Основные понятия и термины менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:13, курс лекций

Описание

1 Что изучает дисциплина
Развитие рыночных отношений в России все более вовлекает предприятия в конкурентную борьбу, и без маркетинга достичь конкурентного преимущества сегодня практически невозможно. Руководители российских предприятий осознали: маркетинг – неотъемлемая составляющая успеха компании. Поэтому учебный предмет «Маркетинг» является одним из основных в профессиональной подготовке специалистов в области маркетинга и управления.

Содержание

1 Что изучает дисциплина 3
2 Как изучать 4
3 Основные понятия и термины 5
4 Главное в содержании дисциплины 27
5 Что готовить к зачету/ экзамену 69
6 Выполните самостоятельно 72
7 Проверь себя 79
8 Откуда взять информацию 122

Работа состоит из  1 файл

Кейс_Маркетинг.doc

— 906.50 Кб (Скачать документ)

Концептуальная модель системы маркетинговой информации (маркетинговой информационной системы) представлена на рис. 3.

Рис. 3. Маркетинговая информационная система (МИС)

Подсистема внутренней отчетности является основой МИС. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.

В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема системы маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент. Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.

Маркетинговые исследования в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием.

В МИС также входит подсистема обеспечения маркетинговых решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннюю и внешнюю информацию.

2. Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования – систематическое определение  круга данных, необходимых в связи  со стоящей перед предприятием маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Предприятие проводит маркетинговые исследования или собственными силами – отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Общая схема проведения маркетингового исследования: 
1. Определение проблемы, целей и методов исследования. 
1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований. 
1.2. Определение проблемы и формулирование маркетинговых целей. 
1.3. Выбор методов проведения маркетинговых исследований. 
2. Разработка плана исследований. 
2.1. Определение типа необходимой маркетинговой информации и источников ее получения. 
2.2. Определение методов сбора необходимой информации. 
2.3. Разработка форм для сбора данных. 
2.4. Разработка выборочного плана и определение объемов выборки. 
3. Проведение исследования. 
3.1. Сбор данных. 
3.2. Анализ данных. 
4. Интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства. 
4.1. Подготовка заключительного отчета. 
4.2. Презентация заключительного отчета.

3. Маркетинговая среда  и ее структура

Маркетинговая среда  включает в себя все силы, оказывающие  влияние на способности предприятия  устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Она состоит из внешней микро- и макросреды и внутренней среды.

В микросреде действуют  внешние силы, представленные поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами и общественностью (контактными  аудиториями).

Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном сегменте рынка: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные.

Комплекс маркетинга (товар, цена, распределение и продвижение) и внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном целевом рынке, представлены на рис.4.

Рис. 4 .Маркетинговый  комплекс и факторы, влияющие на него

 

Т Е М А: Сегментирование  рынка 

Сегментация рынка –  деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.

Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.

Признаки сегментации  рынков – это способы выделения  сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент рынка по уровню доходов потребителей и т.п.).

Основными признаками сегментации  рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие характеристики. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.

Признаками сегментации  рынка по группам продуктов могут  быть функциональные и технические  параметры продукта, цена и т.п.

Признаками сегментации  рынка по предприятиям-конкурентам являются величина предприятия, качественные показатели продукта, цена, каналы сбыта, продвижение продукта на рынке и т.п. Признаками сегментации предприятий-покупателей (промышленные рынки, рынки товаров производственного назначения) могут выступать организационно-провавая форма предприятия, отрасль или сфера деятельности, география и т.п.

Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняет друг друга, и  все полученные результаты рассматриваются  в комплексе, что позволяет правильно  выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.

Критерии сегментации  и отбора рынков – способы оценки выбора того или иного сегмента рынка.

Наиболее распространенными  критериями сегментации являются: 
– емкость сегмента, по которой определятся число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные мощности; 
– каналы распространения и сбыта продукции, позволяющие решить вопросы о формировании сети сбыта; 
– устойчивость рынка, позволяющая сделать выбор о целесообразности загрузки мощностей предприятия; 
– прибыльность, показывающая уровень рентабельности предприятия на данном сегменте рынка; 
– совместимость сегмента рынка с рынком основных конкурентов, позволяющая оценить силу или слабость конкурентов и принять решение о целесообразности и готовности внесения дополнительных затрат при ориентации на таком сегменте; 
– оценка опыта работы конкретного персонала предприятия (инженерного, производственного или сбытового) на выбранном сегменте рынка и принятие соответствующих мер; 
– защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

Стратегия массового  маркетинга предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. В этом случае все действия и решения предприятия должны быть направлены на снижение затрат. Прочие характеристики (качество, сервис), хотя и являются подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания. Используя стратегию, фирма ориентируется на широкий рынок и предлагает товары в большом количестве. Внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего. С этой целью предлагаются товары, которые могут быть восприняты положительно максимально широким кругом покупателей.

