Основы социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, лекция

Описание

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекц по социальному управлению.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

Цель, поставленная перед каждой данной системой, не автоном­на. Поскольку данная система связана с множеством других систем, ее цель увязывается с целями этих последних[8].

Целеполагание — сложный процесс, включающий не только образование целей, но и их проверку, корректировку, согласование, прогнозирование. Завершающее звено целеполагания — програм­мирование деятельности по достижению сформулированных целей.

Сформированные цели могут оказаться неприемлемыми. Поэ­тому необходимо прогнозирование их достижимости. Только после этого полученные цели, прошедшие проверку, корректировку, со­гласование на основе оценки сложившейся ситуации, могут быть переданы в блок программирования.

Важно подчеркнуть, что достижение каких-либо целей возмож­но только при соответствии их содержания объективным обстоя­тельствам. Отсюда следует, что степень достижения цели определяется характером такого соответствия. Это положение яв­ляется ведущим методическим правилом в целеполагании.

Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования «древа целей». Разработка осущест­вляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам:

1) формулировка целей должна описывать желаемые результаты (состояние, предметы и т. д.), но не действия, необходимые для их достижения;

2) формулировка главной (генеральной) цели должна давать описание конечного результата;

3) содержание главной цели должно быть развернуто в иерар­хическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения целей данного уровня;

4) на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;

5) декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

Средством согласования целей друг с другом и с объективными условиями деятельности, а также средством организации согласо­ванных действий по их достижении выступает модель комплекса целей, которая может быть графически представлена в виде схемы.

 

Схема 1

Модель комплекса целей

 

Объективные условия

 

Генеральная цепь

 

Подцели первого уровня

 

Подцели второго уровня

 

Подцели третьего уровня

 

Средства и способы построения подобных моделей достаточно многообразны.

Например, в понимании коллективных целей, как полагает А.И. Пригожин, можно выделить две модели. В основе одной лежит точка зрения на коллектив, группу как тактическую коалицию, что подразумевает постоянное взаимосогласование индивидуальных це­лей для достижения некой результатирующей этого массового про­цесса, что и является общей целью. Другая модель рассматривает коллектив как многократный субъект и принимает за общую цель то, что есть общего у всех участников; это коллективно реализуемая общая цель, преследуемая каждым членом, который имеет еще и другие цели, специфические только для него.

При моделировании комплекса целей важно ответить на ряд вопросов:

1. Какими способами и средствами осуществляется моделиро­вание комплексов целей? В чем назначение получаемых моделей?

2. Как осуществляется экспериментальное исследование комп­лекса целей? Какое значение имеет алгоритмическая модель?

3. Каким образом осуществляется адаптивное моделирование комплексов целей?

Отвечая на поставленные вопросы, субъект управления намечает основное содержание системы алгоритмов анализа комплекса це­лей.

В целом принцип «древа целей» обеспечивает взаимосвязь мно­жества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели. Главная цель направляет качественное развитие об­щности, системы социальных отношений.

Формирование «древа целей» происходит по принципу «от общего к частному». На вершине находится главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие — на промежуточные цели (цели — средства), от реализации которых зависит ее дости­жение. Промежуточные цели, в свою очередь, расчленяются на более частные и т. д. Так достигается максимальная конкретизация управленческой деятельности. Этот принцип по существу предст­авляет общую стратегию процесса социального управления, воз­можность придания ему системного характера и образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности.

В теорию и практику современного социального управления в развитых индустриальных странах под влиянием идей социализма широко проникла гуманистическая идея: ценность жизни выше целей производства. В литературе, американской и японской, обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудов­летворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие результат на Западе все в большей мере не только включается человеческий фактор — творческие способности, разви­тое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов — но, что особенно важно, давно отра­батывается механизм получения этой социальной части результата.

В понятие механизма управления включается не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, мате­риальными и моральными факторами. Причем, очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капиталистического хозяйство­вания.

В целом следует сказать, что в качестве определяющих, главных целей общества, его отдельных подсистем всегда были, а сегодня осознаются все в большей мере обеспечение высокого качества жизни людей, изменение в лучшую сторону их образа жизни, материального и духовного благосостояния.

