Основные элементы управления персоналом (на примере ОАО "Росгосстрах")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении процессов совершенствования управления персоналом в организации.
Для достижения данной цели был поставлен ряд следующих задач:
- изучение истории возникновения управления персоналом;
- проведение анализа систем управления на примере ООО «РОСГОСТРАХ»;
- проведение анализа проекта совершенствования системы управления персоналом на примере ООО «РОСГОСТРАХ».

Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………....6
1.1 Кадровый менеджмент……………………………………………………..6
1.2 Система управления персоналом: основные понятия, сущность………10
1.3 Элементы и методы управления персоналом…………………………...11
1.4 Мотивация – как важнейший элемент управления персоналом………15
2.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОСГОСТРАХ»……………………………………………………………..19
2.1.. История развития страхового дела……………………………………...19
2.2. Управление ОАО «Росгосстрах»………………………………..……….21
3.3.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ «РОСГОСТРАХ», ОБСЛУЖИВАЮЩИХ СТРАХОВОЙ ПРОЦЕСС…………………..……24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…….31

Работа состоит из  1 файл

уп курсовая.docx

— 53.47 Кб (Скачать документ)

1.3 Элементы  и методы управления персоналом

 

Процесс управления трудом можно разделить  на три составляющие:

  1. привлечение персонала;
  2. задействование персонала;
  3. управление мотивацией работников.

Привлечение персонала предусматривает выполнение следующих действий:

  1. определение потребности в персонале;
  2. вербовка и отбор персонала;
  3. обучение и переобучение;
  4. высвобождение.

Управление  определением потребности в рабочей  силе осуществляется с помощью разных средств, в том числе путем  планирования, дифференциации потребности  в разные периоды времени и  корректировки состояния рабочей  силы с учетом рыночной конъюнктуры.

Вербовка  и отбор персонала производятся самим предприятием или специальными организациями по заказу предприятия. В основе управления этими процессами лежит принцип: не человек для  рабочего места, а рабочее место  — для человека.

Целью вербовки и отбора является предоставление предприятию  рабочих мест в необходимом количестве и нужного качества, а работнику  — работы с учетом его подготовки, способностей и склонностей и, наконец, возможностей.

Управление  отбором и вербовкой персонала  — тщательно продуманный процесс, осуществляемый на основе выбранной  стратегии предприятия и мер  ее достижения.

В работе по привлечению персонала важное место отводится обучению и переобучению работников, в том числе по категориям. Обучение может проходить как  на самом предприятии, так и вне  его. Высвобождение персонала —  это сокращение избытка рабочей  силы в количественном, качественном или территориальном отношении. Задействование персонала как одна из составляющих работы по управлению трудом включает:

  1. распределение сотрудников;
  2. контроллинг и развитие персонала;
  3. ротацию и меры обогащения работы;
  4. планирование карьеры;
  5. оценку работы;
  6. руководство сотрудниками;
  7. учет влияния мер по управлению мотивацией труда.

Распределение сотрудников по рабочим местам производится на основе их соответствия трудовым функциям, с учетом интересов и склонностей, выявленных и изученных в ходе испытательного срока или иными  методами, а также с учетом внешних  условий работы.

Контроллинг персонала — это современная  концепция управления персоналом. Он включает: во-первых, разработку гипотезы достижения экономической и социальной эффективности управления трудом; во-вторых, координацию различных мер кадровой политики предприятия с политикой, например, в области технической  модернизации; в-третьих, подготовку информации для принятия обоснованных решений.

Ротация, или запланированная смена для  работника рабочего места, позволяет  избежать монотонности труда. Планирование карьеры работника — это осуществляемое заранее планирование развития конкретного  работника за время его работы на предприятии, в том числе определение  последовательности занимаемых им должностей по штатному расписанию.

Оценка  работы сотрудников применяется  как для организационного воздействия  на них, так и для материального  вознаграждения. Руководство сотрудниками в управлении трудом осуществляется путем воздействия на целевые  установки и поведение в целях  активизации труда работника, в  том числе в незапланированных  ситуациях. В процессе управления трудом уделяется внимание иерархии подчиненности  персонала; предусматриваются централизация  и децентрализация управления, определяется компетенция отделов, служб и  каждого работника.

Методы  управления персоналом в зависимости  от принятой стратегии условно можно  сгруппировать следующим образов:

  1. административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого поведения - осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда, чувство долга, культуру труда и т.п., напрямую воздействующие на персонал с помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному исполнению);
  2. экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников);
  3. социально-психологические, базирующиеся на использовании «формальных факторов мотивации - интересов, потребностей личности, группы, коллектива.

Последние особенно активно применяются в  менеджменте японских компаний. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в  частности, благодаря использованию  японского подхода, получившего  название "уплотненная технология.

Кадровая  политика преуспевающих западных компаний, которая носит комплексный характер, включает множество направлений. Имеются  в виду:

  1. организация новых рабочих мест с учетом внедрения передовых технологий;
  2. подготовка программ развития персонала, обеспечивающих решение не только сегодняшних, но и будущих задач организации путем совершенствования систем обучения и служебного продвижения работников;
  3. формирование мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом;
  4. создание современных систем подбора персонала;
  5. проведение маркетинга персонала;
  6. разработка программ занятости, социальных программ и т.д.

