Основные проблемы современного государственного управления в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:51, реферат

Описание

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением.

Содержание

Содержание
1. Управление. Определение и содержание.
2. Государственное управление. Специфика государственного управления
Система органов государственного управления.
3. Цели, функции и принципы государственного управления.
4. Общая характеристика механизма и системы государственного управления.
5. Модели государственного управления.
6. Обзор современных проблем государственного управления в мире.
7. Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат к сдаче 03.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня административные функции управления значительно  политизировались. Современные государственные чиновники на высоких политических постах вынуждены прислушиваться к настроениям общественности и считаться с мнениями в парламенте. Они не поступают - да в действительности и не могут поступать - только на основании прецедента или бумажных процедур.

     Такова  обобщенная  характеристика  государственного  управления,  к которой можно  добавить  и  некоторые  иные  специфические  его  признаки,  в  числе которых:    вертикальность    (субординарность,    иерархичность)    системы исполнительно-распорядительных   органов;  реализация   принадлежащих   этим субъектам  юридически-властных   полномочий  в  административном,  т.е.   во внесудебном   порядке;   предусмотренная    действующим    законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);  включение  в   механизм   (систему)   государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех  иных звеньев управленческого аппарата  (например,  администрации  государственных предприятий) и т.п.  

    3. Цели, функции  и принципы государственного управления.  

     Государственное управление имеет свою ярко выраженную специфику. Государственное управление - это социальное управление. Система эффективного государственного управления должна обладать четко целями, функциями и принципами.

     Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и, безусловно, место и роль государства в обществе.

Функции государственного управления:

  • Функция планирования.
  • Функция организации. (Создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат.)
  • Функция регулирования. (Функция направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности.)
  • Функция работы с персоналом. (В мировой практике данной функции уделяется все большее и большее внимание.)
  • Функция контроля. (Так называемая обратная связь для всех перечисленных функций.)

Здесь важно  определить специфические функции  государства, чтобы данные функции  не ушли на откуп рыночным механизмам, а сделать так, чтобы государство определило объем данных функций на федеральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результативность в данном случае должна осуществляться на уровне налогов, льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной экономики

 Государственное  управление  и  осуществляющие  его функции государственные   органы,   есть   составная  часть единого  механизма государственной власти.

     Государство выполняет разнообразные  функции  и  все  они  в  той  или  иной

степени  связаны  с  управлением,  реализуются через систему   и   аппарат управления. Функция управления включает фактически все функции  государства, поэтому функции государства и функции государственного  управления  являются тождественными понятиями.  Многие  функции  государства  независимы  от его природы ( защита от внешних угроз, принуждение  и  т.д.).  Для  ряда  других функций государственного управления основой  выступает  социальная  сущность

государства, его  целевые ориентиры.  Они  определяют  количественный  состав функций, их содержание и назначение. Эта взаимосвязь целого и  зависимых  от него величин. Изменяются цели государства,  система  и  функции  управления, одни функции становятся ненужными, потребность в других  появляется,  третьи– остаются неизменными по форме, но наполняются новым содержанием.  Главными функциями государства  остаются  хозяйственно-организаторская  и  культурно-

воспитательная.

     Основу  функций  управления   составляют постановка целей ( задач), организация  дела,  планирование, регулирование, контроль за исполнением и др. Создаются структуры  соподчиненности,  которые координируют, согласовывают действия всех подразделений, оформляют  принятые

решения в нормативные  акты, приказы,  инструкции.

     Все проблемы, связанные с государственным  управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно делает, какие ставит перед собой цели.

     Повышение эффективности государственного регулирования  требует  активизации

всех функций  управления, особенно прогнозирования, планирования и  контроля. Социально-экономическое  прогнозирование  является   способом   предвидения, получения   представления   о   будущем,   обусловленного   закономерностями общественного развития и действием факторов  в  прогнозируемом  периоде.  По существу это научное исследование перспектив развития.  Будущее во  многом становится  предсказуемым,  если  правильно  учитывать   тенденции   научно-

технического  прогресса  и  другие  условия.

  Под    государственным   прогнозированием понимается  система   научно-обоснованных   представлений   о   направлениях развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Оно базируется  на демографических,  экологических,  научно-технических,   внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозах  общественно значимых сфер деятельности.

     Определяющим  фактором  обеспечения  рациональности,  результативности    и    эффективности    государственного управления   выступает   социальность   –   насыщенность,    «наполненность» государственного управления общественными запросами и  ожиданиями,  реальным

бытием людей.  Если  нет  соответствия  государственного  управления  и  его основного проявления –  управляющих  воздействий  –  потребностям  жизни,  а наоборот,  оно  оторвано  от   нее,   замкнулось   в   своих   искусственных конструкциях,   более   того,   противостоит   естественности   общественных процессов, то трудно да и напрасно  надеяться  на  то,  что  государственное

управление,  несмотря  на  всю  силу  государственного  механизма,  способно придать  общественному развитию  демократизм и гуманизм,  гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.