 

Выводы

1. Целеполагание является в управлении основным средством воздействия и реализации системного подхода. Каждая социальная подсистема обладает собственной целью, но носит подчиненный характер относительно главной генеральной цели всего общества.

2. Процесс определения целей и их согласования является чрезвычайно сложным. Специфика формирования и уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности глав­ной цели по отношению к целям нижнего уровня — одна из важнейших задач управления.

3. Особое значение в целеполагании занимают цели стратегиче­ские, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных.

4. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур «древа целей», где разработка целей осуществля­ется путем последовательной декомпозиции главной цели на под­цели по определенным правилам. Декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.

5. В качестве главных определяющих целей общества, его от­дельных подсистем всегда были, а сегодня осознаются все в большей мере как главная миссия, обеспечение высокого качества жизни людей и улучшение их образа жизни.

 

Вопросы  для   повторения.

1. Целеполагание как основное средство воздействия и реализации системного подхода в управлении.

2. Какие методы определения и согласования целей вы знаете?

3. Почему стратегические цели сегодня являются определяющими?

4. В чем сущность принципа «древа целей»?

ТЕМА 7. Комплексные целевые программы и проекты — организационная форма целеполагания

 

Организационный формой цедеполагания являются комплекс­ные целевые программы и проекты, которые позволяют соотнести целеполагание, точнее определить их иерархию с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной, цели.

Понятие программа близко к понятию проект. Поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этих случаях складывается целая отрасль научного знания — система управления проектами, в рамках кото­рой изучаются основы управления проектированием, создание мо­дели управления проектом, фазы его разработки и реализации, ресурсного и кадрового обеспечения и т. п.

В собственно же программно-целевом управлении проект вы­ступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели.

Задачи руководителя программы состоят в том, чтобы получить возможно больше самых разнообразных проектов, содержащих различные пути и средства достижения конечной цели, выбрать наиболее эффективные из них, которые в рамках имеющихся ресурсов ведут к цели наикратчайшим путем. Существуют техноло­гии отбора эффективных проектов (экспертные, конкурсные и др.).

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Общегосударственные — это програм­мы достижения крупных общенациональных целей, которые зача­стую охватывают все сферы общественной жизни (производствен­ной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

Функциональные — это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т. п.).

Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

В свою очередь, каждая из типов программ содержит подтипы, различающиеся по определенным признакам, связанным с целями, объемом, глубиной преобразований, уровнями, на которых про­грамма разрабатывается. Так, к примеру, территориального типа программы могут разрабатываться и осуществляться на следующих уровнях:

первый уровень — комплексное использование отдельных при­родных ресурсов территории, вовлекаемых в народнохозяйственный оборот; этот уровень предполагает создание комбинированных произ­водств на базе одного вида природных ресурсов;

второй уровень — комплексное использование нескольких видов сопутствующих природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно; на этом уровне решаются внутритерриториальные межотраслевые проблемы;

третий уровень — комплексное развитие хозяйства в рамках биоэкономических систем; на этом уровне используется окружающая среда при условии поддержания ее заданного качественного состо­яния; здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и био­сферы;

четвертый уровень — комплексное развитие социально-экономи­ческой системы, обеспечивающее единство производства, воспро­изводства населения и улучшения условий его жизни, воспроиз­водства природных условий;

пятый уровень — комплексный учет развития данного региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных про­блем.

Особое место в их числе занимают научно-технические програм­мы. Как и любые другие комплексные программы, они содержат совокупность мероприятий, предусматривающих достижение опре­деленных целей (научные открытия, создание новых образцов тех­ники, новых технологий и т. д.).

В комплексной научной программе должны содержаться ответы на вопросы:

— какова главная цель программы;

— кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

— какие ресурсы требуются для реализации программы и ка­ковы источники их поступлений;

— кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.

Следует отметить, что ответ на последнюю группу вопросов не менее важен, нежели выполнение самой программы.

Общими чертами всех программ, независимо от их содержания, объема и т. д., являются:

— их направленность на цель, на конечный результат, подчи­нение всех мероприятий и действий, осуществляемых в рамках программы, конечной цели, конечному результату, будь то результат хозяйственный, политический, научно-технический и т. д.;

Информация о работе Основы социального управления