Необходимые предпосылки  использования стратегии массового  маркетинга:  
-       большая доля рынка или другие существенные преимущества (например, доступ к дешевому сырью);  
-       строительство производственных сооружений эффективной величины;  
-       строжайший контроль расходов;  
-       использование возможностей снижения затрат (например, отказ от прямых поставок небольших партий товара, снижение расходов на исследования, сервис, рекламу).

Стратегия дифференцированного  маркетинга состоит в том, что фирма производит различные виды одного товара, отличающиеся от продукции конкурентов и имеющие нечто неповторимое с точки зрения потребителей. Факторами дифференциации могут служить улучшенное качество, специфические сырьевые материалы, оригинальное внешнее оформление, упаковка и т.д. Это позволяет удовлетворять запросы различных групп потребителей на рынке, т.е. работать на достаточно большом количестве сегментов. Для каждого из них предлагаются разнообразные товары. Наличие у них уникальных достоинств позволяет сформировать лояльность к товарной марке и установить сравнительно высокие цены. Необходимые предпосылки использования стратегии дифференцированного маркетинга:  
-       достаточная известность предприятия;  
-       возможность проведения широких маркетинговых исследований; 
-       применение материалов высокого качества и соответствующего дизайна;  
-       интенсивная работа с потребителями;   
-       учет соотношения «цена – качество».

Стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность товара, или того и другого вместе. Для этого фирма может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при их обслуживании.

Т Е М А: Товарная политика

1. Товар и его жизненный цикл

Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).

Товарная единица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.

Товар можно рассматривать с  позиции трех уровней: 
1. Товар по замыслу – идея товара и основная выгода от него. 
2. Товар в реальном исполнении. 
3. Товар с подкреплением.

Товар в реальном исполнении включает уровень качества товара, набор свойств, оформление, марочное название, упаковку.Товар с подкреплением означает личное внимание к покупателю, доставку на дом, гарантию возврата денег, монтаж и т.д., т.е. услуги, связанные с приобретением и использованием товара.Товары классифицируются следующим образом: 
1. Товары длительного пользования, т.е. товары, выдерживающие многократное использование. 
2. Товары кратковременного использования – материальные изделия, потребляемые за один или несколько циклов использования.Классификация товаров широкого потребления: 
– товары повседневного спроса (основные товары постоянного спроса), 
– товары импульсной покупки (товары для экстренных случаев); 
– товары предварительного выбора (схожие и несхожие товары); 
– товары особого спроса (товары с уникальными характеристиками); 
– товары пассивного спроса (товары, которых потребитель не знает или знает, но не задумывается об их покупке, пока реклама не донесет до потребителя); 
– товары промышленного назначения классифицируются: на материалы и детали, полуфабрикаты – товары, полностью используемые производителем.

В жизненном цикле товара выделяются следующие этапы: 
– разработки товара; 
– выведения на рынок; 
– роста спроса; 
– насыщения рынка (зрелости); 
– упадка (спада спроса); 
– реанимации.

В табл. 3 приведены основные этапы жизненного цикла товара и их характеристика.Конкурентоспособность товара выражается в способности товара удовлетворять потребности потребителей в сравнении с товарами конкурентов. Критериями конкурентоспособности товара могут выступать качество и свойства товара, цена, уровень предпродажного и послепродажного сервиса и т.п.

Таблица 3

Жизненный цикл товара и характеристика отдельных этапов

 

 

Этап выведения на рынок 

Этап роста

Этап зрелости

Этап упадка

Характеристика

Сбыт 

Слабый

Быстрорастущий

Медленно растущий

Падающий

Прибыль

Ничтожная

Максимальная

Падающая

Низкая

Потребители

Любители нового 

Массовый рынок

Массовый рынок

Отстающие

Число конкурентов 

Небольшое

Постоянно растущее

Большое

Убывающее

Ответная реакция производителей

Основные

стратегические маркетинговые  усилия

Расширение рынка

Проникновение вглубь рынка

Отстаивание своей доли рынка

Повышение рентабельности производства

Затраты на маркетинг

Высокие

Высокие, но несколько  ниже в процентном отношении

Сокращающиеся

Низкие

Основные усилия продвижения

Создание осведомленности  о товаре

Создание предпочтения к марке

Создание приверженности к марке

Селективное воздействие

Распределение товара

Неравномерное

Интенсивное

Интенсивное

Селективное

Цена

Высокая

Несколько ниже

Самая низкая

Возрастающая

Товар

Основной вариант

Усовершенствованный

Дифференцированный

Повышенной рентабельности


     

2. Разработка нового  товара

Процесс разработки нового товара от идеи до готового продукта включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного образца; пробный выход на рынок (пробный маркетинг); коммерциализация (рис. 5).На первом этапе производится первичная оценка предложений по разработке новых товаров и услуг с целью выбора из них более эффективных.

Информация о работе Основные понятия и термины менеджмента