика.- М., 2007.
  21. Широков Александр Николаевич. Территориальные и организационные основы местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: монография / А.Н. Широков, С.Н. Юркова, 2004.- 164 с.
  22. Шомина Е.С. Уроки демократии по месту жительства, М., Народный фонд, 2001
  23. Фасеев И.Ф. Проблемы развития местного самоуправления и территориальная организация местного самоуправления / Полития , № 1. - 2004. 
  24. Хабаева И.М., Санжициренова Р.К., Шомина Е.С. Местное сообщество: содержание, опыт деятельности: Учебное пособие для студентов, работников МСУ, населения / под редакцией И.Е. Кокарева.- Улан-Удэ, издательство Бурятского государственного университета. 2005 
  25. Ярошенко А.А. Местное самоуправление в системе власти в государстве. //Государственная власть и местное самоуправление.-2002.-№4. с.37-39.

 

Ресурсы удаленного доступа

  1. http://www.gov.spb.ru/gov/admin/self_gov - официальный портал администрации Санкт-Петербурга
  2. Денисов А.И. Становление местного самоуправления в Санкт-Петербурге в 1995-1998 гг. [Электронный ресурс]. URL: file://localhost/C:/Users/3CDE~1/AppData/Local/Temp/Rar$EX00.028/default.htm

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации2

Предмет регулирования

Статьи

Содержание конституционных  норм

Глава 1. Основы конституционного строя

Статус местного самоуправления

п. 2 ст. 3

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления

ст. 12

В РФ признается и гарантируется  местное самоуправление. Местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти

Муниципальная собственность

п. 2 ст. 8

В РФ признается и защищается муниципальная собственность

п. 2 ст. 9

В муниципальной собственности  могут находиться земля и другие природные ресурсы

Глава 2. Права и свободы  человека и гражданина

Основные права и свободы

ст. 18

Определяют деятельность органов местного самоуправления

п. 2 ст. 24

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом

п. 2 ст. 32

Право граждан избирать и  быть избранными в органы местного самоуправления

ст. 33

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления

Право на жилище

п. 2 ст. 40

Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают  условия для осуществления права  на жилище

п. 3 ст. 40

Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным  в законе гражданам, нуждающимся  в жилище, бесплатно или за доступную  плату из муниципальных жилищных фондов

Право на медицинскую помощь

п. 1 ст. 41

Бесплатная медицинская  помощь в муниципальных учреждениях  здраво- охранения за счет соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений

Право на образование

п. 2 ст. 43

Общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее  профессиональное образование в  муниципальных образовательных  учреждениях

п. 3 ст. 43

Бесплатное высшее образование  в муниципальном образовательном  учреждении на конкурсной основе

Глава 3. Федеральное устройство

Установление принципов  организации местного самоуправления

пп. «н»п. 1 ст. 72

Установление общих принципов  организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению  РФ и субъектов Федерации

Глава 8. Местное самоуправление

Сфера деятельности

п. 1 ст. 130

Обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью

Форма осуществления

п. 2 ст. 130

Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления

Территории

п. 1, п. 2 ст. 131

Осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях  с учетом исторических и иных местных  традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление, допускается с учетом мнения населения

Структура органов

п. 1 ст. 131

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно

Задачи и функции

п. 1 ст. 132

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения

Выполнение государственных  полномочий

п. 2 ст. 132

Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке  наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых  для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству

Гарантии прав

ст. 133

Местное самоуправление гарантируется  правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и  федеральными законами

Информация о работе Органы ТОС: особенности формирования, структура, основные направления деятельности