Основы социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:53, лекция

Описание

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекц по социальному управлению.doc

— 419.00 Кб (Скачать документ)

Беда нашего управления (федерального, регионального и мест­ного) состоит в том, что оно работает на «коротких программах», узкоутилитарных установках, без выделения стратегических при­оритетов, выявления перспективных ресурсов развития и поэтапных мер решения постоянно возникающих проблем. Многие наши беды — результат кризиса управления, лишенного современного страте­гического обеспечения, концептуальных проработок. Наше отста­вание в этой области гораздо больше, чем в научно-технической сфере.

Суть менеджерской революции, осуществленной в развитых странах, состоит в том, что стратегическая власть перестала быть привилегией Центра, стала достоянием всех субъектов управления, гражданских институтов, социальных организаций, регионов, рай­онов, городов, местных сообществ, отдельных фирм и промышленных предприятий. Появился многочисленный слой профессиональ­ных управляющих — менеджеров, в своей практике широко ис­пользующих методы стратегического планирования и концептуаль­ного мышления, которые лежат в основе разработки и применения инновационных социально-экономических и политических технологий.

Под стратегией управления обычно понимается определение долгосрочных целей и задач развития социальной системы (страны, региона, города, сельского населения) и утверждения курса управ­ленческих действий, распределения ресурсов (экономических, фи­нансовых, социальных, образовательных и др.) для достижения этих целей. Формирование стратегии дает ответы на вопросы: какие направления управленческой деятельности необходимо развивать в приоритетном порядке, каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах и какова возможная отдача по выбранным направлениям.

Обычно выбирается несколько (набор) стратегий среди многих (стратегия стабилизации и выживания, стратегия роста и др.). Процесс реализации стратегии обычно разделен на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования — выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии и заканчивая функцио­нальными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления — реализация опреде­ленной стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и ло­гический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования и выбора альтернатив. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная — несколько на различных уров­нях действия.

Концептуальное моделирование стратегического плана осуществляется в два этапа с последующей дифференциацией внутри каждого из них.

Прежде всего изучаются:

а) внешняя среда и

б) внутренние возможности.

При определении политики организации (целеполагание) выяв­ляются:

а) стратегия маркетинга,

б) финансовая стратегия,

в) стратегия НИОКР,

г) стратегия производства,

д) социальная стратегия,

e) стратегия организационных изменений,

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме сост­авления стратегического плана, например, предприятия, является документ, называемый «Стратегический план предприятия», кото­рый имеет следующие разделы:

Цели и задачи предприятия.

Текущая деятельность предприятия и долгосрочные задачи.

Стратегия предприятия (базовая стратегия, основные стратеги­ческие альтернативы).

Функциональные стратегии.

Наиболее значимые проекты.

Описание внешних операций.

Капиталовложения и ресурсное распределение.

Планирование неожиданностей.

Анализ литературы по стратегическому планированию западных фирм показал, что и количество этапов стратегического развития, и их содержание, а также сама форма плана могут существенно варьироваться и зависят от многих факторов[9].

Точно так же не существует единого временного горизонта стратегического планирования. В Европе часто встречаются долго­срочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние пла­ны, а японцы предпочитают 3-летнее планирование.

Разработка стратегии, затрагивает все уровни управления, так как решения, вырабатываемые при стратегическом планировании на разных уровнях управления, касаются не только федерального центра, но и субъектов Федерации, районов, городов, муниципаль­ных образований и отдельных социальных организаций. Все субъ­екты управления сегодня определяют перспективные цели развития, выделяют методы, сроки, ресурсы их достижения, выявляют кри­терии оценки деятельности по достижению поставленных целей. Обычно разрабатывается несколько альтернативных стратегий, одна из которых становится рабочей и является основой для стратегиче­ского планирования, выделения организационных концепций, со­ставления плана действий и механизма реализации, то есть основы современного управления, прежде всего антикризисного. Давно известны технологии разработки и реализации таких стратегий. Они включают анализ внешней среды и ресурсов самой организации, ее организационной структуры.

