Основные понятия и принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Во-первых, в ней, как уже говорилось, обобщен европейский опыт, который может быть использован в России.

Содержание

ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы местного самоуправления. . . . . .4
1.1. История местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Понятие функции местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления. . . . . . . 8
1.4. Представительные органы местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5. Понятие основных принципов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. Местное самоуправление в Российской Федерации. . . . . . . . . . . .14
2.1. Определение и развитие организационной структуры местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. . 19
2.3. Государственные гарантии в реализации принципов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.4. Организационное обособления местного самоуправления и взаимодействие с органами государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Работа состоит из  1 файл

муниципальный менеджмент - контрольная.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

           Российская Федерация  состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов  определенного значения, автономных областей автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою Конституцию, а иные субъекты устав. Конституция и уставы субъектов должны соответствовать Конституции РФ федеральным законам, которые имеют Верховенство на всей территории Российской Федерации. 
 

    1. Понятие основных принципов местного самоуправления
 

            Основополагающие  начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  данный федеральный закон определяет единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

            Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» составляют, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации.

            Значение Конституции  Российской Федерации и федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в развитие правовой основы местного самоуправления определяется также и тем, что они разграничивают полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

            Полномочия органов  государственной власти Российской Федерации устанавливает ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            На федеральном  уровне осуществляется законодательное  регулирование общих принципов организации и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о других федеральных чаконах, регулирующих отдельные вопросы построения и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местною самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы и т.д.

            Ст. 133 Конституции  Российской Федерации устанавливает  запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции Российской Федерации  и федеральных законах. При этом следует учитывать особую роль закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в системе федеральных законов. Согласно статье 7 данного Закона, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениях Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны применяться положения Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона. При этом положения распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Федеральное законодательство о местном самоуправлении, обеспечивая общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и других.

 

ГЛАВА 2. Местное самоуправление в Российской Федерации.

    1. Определение и развитие организационной структуры местного самоуправления
 

            Полномочия органов  государственной власти субъектов  Федерации, закреплены в ст. 5 “Об  общих принципах организации  местного самоуправления”, которая включает:

      1. Осуществление правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления. Субъекты Федерации принимают и изменяют законы, иные нормативные акты по вопросам местного самоуправления. Они принимают законы о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе, о порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований.
      2. Обеспечение гарантий местного самоуправления.

           Органы государственной  власти субъектов Федерации обеспечивают:

  • Гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  • Государственные минимальные социальные стандарты;
  • Сбалансированность минимальных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • Компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации;
  • Передачу материальных и финансовых средств необходимых для осуществления переданных органами местного самоуправления отдельных полномочий субъектов Федерации;
  • Защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления; Принятие региональных программ развития местного самоуправления.
      1. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. Субъекты Федерации вправе создавать свои конституционные (уставные) суды, которые призваны, обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.

           Важнейшим условием эффективности местного самоуправления является его организационная структура, которая должна соответствовать задачам и функциям местного самоуправления, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов.

           Понятие “организационные основы местного самоуправления” характеризует:

      1. структуру органов местного самоуправления;
      2. порядок, формы и принципы их деятельности;
      3. организацию муниципальной службы.

            Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы. Организационные основы местного самоуправления не остаются неизменными. Их развитие обусловлено эволюцией местного самоуправления, изменением муниципального законодательства, поиском оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.

            Создание эффективной  системы местного самоуправления в  РФ - процесс длительный. Субъектам Федерации предстоит выполнить большой объем правотворческой и организационно-методической работы в сфере местного самоуправления. Становление местного самоуправления происходило в неблагоприятных финансово-экономических условиях.

            Многие органы и  должностные лица не были готовы в  этих условиях эффективно использовать свои административные, финансово-экономические  ресурсы, социально-экономический потенциал  муниципальных образований в целом для укрепления основ местного самоуправления, налаживания действенной системы местной власти. Система местного самоуправления неоднократно подвергалась реформированию, изменялась законодательная база местного самоуправления. Субъекты Федерации (их органы, должностные лица) весьма настороженно восприняли конституционные положения о местном самоуправлении, гарантирующие его самостоятельность, организационно-обособленное в системе управления государством и обществом. Это не способствовало развитию самоуправленческих начал в системе местной публичной власти. Об отношении федеральной власти к проблемам местного самоуправления весьма самокритично сказал в своем послании Федеральному Собранию РФ (2002г) Президент РФ, который по сути признал, что в течение длительного времени федеральная власть практически не уделяла должного внимания проблемам местного самоуправления. Президент РФ указал на низкое качество законодательной базы местного самоуправления. Изменения в системе местного самоуправления должны быть разумными и отвечать потребностям практики.

            В соответствии с  законом РСФСР о местном самоуправлении местными органами власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельсоветах являлись соответствующие Советы народных депутатов.

            Местные Советы народных депутатов - представительные органы местного самоуправления - избирались населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Законодательство о выборах установило следующие предельные нормы численного состава местных Советов:

  • В районный Совет - до 75 депутатов;
  • В городской Совет городов краевого, областного, окружного подчинения до 200 депутатов;
  • В районный в городе Совет - до 100 депутатов;
  • В районный в городах Москве и Ленинграде - до 200 депутатов;
  • В поселковый, сельский Совет - 50 депутатов.

            Основной формой работы местного Совета являлось сессия. Сессии местного Совета созывались председателем, который избирался Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета.

            Председатель Совета подписывал решения, принимаемые Советом  на сессии. Очередные сессии Совета созывались не ранее двух раз в  год. Законодательство предусматривало возможность созыва и внеочередных сессий.

            Совет из числа депутатов избирал постоянные комиссии на срок своих полномочий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также для содействия проведению в жизнь его решений и нормативных актов государственных органов осуществления в пределах Совета контроля деятельности местной администрации, предприятий, учреждений, организации.

            Совет мог образовывать и временные комиссии. Постоянные и временные комиссии были ответственны перед избравшим их Советом и ему подотчетны.

            Местная администрация  являлась органом управления. Она  была подотчетна соответствующему Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органом в пределах их компетенции.

            Соответствующий местный  Совет утверждает структуру местной  администрации, а также размер расходов на ее содержание.

            Возглавляя местную  администрацию, глава администрации  и осуществлял свои полномочия на принципах единоначалия.

            Анализ практики взаимоотношений местных Советов  и глав местных администраций, сложившейся  на основе закона РСФСР о местном самоуправлении, свидетельствует, что законодателем была принята попытка установить своеобразную “систему сдержки противовесов” в местном самоуправлении

            Согласно Закону “Об общих принципах организации  местного* самоуправления” органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего видения принимают правовые акты. Государство признает за актами органов и должностных лиц местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, правовой, директивно-властный, общеобразовательный характер. Данные акты не должны противоречить законам. Приоритетное значение по отношению к ним имеют также указы и распоряжения Президента РФ, акты субъектов РФ.

Информация о работе Основные понятия и принципы местного самоуправления