Основы социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, лекция

Описание

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекц по социальному управлению.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

— наличие в программе системы не только количественных, но и качественных показателей, поскольку далеко не все запрограм­мированные социальные цели и конечные результаты могут быть выражены количественно, поддаются стоимостной оценке;

— объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей, независимо от их ведомственной и территориальной принадлежно­сти от самого начала до окончания работ;

— четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями, ориентация испол­нителей и особенно руководителей всех уровней на результат ко­нечный и результаты промежуточные, являющиеся средством, этапом, звеном в достижении конечной цели;

— строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);

— гибкая система управления, отвечающая особенностям про­граммы, максимально приближенная к исполнителям.

Еще одна особенность программ, может быть и не всех, но народнохозяйственных, общегосударственных, обязательно состоит в том, что они носят межотраслевой, межведомственный характер, позволяющий преодолеть местничество, ведомственность, которые отрицательно сказываются на народном хозяйстве. Преодоление ведомственности — дело сложное и длительное. Здесь важно преж­де всего выработать рациональные формы взаимосвязей, а также систему ограничителей, не позволяющих отрасли обосабливаться или разрастаться без меры, подобно флюсу. Одним из эффективных ограничителей являются территориальные проекты и программы, в основе которых лежат отработка горизонтальных связей, учет ин­тересов как административных единиц (областей, городов и т. д.), так и различных отраслей, имеющих объекты на данной территории.

Программно-целевой подход выражает объективную диалектику единства компонентов социальной системы, подчиненность, согласованность частей с целым. Крупные народнохозяйственные и социально-политические цели, цели общесистемные являются направляющим и организующим началом в функционировании и развитии отдельных компонентов экономики, в решении конкрет­ных задач.

Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный (умножающий, увеличивающий) подход к управлению. Суть этого подхода состоит в том, что эффект, получен­ный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т. д. в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе по­рождает цепную реакцию, распространяется по всей системе, уве­личивая эффективность системы в целом. Характерно, что мультипликационный эффект — эффект целостный, интеграль­ный, превышающий эффект нововведения какой-либо одной части системы. Этот подход применим не только в производстве, но и в социальной жизни, культуре.

Главная идея мультипликационного подхода состоит в том, чтобы выявить и оценить не только эффект нововведения как такового, но и интегральный, системный эффект, то есть эффект, учтенный в рамках всей системы. При этом речь должна идти не только об экономическом, но и о социальном, идеологическом, экологическом эффекте.

Мультипликационные программы ставят своей целью не только создание новшества, но и его широкое распространение в системе.

Программно-целевой подход историчен, конкретен. Нет такого подхода вообще, безотносительно к конкретно-историческому об­ществу на определенной ступени его развития, к конкретному виду управления.

Принятию программы предшествует длительная и сложная под­готовка. Эта предварительная работа включает две стадии — под­готовительную и предварительную.

На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масш­табы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.

На предварительной стадии глубоко анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Здесь точно очерчивается общественная потребность, удовлетворить которую обычными методами, без программы, невозможно; опре­деляются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанав­ливаются целевые нормативы и варианты укрупненных мероприя­тий по достижению целей, потребные ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществля­ются прогнозные расчеты — целевые и экстраполяционные, опре­деляются границы и структура программы, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуж­дается возможная система управления программой.

После проведения этой предварительной работы разрабатыва­ется целевая программа.

Разработка программы ведется поэтапно. Поначалу, как прави­ло, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение «дерева целей»). В результате обрисовывается ком­плекс функционально выраженных подцелей программы с оценка­ми относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформ­ляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижения основной цели.

В целом проектирование и создание комплексов (комплексных программ) предполагает:

— определение цели;

— определение возможных альтернатив;

— выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;

— проектирование и создание системы управления и органи­зации комплекса;

— создание механизма функционирования и управления ком­плексом.

Программно-целевое управление содержит стадии:

— познавательную, информационную — изучение ситуации, настоящего и, возможно, будущего состояния системы, выявление проблем, ресурсов и перспектив — это предцелевая стадия;

— целевую — формулирование главной цели, ее расчленение на подцели, строительство «дерева целей»;

— практически-стратегическую — выработка стратегии реали­зации цели, разработка и описание мероприятий, средств и путей осуществления стратегии, достижения цели;

— организационную — создание системы как совокупности организаций, необходимых для достижения цели, реализация программы, формирование органа управления системой организаций, участвующих в программе;

— реализационно-практическую — осуществление программы системой соответствующих организаций;

— результирующую — подведение итогов.

Реализационно-практическая стадия обязательно содержит пе­речень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели. Причем исключительно важно скоординировать и суборди­нировать эти мероприятия. Одна группа мероприятий проводится параллельно, другая последовательно, когда выполнение одних мероприятий служит исходным условием для проведения других. Третья группа полностью или частично проводится вне программы. В одном случае в программу включается результат этих мероприя­тий, а в другом — сами мероприятия на их заключительной стадии.