Организация (фирма, местное сообщество, регион, страны) тщательно анализирует состояние, в котором она находится, и на основе лучших образцов (теоретических моделей) составляет пред­ставление о том, чего она хочет достичь к определенному моменту времени. Такое видение в самом сжатом виде определяет страте­гические цели организации, ее прообраз по истечении определенного времени, который характеризует ее не только в целом, но и по отдельным структурным элементам, функциям и параметрам дея­тельности.

Следующим этапом стратегического управления является опре­деление методов достижения целей, последовательности шагов, нахождения ресурсов; так формируется концепция развития орга­низации, которая и является стратегией для руководства, осущест­вляющего социальное проектирование. При этом используются различные методы анализа среды и внутреннего состояния органи­зации, когда выявляются сильные стороны системы, ее недостатки, возможные угрозы. На этой основе разрабатываются стратегии, учитывающие сильные стороны организации, возможности, предо­ставляемые внешней средой, и факторы, нейтрализующие ее слабые стороны, блокирующие или снижающие действие «угроз». Затем разрабатываются организационные компетенции, способность к инновациям, просчитывается профессиональный потенциал.

Стратегическое управление затрагивает прежде всего местное сообщество, где помогает преодолеть отчуждение населения от власти на местном уровне, реформированию ее оргструктур, спо­собствует включению населения в решение собственных проблем под свою ответственность.

Концептуальная и стратегическая идея организации местного самоуправления предполагает сочетание инициативы «снизу» с финансово-правовым обеспечением «сверху» и дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственно­сти, муниципальные сообщества создают новую мотивацию участия людей в решении местных вопросов, привлекают инвесторов, обес­печивающих получение финансовых средств из внебюджетных ис­точников.

Все структурные элементы и принципы построения стратегии местного сообщества находятся во взаимосвязи, неразрывном един­стве и определяют успех ее реализации. Характерно, что в основе общественных преобразований на Западе лежит так называемая «программа прорыва», которая построена на поиске путей выхода из тупика. Механизмы, представляющие суть инновационного про­рыва, — система взаимодействующих экономических, политиче­ских, социальных, духовных явлений. Она начинает функцио­нировать под воздействием начального управленческого импульса. Теоретически механизмов может существовать столько, сколько существует различных мотиваторов — импульсов развития в каж­дой системе взаимосвязанных явлений при заданных условиях. Как результат их взаимодействия возникает иное, отличное от исходного состояния, явление. В такой ситуации сам результат закладывает основу интеграционной зоне экономических, политических и ду­ховных процессов. Поскольку возникает новый импульс и новый импульс-результат, то и весь механизм будет иным, инновацион­ным, который не воспроизводит исходное явление, а кладет начало новой серии явлений.

Выбранная рабочая стратегия развития является основой для разработки стратегического плана, который позволяет уточнить весь организационный механизм реализации выбранной стратегии, ее от­дельные структурные элементы, функции, методы и сроки. Разра­ботка и реализация стратегии развития обычно начинается с осознания необходимости развития, с создания органа стратегиче­ского развития, разрабатывающего и принимающего заявление (декларацию), в которой: а) признается необходимость объединения всех субъектов управления и населения в решении проблем, опре­деляющих будущее страны и благосостояние ее жителей; б) призна­ются основные принципы, генеральные технологии ускоренного развития (укрепления конкретных позиций, достижения партнер­ства при разработке и реализации, развития социальной инфраструктуры, сочетания долгосрочности и конкретности оздоровления экономики и культуры, всей духовно-нравственной атмосферы, социальных ценностей).

