К органам
ТОС исходя из принципов их организации,
осуществляемых ими полномочий, их правового
статуса и из специфики соответствующей
территории отнесены:
- советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков и т.п.;
- объединение жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества (ЖСК, МЖК и т.п.);
- Квартальные, уличные, домовые и т.п. советы (комитеты).
Совет (комитет) микрорайона, жилого комплекса,
поселка и т.п. может избираться
на общем собрании (сходе) граждан
соответствующей территории и по
решению общего собрания (схода) может
обладать правом юридического лица в
соответствии с законодательством.
Объединения
жителей-собственников в едином
комплексе недвижимого имущества
(ЖСК, МЖК и т.п.) могут обладать
правами юридического лица и организуются
на общем собрании собственников
жилья в соответствии с законодательством.
Квартальный,
уличный, дворовый, домовой совет (комитет)
формируется на общем собрании (сходе)
граждан или формируется из старших
по домам (подъездам) и может обладать
правами юридического лица в соответствии
с законодательством.
Порядок
избрания (формирования) совета (комитета),
организация его работы, основные
полномочия определяются Положением о
квартальных, уличных, дворовых, домовых
и т.п. советах (комитатах).
Положение
(устав) ТОС принимается на общем
собрании (сходе) граждан соответствующей
территории и регистрируется исполнительным
органом местного самоуправления с
последующим утверждением главой муниципального
образования.
Выборы органов
территориального общественного самоуправления.
1. Организация
и проведение выборов органов
территориального общественного
самоуправления осуществляется
органами местного самоуправления
по инициативе не менее 10 процентов
обладающего избирательным правом
населения соответствующей территории
муниципального образования.
2. Выборы
органов территориального общественного
самоуправления считаются состоявшимися,
если в них приняло участие
не менее 25 процентов обладающего
избирательным правом населения
соответствующей территории муниципального
образования.
3. Органы
территориального общественного
самоуправления являются избранными,
если за них проголосовало
более половины принявших участие
в голосовании жителей соответствующей
территории муниципального образования.
4. Одновременно
с выборами органов территориального
общественного самоуправления на
голосование должен быть вынесен
вопрос о необходимости государственной
регистрации органа территориального
общественного самоуправления в
качестве юридического лица.
Субъекты ТОС (их исполнительные
органы - комитеты, сокращенно КТОСы) не
являются ни общественными объединениями,
ни коммерческими организациями, так как
в качестве основной цели своей деятельности
не преследуют извлечение прибыли, а если
и осуществляют предпринимательскую деятельность,
то лишь постольку, поскольку это служит
достижению уставных целей.
Субъекты территориального общественного
самоуправления входят в систему местного
самоуправления и могут являться юридическими
лицами местного самоуправления.
Субъекты территориального
общественного самоуправления создаются
гражданами независимо от их политических
и религиозных убеждений, социального
положения для взаимодействия с
органами государственной власти и
местного самоуправления, удовлетворения
материальных потребностей в области
экономических и земельных отношений,
охраны общественного порядка и
социальной помощи как отдельным нуждающимся
в ней гражданам, так и категориям граждан
(детям, подросткам, ветеранам, инвалидам,
беженцам).
2.2 Особенности формирования и структура
органов ТОС
Территориальное общественное самоуправление
может осуществляться в нескольких
формах:
1. Формы непрямого участия. В этом случае
граждане (на общем собрании, конференции
и т.д.) выбирают представительный орган.
В разных регионах эти органы называются
по разному: КОС (комитет общественного
самоуправления), организация ТОС (организация
территориального общественного самоуправления),
ОТОС (орган территориального общественного
самоуправления), территориальная община,
и др. Традиции подобных комитетов сохранились
у нас со времен Советской власти (домкомы,
уличкомы). Такая форма имеет определенные
преимущества, в частности, оперативность
принятия решений; большой опыт работы
таких организаций.
При такой организации делом
обычно занимаются настоящие энтузиасты,
которые быстро становятся профессионалами.
Однако несколько человек
довольно часто не могут представлять
интересы всех групп жителей,
проживающих на территории. Возникает
разрыв между населением и
представительным органом. На
этой почве появляются разного
рода конфликты. Обычно учитываются
интересы групп, представители
которых есть в комитете или,
в крайнем случае, интересы наиболее
организованных групп: пенсионеров,
ветеранов, многодетных матерей
и других социально незащищенных
групп населения. При этом очень
часто выпадают интересы наиболее
активной группы населения: людей
работоспособного возраста, проводящих
большую часть своего времени
вне дома.
Т.о. разрыв между населением и представительным
органом практически составляет
родовой признак непрямых форм территориального
общественного самоуправления.
2. Формы прямого участия. Примерами
такой формы самоуправления является
собрание (сход). В этом случае
для решения вопросов собирается
общее собрание жителей территории
или организуется письменный
опрос. Это форма наиболее полного
представительства жителей в
управлении своей территорией.
При ее правильном использовании
она позволяет учитывать интересы
всех жителей. В научной литературе
отмечается: «Основным преимуществом
собраний как института непосредственной
демократии и как формы местного
самоуправления является органическое
сочетание в них коллективного
социального действия: обсуждения
того или иного вопроса, выражения
коллективного мнения, принятия
коллективного решения с личной
активностью участников собрания.
В рамках собрания каждый участник
тем или иным способом выражает
свое мнение, интерес, которые
путем сопоставления с мнениями
и интересами других участников
могут приобретать значение общего»1.
