Основы лидерства и руководства в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие руководства и лидерства в группе.

В данной работе рассматриваются следующие важнейшие задачи:

раскрытие понятия лидерства в группе
раскрытие понятия руководства в группе
выявление неформального лидера в группе
выявить инструменты влияния формальных и неформальных групп
определить сущность лидера и руководства
провести исследования группы
сделать вывод по результатам исследования
дать рекомендации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть. Лидерство и руководство……………………..4
1.1.Лидерство…………………………………………………………………….4
1.1.1. Подходы к изучению лидерства…………………………………...7
1.1.2. Концепции лидерства………………………………………………8
1.1.3. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры…10
1.2. Руководство…………………………………………………………………10
1.2.1. Сущность руководства…………………………………………….10
1.2.2.Уровни руководителей……………………………………………..11
1.2.3. Стили руководства…………………………………………………11
Глава 2. Практическая часть. Исследование лидерства в группе…………….15
2.1. Общая характеристика группы…………………………………………….15
2.2. Цель и задачи исследования………………………………………………..16
2.3. Методы исследования………………...……………………………………16
2.4. Исследования лидерства в группе…………………………………………18
2.5. Результаты проведенного исследования…………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

 
 
3) исследования Мичиганского университета;

 
 
4) системы управления (Ликерт);

 
 
5) управленческая сетка (Блейк  и Моутон);

 
 
6) концепция вознаграждения и  наказания,

 
 
7) заменители лидерства.
 

      3. Концепции ситуационного лидерства. Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.

 
 К концепции ситуационного лидерства  относятся: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго[10]. 
 

1.1.4. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры 

 
 Процесс влияния на людей с позиции  занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность.  
 
 Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, 
необходимые людям, получил название неформального лидерства. 
Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен 
использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. 
Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания 
обеих основ власти. 
 
 Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других. 
 
 С другой стороны – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей [2].
 

 
1.2. Руководство 
 
1.2.1. Сущность руководства 

 
 Управление – необходимый вид  деятельности. Оно осуществляется 
руководителем или менеджером[5]. 
 
 Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В 
социологии роль определяется как поведение, которое ожидается от 
человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом [12]. 
 
 Руководитель занимается управлением – это его основная функция. 
Управление нередко рассматривают как процесс планирования, организации, 
мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и 
достичь цели организации. 

      В нашей работе руководителем может  быть куратор, который осуществлял  свою деятельность 2года, а затем  уже эту роль выполняет полностью командир группы. И в этой курсовой работе руководителем является преподаватель, который  придерживает работу - определенным требованиям и нормам.

 
1.2.2. Уровни руководителей

 
 
 Руководителей традиционно делят  на группы. 
 
 1. Технологический уровень – ежедневно осуществляющиеся операции и действия.

 
 2. Управленческий уровень – координирует работу внутри организации, согласовывая разные формы деятельности. 
 
 3. Институционный уровень – занимаются разработкой долгосрочных планов, установлением целей, изменениями политики организации, ее связями с другими организациями.

 
 
 Эти группы соответствуют 3 уровням  управления:

      1) низовое звено; 

      2)среднее  звено; 

      3)высшее  звено.

 
1.2.3. Стили руководства

 
 
 Под стилями руководства психологи  понимают индивидуально-типические  особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и 
качественного выполнения управленческих функций [7]. 
 
 Использование руководителем навыков профессионального общения наиболее ярко проявляется в стилях руководства. Существуют различные подходы к оценке этих стилей. Самой распространенной классификацией стилей руководства является использование следующих: 
 
а)авторитарный; 
б)демократический; 
в) либеральный.

 
 Характеристики известных в психологии стилей руководства рассмотрим в схематическом виде – таблица 1. 

 
Таблица 1[19].