Особое  место в кадровой политике занимает планирование, в задачи которого входят:

  1. определение количественного и квалификационного состава требуемых работников, способов их привлечения и возможности сокращения лишнего персонала;
  2. поддержание знаний персонала в соответствии с требованиями организации и обеспечение развития кадров;
  3. расчет финансовых затрат на запланированные кадровые мероприятия и т.д.;
  4. стимулирование повышения производительности труда и создание условий для удовлетворенности рвотой.

Успех управления трудовыми ресурсами напрямую зависит  от уровня квалификации занятого в  службе персонала. Отечественная практика свидетельствует, что уровень образования, профессиональная подготовка и компетентность кадровиков на госпредприятиях недостаточно высоки, возрастной состав неблагоприятен, уровень оплаты труда низок. Переход к акционерной и частной собственности обусловил улучшение качественного состава работников служб управления персоналом, омоложение кадровой структуры, повышение уровня образования, профессионализма, соответственно изменились восприятие новых идей, методы работы с персоналом, возросла заинтересованность в результатах труда.

 

1.4 Мотивация – как важнейший  элемент управления персоналом

 

Управление  мотивацией труда включает:

  1. выбор мотиваторов труда;
  2. политику заработной платы;
  3. политику вознаграждений и услуг;
  4. политику участия в успехе;
  5. управление затратами на персонал.

Выбор мотиваторов  труда является основой управления персоналом. Система материального  стимулирования включает заработную плату  денежные премии. Иногда в качестве инструмента материальною стимулирования используется система участия работников в прибыли предприятия.

Заработная  плата — вознаграждение работников за труд и его конечные результаты. Организация оплаты труда на предприятии  основывается на следующих принципах:

  1. вознаграждение работников в размерах, объективно отражающих количество и качество затраченного труда, и результаты работы коллектива;
  2. предоставление предприятиям и организациям, функционирующим на основе различных форм собственности, максимальной самостоятельности в вопросах оплаты труда;
  3. государственная регламентация размеров минимальной заработной платы.

Отдельными  элементами организации оплаты труда  являются формирование фонда оплаты труда, тарифная система, формы и  системы заработной платы, коллективные договоры и отраслевые соглашения. Фонд оплаты труда включает все денежные выплаты работникам предприятия по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, премии, доплаты и все виды надбавок.

В современных  условиях предприятие вправе выбирать вид, систему оплаты труда, условия  премирования, но в пределах заработанных на эти цели средств и с соблюдением  установленного в отрасли соотношения  между квалифицированным и неквалифицированным  трудом по одной профессии.

Коллективные  договоры становятся главным инструментом регулирования оплаты труда на уровне предприятия. Они заключаются между  администрацией и трудовыми коллективами, представленными комитетами профсоюзов.

В коллективном договоре фиксируются условия оплаты труда работников, входящие в компетенцию  предприятия, размеры тарифных ставок и окладов, формы и системы  оплаты труда, порядок применения надбавок, доплат, премий и других видов вознаграждения, режим труда и отдыха, социальная защита работников.

Организация заработной платы характеризуется  тарифным и бестарифным вариантами. В развитых странах мира за последние  годы получило широкое распространение  системы платы за знания и компетенции, и развитие системы гибких льгот. Иными словами, развиваются нетрадиционные методы оплаты труда, но при этом:

  1. они не вытесняют полностью традиционную форму оплаты труда, а лишь дополняют ее - 73% компаний используют систему должностных окладов для определения базовой заработной платы;
  2. они охватывают не всех работников компаний, а только отдельные их категории или подразделения.

Названные тенденции изменений в системах оплаты труда в развитых странах  связаны с необходимостью изменений  в структуре предприятий и  методов управления ими вследствие ускорения научно-технического прогресса  и глобальной конкуренции.

Поскольку премирование за текущие результаты деятельности является основной формой поощрения работников, а в современных  условиях зачастую и основной расходной  статьей по оплате труда, важно уметь  оценить экономическую эффективность  системы премирования для предприятия.

Экономически  эффективной можно считать систему  премирования, которая формирует  уровень оплаты труда в соответствии со степенью выполнения показателей  и условий премирования и обеспечивает по тому кругу работников, на которых  она распространяется, достижение эффекта, по своей величине большего, чем  соответствующая ему премиальная  часть заработной платы, или равного  этой части.

Эффективная система премирования должна положительно восприниматься лицами, к которым  она применяется. Еще одно непременное  условие признания премиальной  системы эффективной — ее связь  с задачами поддержания необходимых  пропорций в росте производительности труда и средней заработной платы, соотношений в структуре и  условиях оплаты отдельных категорий  работников, с другими задачами организации  заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ОАО             РОСГОСТРАХ»

 

          2.1.. История развития страхового дела 

 

Страховая деятельность в России начинается в  период правления Екатерины II. В 1781 г. императрица издает Устав купеческого  пароходства, который включает постановление  о морском страховании. Страхование  от огня вводится также при Екатерине II. Ее манифестом от 28 июня 1786 г. учреждается  Государственный заемный банк, страховой  экспедиции которого повелевается производить  во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в названном  банке.

Начиная с 1786 года, в России устанавливается  государственная монополия на страхование. Вслед за Государственным заемным  банком создается Государственный  ассигнационный банк, проводивший страхование  на дожитие и страхование ренты.

В начале XIX в. (1827 г.) государственная монополия  на страхование была снята. С этого  времени началось бурное развитие акционерных, взаимных и земских страховых  обществ, которые играли заметную роль в финансово-экономической жизни  страны.

Информация о работе Основные элементы управления персоналом (на примере ОАО "Росгосстрах")