Основы социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, лекция

Описание

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекц по социальному управлению.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

В основе решения этой задачи всегда лежит поиск современной парадигмы общественного развития, в разработке которой решаю­щая роль принадлежит науке. В результате комплексных междис­циплинарных исследований вырисовываются ее контуры, выявляются мировые тенденции будущего прогрессивного развития мира, что и является прочным основанием для оздоровления как общественного сознания, так и политической власти.

Политика должна базироваться и осуществляться на научной основе. Только при этом условии она становится профессиональ­ной. Из «лукавой политики», политики «за семью печатями» она должна стать открытой обществу и, следовательно, быть объектом научного исследования и экспертных оценок. Кризис власти и кризис общественного сознания — взаимосвязанные процессы.

Неконцептуальная власть, ее спонтанные непредсказуемые дей­ствия неизбежно порождают апатию общественного сознания, вы­зывают явления «культурошока», снижают активность граждан в осуществлении необходимых перемен в обществе. Вялое обществен­ное сознание и общественное настроение, падение чувства граж­данской ответственности и духовности создают условия для функционирования бесконтрольной политической власти, подтал­кивают власть на решение общественных проблем силовыми мето­дами, способствуют нарушению законов самой властью, исключают интеллектуальные диалоговые методы разрешения спорных вопро­сов в общественной жизни.

Одним словом, проблема взаимоотношений политической вла­сти и общества может и должна стать объектом научного анализа. Изменяется общество, его общественное сознание, появляются новые парадигмы общественного развития. Они проходят во власть, изменяют ее содержание и функции, делают ее более цивилизован­ной, способной отражать коренные интересы общественной жизни. Если этого не происходит, то почему? Прежде всего потому, что стратегические инициативы власти либо ошибочны, несостоятель­ны, либо выработаны без участия всего населения, всех субъектов управления, не подключают их к реализации инициатив.

Если политическая власть сегодня является организующим цен­тром общества, органом управления общественными делами, то обществу необходимо понять, каков вектор развития самой власти, каковы ее концептуальные и стратегические основы и в какой мере они отвечают как мировым традициям, так и интересам националь­ной безопасности. Без ответов на эти вопросы ни о какой легитимности власти, ее демократичности и ответственности перед обществом не может быть и речи.

Либо политическая власть ведет общество по выверенному курсу, отвечающему требованию мировых общественных законо­мерностей, национальной безопасности, либо толкает на путь ту­пикового развития, устаревших представлений, сформированных не в интеллектуальном диалоге с обществом, а в коридорах самой власти.

В последнем случае курс на реформы оказывается без стратеги­ческих и тактических ориентиров, не способен привлечь симпатии граждан, без чего, как известно, не может быть не только прорыва, но и слабого движения вперед.

Генеральной линией, следует подчеркнуть еще раз, является социальная стратегия.

Такое положение дел, во-первых, соответствует требованиям мировой тенденции — не экономика определяет цель развития общества, а социальные параметры, улучшение которых является главным источником повышения качества самих экономических показателей, эффективности, надежности, конкурентоспособности, во-вторых, меняет всю систему выдвижения и построения страте­гических целей. Например, в муниципальном образовании (далее по тексту — МО) в качестве приоритетов социального целеполагания выступают:

— увеличение доходов МО, создание условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка;

— укрепление здоровья, обеспечение условий, при которых средняя продолжительность жизни МО возрастает до мирового стандарта — 85 лет, а заболеваемость снижается до 1 дня в год в расчете на работающего;

— социальная безопасность.

Достижению этих целей и служит корпоративный метод орга­низации хозяйственной жизни, когда решаются следующие задачи:

— достижение высокой продолжительности жизни без заболе­ваний, продление творческой и социальной активности;

— обеспечение высоких доходов населения;

— через развитие сервиса и комфортности жизни обеспечение полноценных условий для самосовершенствования и творческого развития человека как личности;

— гарантирование подрастающему поколению, согласно при­нятым муниципалитетами (городами и районами) правилам, прав полноправного собственника наряду с работающим населением и пенсионерами;

 

 

 



[1] См.: Глущенко Е.В., Захарова Е.В.,  Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 13.

[2] См.: Глущенко Е.В.,  Захарова КВ.,   Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 9.

[3] См. подробнее: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

 

[4] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 133.

[5] См. подробнее: Колпаков И.И. Методы управления. Киев, 1997.

[6] См.: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.

[7] Концепция — определенный характер понимания проблемы, центральная идея системы взглядов, которая включает различные формы научного знания: научные факты, теории, научные принципы, законы, понятия. В системе концептуального знания, обращенного к пониманию проблемы и путей ее решения, всегда присутствуют три элемента знания: эмпирический, теоретический, философско-мировоззренческий.

[8] См. подробнее в кн.: Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М, 1981. С. 154—295 и др.

[9] См. подробнее в кн.: Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М., 1996; Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. 2-е изд. М., 1988; Дмитриенко Г.А. Стратегический менеджмент. Киев, 1998.


Информация о работе Основы социального управления