Особенности Американской модели менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:18, реферат

Описание

В своей курсовой я хочу рассмотреть характерные черты Американской модели менеджмента, ее особенности, то как она изменялась со временем, а так же ее состояние на данный момент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Американская модель менеджмента
Глава 1. 1 История возникновения и основатели Американской модели менеджмента………………………………………………………………………………4- 7
Глава 1.2 Особенности, характерные черты и методы управления в Американском менеджменте………………………………………………………….8- 11
Глава 1.3 Американская модель менеджмента в наши дни…………………..12- 13
Заключение………………………………………………………………………………..14
Глава 2. Общий анализ компании «General Motors»
Глава 2.1 Общеорганизационная характеристика «General Motors»………..15- 17
Глава 2.2 Внутренняя среда компании «General Motors»………………………18- 20
Глава 2.3 Внешняя среда предприятия «General Motors»………………………21- 30

Работа состоит из  1 файл

kursach.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

В борьбе с принципами Форда родился американский менеджмент.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930). 

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) - американский педагог, консультант, социолог, с 1924 года занималась теорией  научного менеджмента. Первая начала исследования межличностных отношений и менеджмента персонала. Автор нескольких книг о природе общественных отношений и роли лидера. Ее идеи настолько опережали время, что оказались не востребованными до 50-х годов. В частности, Фоллет утверждала, что главный фактор в любой области - человеческие отношения; что не существует прирожденных лидеров, а лидера формирует цель и "подчиненные", более того, отношения лидера и подчиненных суть отношения партнерские (в этой части ее идеи перекликаются с идеями Честера Барнарда); критиковала иерархические структуры управления и приветствовала более "мягкие", "демократические" формы и т.д. Вместе с Элтоном Мейо является основателем так называемого гуманистического подхода в менеджменте персонала (известного также как "школа человеческих отношений" и "поведенческая школа") в противовес классическому административному, который был предложен еще Анри Файолем. Гуманистический подход базируется на утверждении о том, что ключевыми стимулами к труду человек считает не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоутверждение и другие психологические потребности. 
 
 
 
 

                                                         

  Фредерик Уинслоу Тейлор(1856 – 1915)                               Генри Форд (1863 - 1947) 
 
 
 
 

 

Мэри Паркер Фоллет (1868-1933) 
 
 

Глава 1.2 Особенности, характерные черты и методы управления в Американском менеджменте.  

В американской школе  менеджмента принято считать, что  успех фирмы зависит, прежде всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной организации производства, постоянному росту производительности труда, эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы отходят на второй план.

     Рационализация производства выражается в высокой степени специализации отдельных работников и структурных единиц компании и жёстком разграничении их обязанностей. Преимущества специализации заключаются в том, что она позволяет сократить объём подготовки работников, повысить уровень профессионального умения на каждом специализированном рабочем месте, отделить от производственных заданий те, которые не требуют квалифицированного труда и могут быть выполнены неквалифицированными работниками, получающими меньшую заработную плату, а также увеличивает возможности специализированного оборудования.

     Решения  чаще всего принимаются индивидуально,  уровень ответственности же находится  в управленческой пирамиде на  одну - две ступени выше, чем уровень  менеджеров, обладающих формальной властью. Это означает, что руководство отвечает за деятельность своих подчинённых.

Американская фирма  функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более  мобильными, легко меняют место работы в поисках индивидуальной выгоды. Часто на фирме поощряется конкуренция между сотрудниками (один из способов стимулирования).

Для американской модели менеджмента характерна иерархическая  модель управления.

В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды. 
 

Основные  особенности управления в американской компании: 

-Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником.

 Принцип: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.

-Задача менеджера  состоит в раскрытии творческого  потенциала сотрудника. Поощрение  новых идей.

-Обязательная переподготовка  и непрерывное обучение.

-Управление по  целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью  разнородных знаний. Четкий алгоритм  достижения.

-Реализация противоположных  тенденций: жесткий функциональный  подход (например, конвейерная система)  и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.

-Карьерный рост  происходит строго в рамках  профессиональной специализации. 

-Развитая корпоративная  культура.

-Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом. 
 

Наиболее известная  компания, использующая принципы американской

модели управления – это конечно же Макдональдс:

   

1) Жесткая иерархическая  структура: каждый работник имеет  только одного начальника.

 

2) Чётко прописанные  должностные инструкции, начиная  от того, как нужно мыть пол  и заканчивая порядком приготовления  гамбургеров.

   

3) Контроль качества  выполняемых операций на месте:  концепция «делать с первого  раза».

  

4) Строго почасовая  выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя».

5) Стремление создать  равные условия для работников: прием пищи в одной общей  комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.

  

6) Перспектива карьерного  роста в компании.

   

7) Поощрение конкуренции  и доносительства внутри одной  группы (существует специальный  ящик, куда нужно опускать записки  обо всех нарушениях, какие вы  только заметили).

   

8) Ответственность  начальников за действия подчинённых. 
 

Краткая таблица характерных  черт Американской модели менеджмента 

Черта Характеристика
Доминирующие  качества делового человека Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам. Стремление к продуманному риску
Критерии  к продвижению  по службе Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение  в должности происходит быстро
Профессиональная  компетентность Тенденция перехода от узкой специализации к овладению  несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации
Процесс принятия решений Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются  быстро, реализуются медленно
Отношение работников к фирме  и работе Краткосрочный наем, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив – экономические факторы (деньги)
Характер  проведения инноваций Революционным путем
Форма деловых отношений Контракты
 
 
 

Важнейшей составной  частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций еще в начале XIXв. Американские корпорации широко используют его в своей деятельности. Это понятие было введено в обиход на стыке 60--70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации. 

Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных  целей развития предприятия и  повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. 

Стратегия формулирует  главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.  

Содержание стратегического  управления заключается, во-первых, в  разработке долгосрочной стратегии, необходимой  для победы в конкурентной борьбе, и во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.  

Концепция стратегического  управления основана на системном и  ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как «открытая» система. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды. 

Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих  функций: 

а) определение целей  фирмы с учетом рыночной ситуации; 

б) определение средств  достижение этих целей; 

в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели; 

г) разработка соответствующих  перспективных планов и программ.

Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента. 

Управление, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде. 

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения  работников к управлению по следующим  направлениям: 

- Предоставление работникам  права самостоятельного принятия  решений; 

- Привлечение работников  к процессу принятия решений  (сбор необходимой информации  для принятия решения, определение  приемов и способов выполнения  принятого решения, организация работ и т. п.); 

- Предоставление работникам  права контроля за качеством  и количеством выполненной ими  работы; 

- Участие работников  в совершенствовании деятельности  как в целом всей организации,  так и отдельных ее подразделений; 

- Предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: 

1. Участие рабочих  в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха. 

2. Создание рабочих  советов (совместных комитетов)  рабочих и управляющих. 

3. Разработка систем  участия в прибыли. 

4. Привлечение представителей  рабочих в советы директоров  корпораций. 
 

Авторами идеи «производственной демократии» (или партисипативное управление) принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.3 Американская модель менеджмента в наши дни 

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. 

Если говорить о  годах 90-х, то здесь просматриваются  три наиболее интересные тенденции. Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому - осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния технического прогресса на достижение целей организации, повышением роли производительности и качества для победы в конкуренции.

Информация о работе Особенности Американской модели менеджмента