Весьма ответственной и трудной задачей является сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта. В решении этой задачи при условии полной или частичной сравнимости альтернатив раз­личают два подхода. Первый — сравнение по конечным результа­там. Этот подход внешне весьма заманчив, но практически трудно реализуем. Второй — сравнение на базе ресурсов. Этот подход до­статочно рационален и часто используется на практике.

Для того чтобы избежать ошибок при выборе альтернатив в условиях большой неопределенности, иногда идут параллельными путями к достижению одной цели. Правда, это дорогостоящее дело. Однако бывают программы, предусматривающие достижение целей настолько важных для общества (скажем, оборонные программы), что общество вынуждено идти на дополнительные затраты.

Поиск альтернатив, их оценка и выбор — область управления, где всего меньше возможна формализация. Это область творческой работы человека, и прежде всего человека-руководителя. В то же время нельзя недооценивать формальные методы и средства. Нао­борот, системный подход, в том числе и такие его формы, как комплексная целевая программа, создает широкие возможности для применения математических методов и электронно-вычислитель­ной техники.

В самом деле, целевую программу можно представить в виде системы матриц, по горизонтали которых располагаются исполни­тельские организации, а по вертикали — поставленная цель или этапы ее достижения. На основе теории матричного исчисления и с использованием ЭВМ можно анализировать и синтезировать состояние дел, принимать рациональные решения относительно сроков и ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).

Разрабатываются директивный (на весь срок реализации про­граммы) и календарные (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевые графики. В календарных графиках программа в целом и ее крупные блоки, выделенные в матрицах, расчленяются на частичные мероприятия и операции, которые осуществляются исполнительскими группами и отдельными исполнителями по опе­рационным планам. Результаты реализации сетевых графиков на основе теории графиков и сетей могут быть обработаны на ЭВМ с точки зрения опять-таки сроков и ресурсов. Эти результаты регу­лярно сообщаются вышестоящим органам, руководству программы и исполнительским организациям, которые в случае необходимости корригируют процесс реализации программы.

Для выполнения этой работы создаются специальные информа­ционные центры, оснащенные ЭВМ, набором периферийной и терминальной техники и обслуживаемые квалифицированным пер­соналом. Таким образом, управление реализацией программы мож­но вести в автоматизированном режиме, что позволяет руководству, избавившись от мелких текущих дел, вести творческую работу.

 

Выводы

1. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить при­оритеты и направить их на достижение главной, или генеральной, пели.

2. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударствен­ные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они, в свою очередь, содержат подтипы программ. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, которые пре­дусматривают создание новых идей, ноу-хау, новых технологий и образцов техники.

3. Сегодня программно-целевой метод управления является очень распространенным во всем мире и во многом определяющим среди других. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегиче­ская и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

 

Вопросы  для   повторения.

1. В чем сущность программно-целевого метода управления?

2. Какие программы вы знаете, как они классифицируются?

 

ТЕМА 8. Стратегическое целеполагание — ресурс

антикризисного управления

 

Искусство и наука стратегического целеполагания и антикри­зисного управления сегодня выдвигаются на передний план. Без стратегического целеполагания невозможно скоординировать от­дельные проекты и программы, найти их концептуальную основу, правильно сконцентрировать ресурсы системы на главных направ­лениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осущест­вить антикризисный прорыв, сделать антикризисное развитие устойчивой тенденцией, действующей по всем направлениям. По­этому если комплексные целевые программы и проекты — это организационная форма целеполагания, то стратегическое целеполагание определяет в современных условиях содержательную концептуальную основу управления, его глобальную и перспективную основу, генеральную цель на всех уровнях управления.

Стратегическое управление — самый эффективный вид управле­ния. Его значимость увеличивается в условиях повышения неста­бильности факторов внешней и внутренней среды, нарастания их неопределенности. На Западе стратегическое управление становит­ся решающим с начала постиндустриальной эпохи, которая покон­чила с эпохой массового потребления и открыла этап борьбы за индивидуального потребителя, за совершенствование сбыта на ос­нове прогнозирования и формирования потребностей — маркетин­га.

Искусство стратегического управления позволило выйти из кризиса США, Германии, Японии и другим странам, которые в разное время своей истории пережили его и вышли из кризиса обновленными.

Особого внимания заслуживает опыт Японии, где механизм выработки и реализации стратегий управления был доведен до отдельных предприятий, сельских общин, каждого работника.

В 50-е годы XX в. все население Японии училось думать и мыслить стратегически. «Забудь о сегодняшнем дне, думай о за­втрашнем» — такова была установка для массового сознания. По­нять природу «японского чуда» — значит понять, как представители конкретного, созерцательного мышления нашли механизмы воз­рождения своей страны, не имея для этого практически никаких собственных ресурсов, кроме человеческого и культурного.

Без стратегии не может быть целенаправленного движения вперед, не могут быть целесообразно использованы ресурсы, накоп­лен потенциал. Без нее возможно только топтание на месте в соответствии с тактикой «латания дыр», что сегодня и происходит в России на общегосударственном и местном уровнях управления.

Информация о работе Основы социального управления