МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чайковский
государственный институт физической
культуры
Факультет
специализированной подготовки
Кафедра
«Менеджмента организации»
Курсовая
работа по дисциплине
«Организационное
поведение»
Тема
«Основы лидерства и
руководства в организации
»
Автор:
студент
3 курса, гр.38_________________________________ Петрова
О.А
подпись,
дата
Руководитель:
стар. преподаватель
_________________________________Сидорова К.У.
подпись,
дата
Пермь,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть. Лидерство
и руководство……………………..4
1.1.Лидерство…………………………………………………………………….4
1.1.1. Подходы к изучению лидерства…………………………………...7
1.1.2. Концепции лидерства………………………………………………8
1.1.3. Инструменты влияния, формальные
и неформальные лидеры…10
1.2. Руководство…………………………………………………………………10
1.2.1. Сущность руководства…………………………………………….10
1.2.2.Уровни руководителей……………………………………………..11
1.2.3. Стили руководства…………………………………………………11
Глава 2. Практическая часть. Исследование
лидерства в группе…………….15
2.1. Общая характеристика
группы…………………………………………….15
2.2. Цель и
задачи исследования………………………………………………..16
2.3. Методы исследования………………...……………………………………16
2.4. Исследования
лидерства в группе…………………………………………18
2.5. Результаты
проведенного исследования…………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение
Введение
Еще
некий древний мудрец говорил: искусство
управления людьми – самое трудное и высокое
из всех искусств. Истина эта была справедлива
во все времена, но особенно ныне.
Об
актуальности темы «Лидерство и руководство
в организации» говорить не приходится.
С этим встречается почти каждый человек
в своей жизни, который в какой-либо степени
находился в коллективе.
Лидерство
и руководство – два основополагающих
понятия, с которыми связано эффективное
управление организациями. Руководство
– это формальная властная позиция, которая
не имеет отношения к личным
качествам людей [1].
Для
управления важно и руководство, и лидерство.
Лидер важен потому что он постоянно функционирует
на фоне меняющихся отношений внутри группы,
оказывая постоянное влияние на людей,
которые по отношению к нему выступают
как «ведомые». Неофициальный лидер во
многом помогает руководителю, успешно
дополняя его работу. Лидерское влияние
затрагивает изменения работников в поведенческой
сфере, касается усиления или наоборот,
нивелировки личных черт, мотивационной
сферы и т.д. В хорошо организованных группах
лидер чаще пользуется такими формами
обращения к членам группы, как совет и
просьба, и гораздо реже – наставлениями
[1].
Наиболее
желательным сочетанием в практике
управления является
соединение в одном лице лидера и руководителя.
Хорошо известные всему
миру компании мирового класса возглавляют
выдающиеся
лидеры-руководители. В работе отдельных
организаций часто слова
«руководитель» и «лидер» употребляются
как синонимы, что нередко
является вполне оправданным. Неформальное
лидерство – это только часть
рассмотренной проблемы лидерства[7].
Мы уже очень много сказали о лидерах,
теперь разберемся в руководителях.
Определяющая
роль руководителя проистекает из того,
что это лицо,
наделенное полномочиями принимать решения,
«это тот, кто решает, что
делать, как делать, и несет за это ответственность»
(1). Обладая
реальной властью, руководитель существенным
образом воздействует на
трудовой коллектив, а через него, - на
характер и результаты
функционирования самого объекта. Особо
важно отметить то, что он
воспроизводит кадры системы по своему
подобию: авторитетный руководитель окружает
себя квалифицированными, знающими свое
дело коллегами, а слабый еще более слабыми
подчиненными. И, как следствие, первый
руководитель ведет систему к процветанию,
а слабый со своими кадрами загоняет ее,
в конце концов, в тупик. Умелый руководитель
четко формирует задачи коллектива, ясно
понимает свою роль в их решении, способен
задействовать внутренние стимулы к самостоятельным
действиям и предвидеть возможные трудности,
предупредить неудачи и находить наилучшее
решение в каждой конкретной ситуации
[7]
В наше время руководить – это значит
неустанно подтверждать свое
соответствие занимаемой должности, постоянно
держать экзамен перед
своими подчиненными, вышестоящим начальством
[1].