Однако ее значительным минусом является
слабая организованность жителей. При
ее применении значительно снижается
оперативность. Часто собирать собрание
всех жителей обычно просто невозможно,
а принять какое-либо решение на общем
собрании совсем непросто.
Органы ТОС являются
одним из элементов организации
местного самоуправления, формой участия
граждан в осуществлении местного
самоуправления. Под территориальным
общественным самоуправлением понимается
самоорганизация граждан по месту
их жительства для самостоятельного
и под свою ответственность осуществления
собственных инициатив в вопросах
местного значения непосредственно
населением (собрания, конференции, референдумы)
или через создаваемые субъекты
территориального общественного самоуправления
и их органы. По формам следует четко разграничивать
комитеты ТОС - организации, образующие
юридическое лицо, имеющие уставные и
программные документы; и домовые (уличные)
комитеты, образованные в качестве частной
инициативы жителей без образования юридического
лица. Соответственно, различается и способ
функционирования данных организаций.
Состав
правовой базы на современном этапе
развития местного самоуправления в
РФ включает в себя:
- Конституцию Российской Федерации (она содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133));
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы;
- Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные федеральные правовые акты;
- Конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные правовые акты органов государственной власти субъектов федерации;
- Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.
Законодательные основы деятельности
организаций ТОС также составляет
Указ Президента Российской Федерации
от 9 октября 1993г. № 1616 "О некоторых мерах
по оказанию государственной поддержки
местного самоуправления", определяющих
основные принципы системы местного самоуправления
и других форм осуществления граждан,
а также принципов перехода от централизованных
методов руководства к методам правового,
организационно-методического и финансового
воздействия на формирование системы
местного самоуправления и других форм
осуществления самоуправления граждан.
К числу
Федеральных законов по основным вопросам
организации и деятельности местного
самоуправления относятся следующие:
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;
- «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»;
- «Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления»;
- «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Подавляющее большинство муниципальных
образований имеет принятые и
зарегистрированные уставы.
Не смотря
на количество отмеченных законов, надо
сказать, что правовая база местного
самоуправления все же находится
в стадии формирования. Хотя уже
на сегодняшний день в системе
правовых знаний выделилась особая отрасль
- муниципальное право. Оно регулирует
отношения, возникающие в, процессе
организации и деятельности местного
самоуправления. Это комплексная
отрасль, появившаяся на стыке нескольких
отраслей права: конституционного, административного,
финансового, земельного, экологического
и др. Комплексный характер муниципального
права отражает многогранность муниципальной
деятельности.
Кроме того действуют региональные
законы, регулирующие вопросы организации
и деятельности местного самоуправления.
В большинстве субъектов Федерации
приняты законы об организации местного
самоуправления, о муниципальной
службе, о регистрации уставов
муниципальных образований.
Организации ТОС являются
одним из элементов гражданского
общества, т.к. их зависимость от системы
местного самоуправления как административной
структуры незначительна. В то же время,
такая форма участия граждан в осуществлении
местного самоуправления как территориальное
общественное самоуправление (ТОС) является
наиболее приближенным к населению звеном
в системе местного самоуправления, которое
может связать органы местного самоуправления
с реальными заботами населения и обеспечить
защиту совместных интересов граждан,
проистекающих из проживания на определенной
локальной территории (поселок, микрорайон,
квартал, деревня, сельский поселок, хутор),
из необходимости и неизбежности взаимодействия
жителей этой территории с органами муниципального
(государственного) управления.
Следует подчеркнуть, что
система организационного оформления
структур ТОС характерна для городов
и поселков. В сельских населенных
пунктах активно действует система
сельских сходов. Кроме того, сельские
администрации не являются оторванными
от непосредственных контактов с
гражданами. Причем эти контакты не
носят формальный характер. Право
граждан регламентировать значительную
долю общественных дел и управлять
ею является неотъемлемой частью демократических
принципов управления. Оно может
осуществляться и через внесистемные
(не входящие в систему муниципального
управления) форм. Однако развитие внесистемных
форм соучастия граждан в процессе
управления возможно только в условиях
существования развитого гражданского
общества, осознания гражданами значения
и функции коллективных интересов.
Пока развитие общественных и политических
отношений в России не позволяет
говорить о высокой степени осознанности
гражданами коллективных интересов, следствием
чего является слабое развитие коллективных
форм элементов гражданского общества.
В результате развитие ТОС крайне
затруднено и имеет в некоторых анализируемых
регионах регрессивный характер.
ТОСы вправе выступать заказчиками
сами или совместно с органами управления
на выполнение работ по благоустройству,
вывозу мусора, ремонту и реконструкции
жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры,
ЖКХ, дорог и тротуаров с использованием
предусмотренных на их выполнение средств
из бюджета города или района и собственных
финансов. Однако подобная деятельность
ТОСов практически отсутствует.
Большинство ТОСов взаимодействуют
со структурами ЖКХ и, даже в некоторых
случаях, намечается тенденция сделать
ТОСы частью системы ЖКХ (председателями
ТОСов достаточно часто становятся работники
системы ЖКХ).
В систему
территориального общественного самоуправления
включены общие собрания (сходы), иные
формы непосредственной демократии,
а так же органы территориального
общественного самоуправления: советы
или комитеты микрорайонов, жилых
комплексов, улиц, кварталов, домов
и т.п.
Органам
ТОС предоставлено право участвовать
в заседаниях органов местного самоуправления
при обсуждении вопросов, затрагивающих
интересы жителей соответствующей территории.
Существуют
две формы участия населения
в территориальном общественном
самоуправлении, а именно:
- непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания, сходы;
- органы ТОС.