Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, лекция
Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.
В основе решения этой задачи всегда лежит поиск современной парадигмы общественного развития, в разработке которой решающая роль принадлежит науке. В результате комплексных междисциплинарных исследований вырисовываются ее контуры, выявляются мировые тенденции будущего прогрессивного развития мира, что и является прочным основанием для оздоровления как общественного сознания, так и политической власти.
Политика должна базироваться и осуществляться на научной основе. Только при этом условии она становится профессиональной. Из «лукавой политики», политики «за семью печатями» она должна стать открытой обществу и, следовательно, быть объектом научного исследования и экспертных оценок. Кризис власти и кризис общественного сознания — взаимосвязанные процессы.
Неконцептуальная власть, ее спонтанные непредсказуемые действия неизбежно порождают апатию общественного сознания, вызывают явления «культурошока», снижают активность граждан в осуществлении необходимых перемен в обществе. Вялое общественное сознание и общественное настроение, падение чувства гражданской ответственности и духовности создают условия для функционирования бесконтрольной политической власти, подталкивают власть на решение общественных проблем силовыми методами, способствуют нарушению законов самой властью, исключают интеллектуальные диалоговые методы разрешения спорных вопросов в общественной жизни.
Одним словом, проблема взаимоотношений политической власти и общества может и должна стать объектом научного анализа. Изменяется общество, его общественное сознание, появляются новые парадигмы общественного развития. Они проходят во власть, изменяют ее содержание и функции, делают ее более цивилизованной, способной отражать коренные интересы общественной жизни. Если этого не происходит, то почему? Прежде всего потому, что стратегические инициативы власти либо ошибочны, несостоятельны, либо выработаны без участия всего населения, всех субъектов управления, не подключают их к реализации инициатив.
Если политическая власть сегодня является организующим центром общества, органом управления общественными делами, то обществу необходимо понять, каков вектор развития самой власти, каковы ее концептуальные и стратегические основы и в какой мере они отвечают как мировым традициям, так и интересам национальной безопасности. Без ответов на эти вопросы ни о какой легитимности власти, ее демократичности и ответственности перед обществом не может быть и речи.
Либо политическая власть ведет общество по выверенному курсу, отвечающему требованию мировых общественных закономерностей, национальной безопасности, либо толкает на путь тупикового развития, устаревших представлений, сформированных не в интеллектуальном диалоге с обществом, а в коридорах самой власти.
В последнем случае курс на реформы оказывается без стратегических и тактических ориентиров, не способен привлечь симпатии граждан, без чего, как известно, не может быть не только прорыва, но и слабого движения вперед.
Генеральной линией, следует подчеркнуть еще раз, является социальная стратегия.
Такое положение дел, во-первых, соответствует требованиям мировой тенденции — не экономика определяет цель развития общества, а социальные параметры, улучшение которых является главным источником повышения качества самих экономических показателей, эффективности, надежности, конкурентоспособности, во-вторых, меняет всю систему выдвижения и построения стратегических целей. Например, в муниципальном образовании (далее по тексту — МО) в качестве приоритетов социального целеполагания выступают:
— увеличение доходов МО, создание условий, когда нет нищих и бедных, а есть население с высоким уровнем достатка;
— укрепление здоровья, обеспечение условий, при которых средняя продолжительность жизни МО возрастает до мирового стандарта — 85 лет, а заболеваемость снижается до 1 дня в год в расчете на работающего;
— социальная безопасность.
Достижению этих целей и служит корпоративный метод организации хозяйственной жизни, когда решаются следующие задачи:
— достижение высокой продолжительности жизни без заболеваний, продление творческой и социальной активности;
— обеспечение высоких доходов населения;
— через развитие сервиса и комфортности жизни обеспечение полноценных условий для самосовершенствования и творческого развития человека как личности;
— гарантирование подрастающему поколению, согласно принятым муниципалитетами (городами и районами) правилам, прав полноправного собственника наряду с работающим населением и пенсионерами;
[1] См.: Глущенко Е.В., Захарова Е.В., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 13.
[2] См.: Глущенко Е.В., Захарова КВ., Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. М., 1997. С. 9.
[3] См. подробнее: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.
[4] См.: Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. С. 133.
[5] См. подробнее: Колпаков И.И. Методы управления. Киев, 1997.
[6] См.: Щекин Г.В. Теория социального управления. Киев, 1996.
[7] Концепция — определенный характер понимания проблемы, центральная идея системы взглядов, которая включает различные формы научного знания: научные факты, теории, научные принципы, законы, понятия. В системе концептуального знания, обращенного к пониманию проблемы и путей ее решения, всегда присутствуют три элемента знания: эмпирический, теоретический, философско-мировоззренческий.
[8] См. подробнее в кн.: Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М, 1981. С. 154—295 и др.
[9] См. подробнее в кн.: Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М., 1996; Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. 2-е изд. М., 1988; Дмитриенко Г.А. Стратегический менеджмент. Киев, 1998.