 В  нашем   обществе  сохраняется  и   рождается   множество противоречий, существуют и воспроизводятся сложнейшие проблемы, имеют  место явления отчуждения, возникают  общественные  напряжения,  а  государственное управление может терять необходимые взаимосвязи с обществом, превращаться  в разрушительную и консервативную силу.  Государственное  управление,  которое

мы  получили   в   наследство   от   предыдущих   этапов   социалистического строительства, не  удовлетворяет  общественным  запросам   и  ожиданиям,  во многом оторвано  в  собственно  социальном  отношении  от  трудящихся  масс, поражено бюрократизмом, корпоративно замкнуто и не  оказывает должного  влияния  на   общественную  жизнедеятельность. 

     Под   воздействием   подобных    негативных    моментов,    длившихся десятилетиями,  родилось  настороженное,   в  известной   мере   отчужденное отношение к аппарату государственного управления, его решениям и  действиям. Поэтому  перестройка  государственного  управления  требует,  прежде  всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности  и  честности между государством и гражданами, между  государственными  органами и всеми

общественными структурами.  Необходимо  достигнуть   разумного  соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью  жизни ,  ее опытом и  традициями,  устойчивостью  и   адаптивностью,  многослойностью  и самоуправляемостью.  

Государство только в том случае может считаться адекватной формой  выражения интересов  гражданского  общества,  если  оно  посредством   системы   своихорганов,  служащих  аппарата  и  участников  управленческих  процессов,  вопервых, воспринимает всю совокупность всенародных, коллективных  и   личных, общих  и  специфических,  долгосрочных  и  кратковременных,  исторических  и конкретных интересов населения страны; во-вторых, объективно, справедливо  и оперативно оценивает актуальность и приоритетность интересов и  представляет их в своих  правовых  велениях   и  организационных  действиях,  равнозначно относится  ко  всем  субъектам  интересов;  в-третьих,  способствует  своими ресурсами, возможностями, практической реализацией  интересов,  реально обеспечивает  удовлетворение  запросов  людей.   

     4. Общая характеристика механизма  и системы  государственного  управления. 

     Система государственного управления формируется  с учетом принятой в стране формы государственного устройства.

По происхождению, источнику власти различают народовластие и теократию. Народовластие осуществляется народом непосредственно или через выборные органы. Теократия подразумевает божественное происхождение власти (царство божие на Земле).

     Определяющим  в государственном устройстве, выступает принадлежность верховной власти. Если она передана отдельному лицу, то государство квалифицируется как монархия, элите общества — как аристократия, всему народу — как демократическая республика.

Монархия является распространенной формой государственного правления. Монарх олицетворяет суверенитет, целостность страны, соединяет воедино нацию, придает власти легитимность, если даже непосредственно сам не управляет

Республика характеризуется  принадлежностью высшей государственной власти представительному органу; выборностью главы государства населением или специальной избирательной коллегией. Выборы являются основным инструментом республиканской власти. Различают парламентскую и президентскую республику.

Парламентская республика опирается на партийное большинство в высшем представительном органе власти. Обеспечивается взаимозависимость исполнительной и законодательной власти: парламент поддерживает правительство, но может выразить ему и недоверие; исполнительная власть может распустить парламент. Парламентская система открыта, гибка, маневренна; многопартийность осложняет, но не снижает управляемость. В мире подавляющая часть устойчивых демократий — это парламентские республики (например, государства Центральной Европы и др.).

Недостатком парламентской республики считается чрезмерная коллегиальность, вносящая разноголосицу в управление.

В президентской  республике все ветви власти независимы друг от друга. Президентство сочетается с многопартийностью, но неделимо на партии, коалиции.

Преимуществами президентской республики являются прямые выборы; раскрепощенность законодателей, не отвечающих за дела правительства. Но президентство тяготеет к авторитаризму и монархизму, есть грани, за которыми президентские полномочия становятся опасными для демократии.

Для нейтрализации  негативных сторон президентского правления создаются страховочные механизмы: мажоритарные избирательные округа, гражданский контроль над военными, ротация госслужащих, верховный суд как арбитр между исполнительной и законодательной властью.

В США в этих целях до совершенства доведен баланс сил и противовесов в органах  власти: федерализм, двухпартийная система, принцип старшинства в конгрессе и др.

Теократическое  правление означает, что политическая власть в стране принадлежит духовенству, глава государства является одновременно религиозным главой. Теократия не имеет прецедентов на Западе, но на Востоке влияние теократических государств растет.

Демократия в  любой стране является продуктом  ее собственной истории и культуры, традиций поколений. Демократическое правление возможно при любом государственном устройстве. Например, монархическая Великобритания имеет все необходимые демократические институты. В Японии органично сочетаются монархизм, демократизм и коллективизм (общинность).

     О демократии судят чаще всего по политическим правам человека, наличию свободы  слова, количеству партий, избирательных блоков. Демократию западного типа представляют образцом и объектом для подражания. Но о совершенстве говорить не приходится. Так, результаты избирательных кампаний определяются капиталом; внутри трудовых организаций, крупных партий демократия практически отсутствует.

     Функционирование  государства предполагает наличие  гражданского общества, институциональной основой которого является совокупность независимых от государства объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы, солидарности, к сотрудничеству, самоорганизации.

Наиболее адекватно  характеризует гражданское общество Всеобщая декларация прав человека.

Информация о работе Основные проблемы современного государственного управления в мире