В
связи с изложенным представляется
актуальной тема настоящей курсовой работы.
Целью
данной курсовой работы является исследование
таких вопросов как понятие руководства
и лидерства в группе.
В
данной работе рассматриваются следующие
важнейшие задачи:
- раскрытие
понятия лидерства в группе
- раскрытие
понятия руководства в группе
- выявление
неформального лидера в группе
- выявить инструменты
влияния формальных и неформальных групп
- определить
сущность лидера и руководства
- провести
исследования группы
- сделать вывод
по результатам исследования
- дать рекомендации
Такое
решение поставленных вопросов и
определило дальнейшее направление
работы, так как только после разработки
основных понятий возможно определение
темы данной курсовой работы.
Не
лишним было бы отметить, что небольшие
затруднения вызвала недостаточная разработанность
основных понятий теории менеджмента,
хотя в этой области и имеется большое
число работ, но это приводит к противоречивым
толкованиям одного и того же вопроса.
Ограниченность
объема работы не дала возможности рассмотреть
данную тему более детально, поэтому были
изучены и описаны лишь вышеуказанные
задачи.
Объектом
данной курсовой работы является группа.
Предметом
данной курсовой работы выступают власть
и лидерство в социальной организации.
В
работе использованы результаты собственного
социологического исследования, проведенного
методом интервьюирования и анкетирования.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы
и приложений.
Глава
1. Теоретическая часть. Лидерство и руководство
1.1.Лидерство
Вопросы лидерства вызывали интерес
людей с древних времен. Однако
систематическое, целенаправленное и
широкое изучение лидерства началось
только со времен Ф. Тейлора было проведено
очень много исследований. Тем
не менее, все еще не существует полного
согласия по поводу того, что
такое лидерство и как оно должно изучаться
[10].
Лидерство – это тип управленческого
взаимодействия, основанный на
наиболее эффективном для данной ситуации
сочетании различных источников власти
и направленный на побуждение людей к
достижению общих целей. Из этого и других
определений лидерства следует, что лидерство
является функцией лидера, последователей
и ситуационных переменных [5].
Вышеприведенные определения не подразумевают
необходимости лидерства только для какого-то
определенного типа организации. Речь
идет о
взаимодействии или взаимовлиянии между
людьми в рамках любого вида
деятельности, а не только в политических
процессах.
Лидерство -это потенциал, имеющийся у
человека.
Основой лидерства является специфический
тип отношений управления, или лидерский
тип. Это отношения «лидер - последователи».
Исторически лидерский тип отношений
возник намного раньше отношений «начальник
– подчиненный», появившихся и оформившихся
в период первой промышленной революции
[10].
Начиная с детских лет, следование за лидером
воспринимается всеми
достаточно естественно. Это и родители
в семье, это и учителя в школе,
это и герои, с кем молодые люди хотят себя
ассоциировать. Присутствие в
индивидуальном микрокосмосе людей имиджа
лидера настолько же старо, как и сам человек.
Большинством признается факт, что лидерство
отождествляется с наличием связанных
с психикой человека отношениями
между лидером и его последователями.
Ранняя стадия лидерских отношений управления
характеризуется тем, что кто-то один занимает
в сообществе центральную позицию, а все
остальные располагаются как бы на периферии.
Управление осуществляется через централизованную
власть, которая преобладает над всем
сообществом.
При данном типе руководства последователь
тратит свои силы во благо
группы (организации), возглавляемой лидером,
не имея фактически никаких
личных прав. Этот вариант лидерских отношений
получил название отношений «мастер –
раб». Основываясь на этом типе, организация
способна быстро и в кроткие сроки выполнять
достаточно трудные задачи в наименее
благоприятных условиях.
Данный тип лидерских отношений
отличает то, что последователи признают лидерство
составной частью группы (организации)
только тогда, когда оно доказало свою
компетентность и ценность. Лидер получает
свою власть от последователей, поскольку
они признают его в качестве лидера. Для поддержания
своей позиции лидер должен предоставлять
им возможность удовлетворять свои потребности,
которые не могут быть достигнуты по-другому.
