Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:14, курсовая работа
Мотивация - побуждение субъекта к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы внутренних потребностей, состояний (мотивов) и внешних воздействий (стимулов).
Мотивация по своей природе - это сложный психологический процесс реакции субъекта на внешние воздействия и внутренние потребности развития. Если степень удовлетворения потребностей высока, то мотивация поведения будет усиливаться, положительно активизируя деятельность, если низка - ослабевать вплоть до отрицательных и даже разрушительных действий.
Введение 2
Глава 1. Основы мотивации 4
1.1.Аспекты мотивации 4
1.2.Стимулирование как основа мотивации 5
Глава 2. Анализ современных теорий мотивации 12
2.1 Анализ теорий мотивации 12
2.2 Содержательные теории мотивации 14
2.2 Процессуальные теории мотивации 22
Глава 3. Использование современных теорий для мотивации персонала торговой организации 31
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Приложение 1 41
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Приложение 4 44
Система участия в капитале
базируется на показателях коммерческой
и производственной деятельности организации
при участии двух составляющих: труда
и капитала. Участие в капитале
по сравнению с выплатами
Экономический стимул к использованию
систем участия в капитале заключается
в необходимости увязать
К нематериальным способам мотивации относятся организационные и морально - психологические.
Организационные способы включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективы приобрести новые знания и навыки, что делает работников более независимыми, самостоятельными, придаёт им уверенность в завтрашнем дне. Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществить контроль над ресурсами и условиями собственного труда, когда каждый по возможности должен быть сам себе шефом.
Морально - психологические методы стимулирования включают следующие основные элементы:
Необходимо упомянуть ещё одну форму мотивации, которая по существу объединяет в себе все рассмотренные выше. Речь идёт о продвижении в должности, которое даёт и более высокую заработную плату (экономический мотив), и интересную и содержательную работу (организационный мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путём перевода в более высокую статусную группу (моральный мотив).
В то же время этот способ является внутренне ограниченным: в организации не так много должностей высокого ранга, тем более свободных; не все люди способны руководить и не все к этому стремятся, а кроме всего прочего, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.
Нужно иметь в виду, что перечисленные организационные и морально - психологические факторы мотивируют неодинаково в зависимости от времени пребывания в должности, и после 5 лет ни один из них не обеспечивает мотивацию в должной мере, поэтому удовлетворенность работой падает.
Активизация деятельности персонала современного предприятия является одной из важнейших функций менеджмента.
Использование различных форм и методов стимулирования позволит сформировать руководству фирмы действенную мотивацию кадров к эффективной деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать не только функционированию, но и развитию предприятия. Поэтому хозяйственная деятельность предприятия во многом зависит от правильной организации финансовой и управленческой работы на предприятии.
Успех любой фирмы во многом зависит от того, насколько полно и точно было проанализировано реальное состояние дел в области управления предприятием. Экономические реформы предполагают утверждение таких условий хозяйствования, при которых работники получают реальную возможность проявить свою инициативу и чтобы эти условия пробудили у них интерес к трудовой деятельности.
В заключении следует отметить, что в настоящее время обостряется необходимость решения проблем заинтересованности каждого человека в качественной и творческой работе во благо предприятия и общества, поэтому
путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.
Также необходимо знать, что основными слагаемыми эффективного стимулирования труда является стимулирование трудящегося человека. На предприятиях, где люди тесно взаимодействуют друг с другом, при использовании стимулов должны учитываться потребности и их удовлетворение, предприимчивость и интересы личности, и даже характер и образ жизни. Тогда стимулирование будет по - настоящему действенным и личностно значимым. Но нужно не забывать, что каждый человек мыслит по-разному, и то, что для одного может быть мотивирующим фактором, для другого может оказаться – демотивирующим.
1 [Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003, С 133]
2 [Травин В.В., Дятлов В.А.Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ.пособие., С126]
3 [Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003, С 139]
4 [Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006., C.144]
5 [Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2003., C.148]
6 [Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1993., C.371]
7 [Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1993., C.377]
8 [Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006., C.151]
9 [Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1993., C.381]