Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 01:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие руководства и лидерства в группе.
В данной работе рассматриваются следующие важнейшие задачи:
раскрытие понятия лидерства в группе
раскрытие понятия руководства в группе
выявление неформального лидера в группе
выявить инструменты влияния формальных и неформальных групп
определить сущность лидера и руководства
провести исследования группы
сделать вывод по результатам исследования
дать рекомендации
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая часть. Лидерство и руководство……………………..4
1.1.Лидерство…………………………………………………………………….4
1.1.1. Подходы к изучению лидерства…………………………………...7
1.1.2. Концепции лидерства………………………………………………8
1.1.3. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры…10
1.2. Руководство…………………………………………………………………10
1.2.1. Сущность руководства…………………………………………….10
1.2.2.Уровни руководителей……………………………………………..11
1.2.3. Стили руководства…………………………………………………11
Глава 2. Практическая часть. Исследование лидерства в группе…………….15
2.1. Общая характеристика группы…………………………………………….15
2.2. Цель и задачи исследования………………………………………………..16
2.3. Методы исследования………………...……………………………………16
2.4. Исследования лидерства в группе…………………………………………18
2.5. Результаты проведенного исследования…………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение
Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод. При правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ[24].
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением.
Тесты. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Опрос - метод исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию[17].
Первый экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерских качеств в совместной деятельности. Внимательно прочитав каждое из десяти суждений необходимо было выбрать наиболее подходящий ответ в буквенной форме (Приложение А) .
Следующий опросник в отличие от предыдущего оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. В нем на вопросы необходимо было отвечать однозначно: «да» или «нет» (Приложение Б).
М.Вудюк и Д.Френсис предложили следующий сокращенный тест, который может помочь каждому разобраться в том, какие качества (руководителя) в нем заложены. В опроснике приведено 20 утверждений. В котором необходимо внимательно прочитав утверждения определить свой ответ ( Приложение В).
2.5 Результаты проведенного исследования
Подсчитав общее количество «А» и «B» ответов. В первом тестировании:
Три
студента из десяти обладают высоким
уровнем лидерства
и остальные имеют средний уровень. В группе
не имеется ни одного студента с низким
уровнем лидерства .
Таблица
1. Уровни лидерства
Обобщив полученные результаты второго опросника, можно увидеть, что 4 респондента были бы отличными руководителями, 5- хорошими руководителями, а один респондент не смог бы быть руководителем из- за нехватки навыков.
Таблица 2.Какой руководитель:1-отличный, 2- хороший, 3- не может быть руководителем
Подсчитав
количество справедливых утверждений
в третьем опроснике и далее проаранжировав
эти утверждения. Утверждение с самым
высоким количеством баллов получит ранг
1, следующее за ним – ранг 2 и т.д. Наименьший
результат получит ранг 4. В случае совпадения
результатов они получают одинаковый
ранг. Таким образом мы определим “Сильные
стороны” респондента. Так же можно подсчитать
"Обратный ранг", придавая наименьшему
результату ранг 1 и т. д. Наивысший результат
получит ранг 4. Это позволит нам определить
“Слабые стороны” респондента.
Ограничения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Суждения |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | |
9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | |
17 | 18 | 19 | 20 |
Таблица
2. Ранжирование ответов.
Ограничения | Сильные стороны | Слабые стороны | |
I | Умение управлять собой | Неумение управлять собой | |
II | Наличие четких личных ценностей | Размытость личных ценностей | |
III | Способность к саморазвитию | Остановка в саморазвитии | |
IV | Способность творчески решать проблемы | Неразвитость творческого подхода | |
Таблица 3. Слабые и сильные стороны качеств руководителя
Подводя итог, можно заметить что 8 человек способны к саморазвитию и умеют управлять собой; но иногда возникает ситуация когда ситуация выходит из- под контроля, в ходе которого возникает конфликт в группе, из- за 2х человек, которые не сдерживают свои эмоции.
Таблица 3.Соотношение слабых и сильных сторон качества руководителя
Лидерство,
как и управление, является до некоторой
степени искусством.