В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность
во властвовании и возвышении над ними,
а также оказывают ему необходимую поддержку
в достижении организационных целей [10].
Неудачи постигают лидеров по различным
причинам, но успех к лидерам при наличии
у них достаточно- одинаковых способностей
и умений. Изучения опыта работы многих
лидеров-практиков свидетельствует, что
для успеха им необходимо иметь способность
создавать образ будущего состояния организации
и доведения его до последователей. Также
успешного лидера характеризует то, что
он наделяет последователей соответствующими
правами и полномочиями по осуществлению
выраженной в видении цели, может признать
свои слабые стороны и привлечь для их
устранения необходимые ресурсы, в том
числе и людские.
1.1.2. Подходы к изучению лидерства
Известно, что к сегодняшнему дню
проведено более десяти тысяч различно
города исследований вопросов лидерства.
Используя динамику поведения и уровень
ситуационности, можно выделить основные
группы лидерства [10].
Динамика поведения отражает то,
как рассматривается лидер: в статике
илидинамике. В первом случае лидерство
трактуется главным образом в
терминах относительно постоянных и устойчивых
качеств характера
индивида, т.е. считается, что лидер как
бы имеет определенные врожденные черты,
которые необходимы ему для того, чтобы
быть эффективным.
Второе изменение связано с уровнем или
степенью принятия ситуационности за
основу анализа в рамках того или иного
подхода к изучению лидерства. На одном
полюсе находятся подходы, подводящие
к идее универсальности, на другом – ситуационность–
признается критической, решающей для
эффективного лидерства.
Комбинация двух переменных приводит,
в конечном счете, к выделению четырех
типов подходов к изучению лидерства в
организации .
Первый тип включает подходы, основанные
на анализе лидерских качеств (теории
лидерских качеств, теория «Х» и «У» Дугласа
Мак Грегора), необходимых эффективному
лидеру в любом
организационном контексте.
Второй тип рассматривает лидерство
как набор образцов поведения, присущи
лидеру также в любом организационном
окружении (исследования
Мичиганского университета и Университета
штата Огайо, системы управления Ликерта
и управленческая сетка Блейка и Моутон).
Сущность и основные черты власти и лидерства
Третий
тип предполагает изучение лидерских
качеств, но уже в зависимости от конкретной
ситуации (концепции ситуационного лидерства:
Танненбаума-Шмидта, Дидлера, Стинсона
Джонсона, Врума-Йеттона-Яго и
др.).
Четвертый тип представляет ряд новых
подходов, вновь изучающих лидерские качества,
но уже в связи с конкретной ситуацией
(причинно-следственный подход, или «атрибутивная»
теория, концепции лидера преобразователя
и харизматического лидера) [6].
1.1.3. Концепции лидерства
Несмотря на то, что лидеры и лидерство
всегда оказывают значительное влияние
на курс развития мировой истории тщательное
их изучение, как уже отмечалось выше,
началось примерно столетие назад. Ранние
исследования предполагали, что в любой
ситуации лидер должен обладать определенными
качествами. Несколько позже в исследовании
произошел сдвиг в сторону выявления образцов
поведения лидеров.
1. Теория лидерских качеств. Она является
наиболее ранним подходом к изучению в
объяснении лидерства. Первые исследователи
пытались выявить те качества, которые
отличают «великих людей» в истории от
масс.
Исследователи верили, что лидеры имели
какой-то уникальный набор
достаточно устойчивых и не меняющихся
во времени качеств, отличавших их от не
лидеров. Этот подход базировался на вере
в то, что лидерами
рождаются, а не становятся.
2. Концепции лидерского поведения.
Изучение образцов поведения, присущих
лидерам, началось на кануне Второй мировой
войны и активно продолжалось вплоть до
середины 60-х годов. Общим с рассмотренной
концепцией лидерских качеств было то,
что опять начался поиска одного единственного
верного пути, но по другому направлению:
лидерское поведение. Важным отличием
от концепции врожденных качеств было
то, что данная концепция предполагала
возможность подготовки лидеров по специально
разработанным программам[3].
Наиболее известными концепциями данного
типа являются следующие:
1) три стиля руководства;
2) исследования университета штата
Огайо;