Основные понятия и принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание

Формирование и развитие местного самоуправления, муниципального права в Российской Федерации осуществляется с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но и под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта. Особое значение для становления и развития местного самоуправления, его правового регулирования имеет Европейская Хартия местного самоуправления. Во-первых, в ней, как уже говорилось, обобщен европейский опыт, который может быть использован в России.

Содержание

ГЛАВА 1. Историко-теоретические основы местного самоуправления. . . . . .4
1.1. История местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Понятие функции местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления. . . . . . . 8
1.4. Представительные органы местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5. Понятие основных принципов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . 11
ГЛАВА 2. Местное самоуправление в Российской Федерации. . . . . . . . . . . .14
2.1. Определение и развитие организационной структуры местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. . 19
2.3. Государственные гарантии в реализации принципов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.4. Организационное обособления местного самоуправления и взаимодействие с органами государственной власти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Работа состоит из  1 файл

муниципальный менеджмент - контрольная.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

            Правовые акты органов  и должностных лиц местного самоуправления должны отвечать общим требованиям законности, обязательным для всех правовых актов, а также требованиям организационно-технического характера, которые предъявляется к данным правовым актам. Они должны быть изданы полномочными органами в пределах их компетенции, в форме и порядке, предусмотренных для их принятия. Выработка и принятие актов органов местного самоуправления предполагает соблюдение определенных процессуальных правил, которые определяют: на кого возлагается выработка проектов решений; в каком порядке и какими методами они вырабатываются; с кем и каким образом должны быть предварительно убеждены и согласованы эти проекты. При принятии правовых актов должны учитываться реальные возможности муниципального образования, обеспеченность финансово-экономическими ресурсами.

            Правовые акты органов  и должностных лиц местного самоуправления - одно из средств осуществление  власти народа. Они издаются в процессе практического осуществления задач  и функций местного самоуправления.

            Правовые акты представительных органов именуются решениями. В этих актах предусматривается кворум для принятия решения, кворум для преодоления вето главы муниципального образования.

            К компетенции представительного  органа, относятся принятие решений по важным вопросам местной жизни, как установление общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Решения представительного органа принимаются только в коллегиальном порядке.

            Главы администрации, также глава муниципального образования  в пределах своих полномочий издают постановления и распоряжения. В  форме постановления издаются акты, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанные с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов.

            Правовые акты иных органов и должностных лиц  местного самоуправления определяются соответствующими положениями об этих органах. 

    1. Законность  в организации  и деятельности местного самоуправления
 

           Особую роль в  системе гарантий, обеспечивающих  законность местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту. Суд - инстанция, которая способна вводить деятельность местного самоуправления, его органов и должностных лиц в правовое русло.

           В правовом государстве  суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.

           В соответствии со ст. 46 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

           а) органов государственной  власти и государственных должностных лиц;

           б) органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления;

           в)предприятий, учреждений и организаций;

           г) общественных объединений.

           С такими исками в  суд или арбитражный суд вправе обращаться не только органы и должностные  лица местного самоуправления, но и  граждане, проживающие на территории муниципального образования.

           Закон также предусматривает  судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.

           В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой  нарушенных прав граждан-жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.

           Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

           Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

           Ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отмечены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

           Важнейшим и необходимым условием реализации принципов местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.

           Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

           Деятельность органов  местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления.

           Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои  и ценности общества, которые: служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления; обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления; создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию» органов местного самоуправления.

           Экономической гарантией  местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

           Государственные  гарантии местного самоуправления - это  политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.

           Необходимо учитывать, что наше общество и государство  переживают сегодня сложный процесс  реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому  те основы и принципы политической, экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, также нуждаются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в котором в полной мере будут созданы и обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этом направлении пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие. 

    1. Организационное обособление местного самоуправления и  взаимодействие с органами государственной власти
 

            В местном самоуправлении находят отражение исторические и иные местные традиции. Это проявляется, прежде всего, в особенностях организации местного самоуправления на территориях, отличающихся своеобразием своих исторических, культурных и иных местных традиций, обычаев.

            В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное  решение населением вопросов местного значения. В этом - суть местного самоуправления”

            Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

            Местное самоуправление есть тоже власть, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Это власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение. Местное самоуправление не входят в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью публичной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами.

            С точки зрения организации  и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют конституционные положения:

    • Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельна;
    • Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
    • Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
    • Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов;
    • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
    • Изменение границ территории, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнениям населения соответствующих территорий.

            Гражданам гарантируется  право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления граждан к должностным лицам местного самоуправления.

            Государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет  на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления, данного права.

            Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая конституцией Российской Федерации самостоятельная и  под свою ответственность осуществляет деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

            Местное самоуправление имеет свой субъект - им является население, граждане. Предусмотренная настоящим Федеральным Законом, в пределах, которого, осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;

            Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа.

            Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы  местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Муниципальные образования в праве принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

            Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантий является признаваемое государствам право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функции местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективно -функционирующих демократических институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а так же свободы инициатив и выбора решений органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в рамках действующих законов.

Информация о работе Основные понятия и принципы местного самоуправления