Инициатива в разработке концепции может принадлежать го­сударству, политической власти, общественным институтам, но необходим механизм включения всех заинтересованных партнеров, всего населения, которые, в конечном счете, определяют приори­теты с учетом своих коренных потребностей. Последние обязательно координируются. В процессе публичного диалога заключается до­говор, который позволяет всем увидеть в нем свои долгосрочные интересы и понять механизм (по шагам) их реализации, создания социальных и экономических условий для достойной жизни и эффективной работы.

После выдвижения стратегических инициатив, их принципиаль­ного оформления в декларации определяется головной научный центр, которому предлагается в определенные сроки подготовить концепцию стратегии развития с применением возможных соразработчиков, комиссий и комитетов органов управления. В процессе обсуждения формируется система органов стратегического управ­ления и планирования, которая и создает стратегический план развития, уточняет частные стратегии по отдельным направлениям.

Стратегический план обсуждается экспертами и специалистами на научно-практических конференциях, в процессе социологических опросов населения, СМИ. Затем план принимается законода­тельным собранием и подписывается всеми субъектами управления, заинтересованными соисполнителями, которые берут на себя обя­зательства по реализации закрепленных в нем приоритетов. В рамках этого плана обычно разрабатывается стратегический план действий органов исполнительной и законодательной власти, который явля­ется концептуальной основой формирования бюджета, правового поля экономической, социальной и других политик. В нем предус­матривается механизм согласования текущих и перспективных це­лей по управлению страной.

Главной целью стратегического управления является постоян­ное улучшение качества жизни всех граждан государства. Эта цель обычно конкретизируется, что предполагает указания на основные пути ее достижения, поддержки экономики, создания рабочих мест, развития рынка и т. п. Понятие «качество жизни» обычно уточняется через основные критерии, показатели (работа, зарплата, экология, жилье, образование, безопасность, досуг и т. п.).

После уточнения целевого блока предлагаются основные стратегические направления, к числу которых относятся:

формирование благоприятного хозяйственного климата и экономической политики;

взаимодействие с внешней средой, привлечение инвестиций;

улучшение социальной и духовной среды (защита отечественных ценностей, развитие образа жизни, физического и духовного здо­ровья населения, зоны активных преобразований и т. п.).

По каждому из направлений уточняются цели и задачи частной стратегии, предлагаются меры их достижения. Они обязательно соотносятся с генеральной целью, оценивается их реалистичность, конкретность и соотнесенность с отдельными проектами и програм­мами, учитывается наличие реальных субъектов деятельности и имеющихся ресурсов. Иначе говоря, происходит отбор только тех мер по всем направлениям, которые имеют перспективы выполне­ния, снабжены показателями эффективной реализации. В резуль­тате независимой экспертной оценки определяется по всем направлениям группа приоритетных мер, которые подлежат реализации.

Созданные организационные структуры стратегического управ­ления обычно прогнозируют ожидаемые результаты, учитывают не только прямой, непосредственный эффект, но и косвенный: влия­ние происходящих изменений на другие сферы и стороны жизни. Проведенный анализ и экспертная оценка позволяют прогнозиро­вать основные результаты в количественном и качественном выра­жении: улучшение основных экономических показателей, состояние окружающей среды и качество жизни людей, в частности, снижение загрязнений атмосферного воздуха до уровня мировых стандартов и нормативов, повышение доходной части бюджета в сопоставимых ценах не менее чем на n%; увеличение реальных доходов населения не менее чем на n%; создание новых рабочих мест не менее «n»; увеличение средней продолжительности жизни на «n» лет и т. п.

Разработка и реализация стратегического плана может стать основным концептуальным документом накопления потенциала развития, выделения приоритетов, сведения всех программ в рамки целостного управления страны, региона, местного сообщества как сложных социальных систем. Не секрет, что богатство ресурсной базы (природных, научно-производственных, интеллектуальных, социальных, образовательных, кадровых и т. п. ресурсов) в их интегральном системном виденье — пока во многом закрытая зона, творческий потенциал населения используется явно недостаточно, хотя и является сегодня определяющим.

Информация о работе Основы социального управления