Лидерство и руководство — это два разных
понятия. Руководство концентрирует внимание
на том, чтобы люди делали вещи правильно,
а лидерство — на том, чтобы люди делали
правильные вещи[22].
Таблица 1. Матрица базовых стратегий
Руководство | Лидерство |
1. Осуществляется
регуляция официальных |
1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе |
2. Связано
со всей системой общественных
отношений и является |
2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа) |
3. Целенаправленный
процесс, осуществляемый под |
3. Возникает стихийно |
4. Явление более стабильное | 4. Явление менее
стабильное и зависит в |
5. Более
определенная система |
5. Менее определенная система различных санкций |
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой | 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности |
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе | 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа |
На
основании вышеизложенного
1. До настоящего
времени не существует
2. Среди различных
аспектов лидерства выделяется
политическое лидерство, как
3. Руководство
- основная сила в организациях,
координирующая деятельность
Лидерство и руководство присутствуют везде, где есть власть и организация;
Эффективное руководство всегда должно совмещаться с лидерством;
При анализе и сравнении феноменов лидерства и руководства хорошо видны различия и общее между ними.
Подводя итог по данной группе можно выделить неформального лидера. Который ведет за собой группу. Он успевает в учебе, стопроцентная посещаемость, участвует в организаторской деятельности, является душой компании, общителен, коммуникабелен, каждый может обратиться с любым вопросом, хорошие взаимоотношения в коллективе. А также можно сравнить работу формального лидера, который редко появляется на учебе, не в первый раз поднимается вопрос об его отчислении, отношения с одногруппниками натянутые, не в курсе происходящих событий, уважения в группе к нему нет, иногда даже не замечают его присутствия, в неформальной обстановке не отдыхает с группой. Но таким образом его не убирают с поста командира, никто не хочет брать ответственность на себя.
Рекомендации :
В заключение можно сказать, что любому управленцу(командиру) для успешного осуществления своих функций нужно уметь вести за собой подчиненных(группу), проявляя себя как лидера в организации.
1.Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. М.: Финстатинформ, 2005. – 548 с.
2.Абрамова М.А., Александрова Л.С. Основы менеджмента. М., 2004. – 613 с.
3.Антонов Н.Г., Пессель М.А. Менеджмент: Учебник. М., 2003. – 481 с.
4.Бункина М.К. Теория управления: Учебное пособие. М.: ДИС, 2001. – 529 с.
5.Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 139 с.
6.Большаков А.С., Михайлов В.И. Теория управления. СПб: Питер, 2002. – 572с.
7.Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 2001. – 475 с.
8.Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 659 с.
9.Гличев А.В. Теория управления. М., 2004. – 543 с.
10.Жуков Е.Ф. Общая теория управления. М.: Инфра – М, 2002. – 634 с.
11.Камаев В.Д. Учебник по основам управления. М.: Владос, 2001. – 582 с.
12.Менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А. М., 2004. – 604 с.
13.Менеджмент: Учебник. / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: ЮНИТИ, 2002. – 387 с.
14.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1999. – 458 с.
15.Основы менеджмента. / Под ред. доцента А.С. Булатова. М., 2002. 569 с.
16.Теория управления. Учебник. / Под ред. Головина А.В. М., 2001. – 472 с.
17.Теория управления: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 2005. – 517 с.
18. Основы
менеджмента / В. Р. Веснин. - 3-е изл., доп.
и испр., - М.: ООО «Т. Д. «Элит» - 2000», 2003. -
560с. (с.395-397).
19. Кочеткова
А.И. «Психологические основы современного
управления
персоналом»,1999г.
20. Красавцев Ю.Д. Организационное поведение:
Учебное пособие для вузов. - 2-ое изд., перераб.
и доп. - М.: ЮНИТИ — Дана, 2004.-511 с. (с. 17,77).
21.Лавриненко В.Н. «Психология и этика
делового общения», 1997 г.
22.Грачев М.В. «Суперкадры», 1993г.
23.Старобинский Э.Е. «Как управлять персоналом»,
1995г.
24.Харрис Л. Менеджмент: перевод с английского.
М.: Прогресс, 1999. – 456с
25. Бородина Г. В. Психология делового общения:
Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 224с.
(с.77-78).
Информация о работе Основы лидерства и руководства в организации