 

Название  стилей Характеристика  стилей
I. Авторитарный  стиль  
Руководитель часто хмур, озабочен, предельно раздражен, резок с людьми. Около 90% его действий состоит из команд и приказов. Официальность в общении. Не склонен считаться с мнением других Отсутствие доверительности, враждебность, повышенная конфликтность
II.Демократический стиль 
 
Руководитель активен, ровен в  общении, самокритичен Главная черта – постоянный контакт с людьми. Склонность к делегированию власти. 
Поощрение самостоятельности Минимум агрессивность друг к другу, дружелюбие, отсутствие конфликтов, поощрения творчества
 
 
III. Либеральный (попустительский,  анархический) стиль
 
Недостаточно активен, боится конфликтов, стремится к безответственности. Панибратство в отношениях, согласия с мнением подчиненных. Обязанности в 
группе не распределены. Оценка деятельности людей основана на 
стихийности Состояние неуверенности, отсутствие целеустремленности, 
плывет по течению, могут возникать неожиданные ситуации и конфликты 

 
 Компетентный, авторитетный руководитель, имеющий отработанные навыки профессионального общения с членами рабочей группы, создает в группе благоприятный психологический климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей. 
 
 Ориентация каждого руководителя, несмотря на однотипность целей, может расходиться. 
 
 Один из руководителей в большей степени нацелен выполнить задачи, не обращая внимания на проблемы человека и его потребности. Другой больше внимания уделяет человеческому фактору, часто в ущерб выполнению профессиональных требований. 
 Существует типология руководителей по 2 основным критериям:  
 
- внимание к людям;

 
 
- ориентация на цель организации.

      Эта типология носит условный характер.

 
 1. Демократ. Заботится больше всего  о состоянии межличностных отношений в рабочей группе. Слабо учитывает потенциальные возможности работников. В связи с этим не всегда наилучшим образом выполняет задачу. 
 
 2. Диктатор. Основная ориентация – решение профессиональное задачи 
оптимальным способом и в срок. Проблемы человека его не интересуют. 
Считает, что для решения управленческой задачи основой являются 
профессиональная подготовка. 
 
 3. Пессимист. Мало внимания уделяет решения задачи и больше интересуется потребностями и возможностями человека. В руководстве группой придерживается анархического стиля, считая, что работа в одиночку 
значительно эффективнее коллективных действий. 
 
 4. Организатор. Сочетает в себе все качества руководителя творческой 
группы. Дает возможность каждому работнику, проявить инициативу и 
творчество. Решение управленческих задач под руководством такого лидера 
осуществляется самым рациональным путем. 
 
 5. Манипулятор. Основной задачей своей деятельности считает улаживание 
отношений внутри группы. Умеет гасить острые моменты в отношениях между людьми. Считает, что согласованность действий членов рабочей группы является основным условием решения задач управления [25]. 
 
 Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не “завалить” дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций. 

 

 
 

Глава 2.Практическая часть. Исследование лидерства в группе

2.1.Общая  характеристика группы

      В 2007 году сформировалась в ЧГИФК формальная группа менеджеров организации. В составе было изначально 15человек:

      В процессе обучения после первого  семестра ( сдачи зимней сессии) были отчислены 4 студента:

          А во втором семестре были отчислены  еще 2 студента (причиной отчисления был перевод в другой ВУЗ):

На  обучение второго курса было пополнение одним студентом:

В данный момент обучаемся на 4 курсе  тем  же составом (10 человек).

  • 2.2.Цель и задачи исследования
    •       Объект  исследования: группа менеджеров 48группы.

            Предмет исследования: факторы, выявляющие лидерство  в 48 группе

            Цель: исследовать факторы, которые выявляют лидерство в группе менеджеров

            Задачи  исследования:

      1.Выбор метода исследования

    1. Изучение  метода исследования
    1. Проведение  исследования
    1. Анализ  результатов
    1. Вывод, рекомендации

    2.3.Методы  исследования

          Перед тем как выбрать метод исследования, нужно знать что такое исследование.

          Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня - эмпирический и теоретический [13].

          Основные  методы научного исследования - наблюдение и эксперимент, а вспомогательные - общение и анализ результатов  деятельности.

          Наблюдение - метод исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

          Эксперимент - один из основных, на ряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого оператора. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий. Однако, несмотря на эти недостатки и ограничения, эксперимент занимает одно из важнейших мест в практике инженерно-психологических исследований[24].

    Информация о работе Основы лидерства и руководства в организации