Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 00:39, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей менеджмента в организации сферы услуг.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть типы и виды организации сферы услуг,
- проанализировать специфику и отличительные черты организаций сферы услуг,
- - рассмотреть особенности планирования в сфере услуг,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ………………………………...5
1.1 Типы и виды организации сферы услуг……………………………………..5
1.2 Специфика и отличительные черты организаций сферы услуг………….10
ГЛАВА 2. ОСОБЕНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ………………………………………….………………………………..16
2.1 Планирование в сфере услуг………………………………………………..16
2.2 Мотивация персонала и внедрение инноваций в организациях сферы услуг………………………………………………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
Рис.
1. Классификация услуг по характеру
целевых функций
Наиболее распространенные классификации услуг приведены в табл. 1.
Услуги
можно классифицировать и по таким
признакам, как типы поставщиков, характер
источника услуги, цели потребителей,
каналы предоставления услуги, сложность
услуги, характер потребления услуги,
участие потребителя в процессе услуги.
Таблица 1.
Наиболее распространенные зарубежные и отечественные классификации услуг
Классификация Всемирной торговой организации | Международная стандартная промышленная классификация | Классификация Организации экономического сотрудничества и развития | Общероссийский классификатор услуг ОК-002 |
- | - | - | Бытовые |
Деловые | - | Посредничество | - |
Связь | Связь | Связь | Связь |
Распределение | Склады, торговля, рестораны, гостиницы | Торговля, поставки продуктов, планирование части поставок, складирование | Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения |
Финансовые | - | Банки, недвижимость, страхование, создание капитала | Банки, финансовое посредничество, страхование |
Здравоохранение и социальные | Общественные, индивидуальные, социальные | - | Медицинские |
Туризм и путешествия | - | - | Туристические |
Отдых, культура, спорт | - | - | Культура, физкультура, спорт |
Транспортные | Транспорт | Перевозки | Транспортные |
Экология | - | - | - |
Другие | - | - | Другие |
Чтобы дать четкое и полное определение услуги как объекта гражданских прав, необходимо начать с самих истоков толкования этого термина. Обращение к лингвистическому толкованию услуги вряд ли можно признать вполне плодотворным для уяснения ее природы в современных отношениях. Множество лексических значений слова «услуга» в русском языке может ввести в заблуждение относительно сути этого явления.
В словаре живого великорусского языка, изданного в 1882 г., услугой названы помощь, пособия, угождение4. Определение услуги сводится к двум
связанным между собой элементам: цели, которой услуга служит (помощь, польза), и средству достижения этой цели (совершение действия тем, кто совершает услугу). Объединение этих двух элементов является основной для общего языкового понятия услуги.
Довольно
часто можно встретить
Однако
в отечественной экономической
литературе по сфере услуг бытовые
услуги населению классифицируют на
производственные (производящие продукцию)
и непроизводственные, материальные
и нематериальные. Следовательно, и
это определение имеет
Анализ
понятия «услуга» позволяет утверждать,
что услуга применительно к условиям
хозяйствования в рыночной экономике
представляет собой, с одной стороны,
специфическую потребительскую
стоимость и специфические
Соглашаясь с тем, что услуга в рыночной экономике является продуктом обмена, можно привести еще одно определение понятия «услуга».
Услуга – деятельность, предоставляемая потребителю в обмен на его ресурсы: деньги, время, когнитивные ресурсы. Услуга характеризуется такими свойствами, как неявность и нестабильность свойств, неотделимость от поставщика и несохраняемость во времени5. Данное определение раскрывает основную суть услуг, но в нем не проводится разграничение между реализацией материальных товаров и услуг.
По мнению В.Дж. Стивенсона, производственные фирмы и фирмы, предоставляющие услуги, отличаются в основном тем, что одни ориентированы на производство материальной продукции, а другие – на производство действия. Они различаются по следующим параметрам (табл. 2) 6.
Отличительные
характеристики новых параметров производства
материальных товаров и услуг
Параметры | Производство материальных товаров | Предоставление услуг |
1. Выпускаемая продукция | Осязаемая | Неосязаемая |
2. Контакт с потребителем | Низкий | Высокий |
3. Величина материальных затрат | Больше | Меньше |
4. Количество вариантов работ | Меньше | Больше |
5. Номенклатура продукции | Больше | Меньше |
6. Определение |
Легче | Сложнее |
На наш взгляд, следует остановиться подробнее на различиях в производстве услуг и овеществленных товаров7.
Кроме того, организации, ориентированные на производство материальной продукции, могут создавать запасы выпущенных товаров, что позволяет им компенсировать некоторые потрясения рынка, вызванные изменениями спроса. Фирмы, предоставляющие услуги, не могут создавать запасы и являются более чувствительными к изменениям спроса.
Производственные фирмы зачастую имеют возможность тщательно проанализировать предполагаемые варианты затрат и благодаря этому достичь рациональной смены номенклатуры выпускаемой продукции. Следовательно, трудозатраты производственных фирм определяются более точно, чем фирм, предоставляющих услуги.
Как
следует из приведенных выше определений,
и сравнений большинство
Специфика услуг – неявность, неотделимость от поставщика, нестабильность и несохраняемость во времени – предопределяет особенности управления функционированием и развитием предприятия сферы услуг.
Неявность
услуги означает, что услугу нельзя
или практически невозможно увидеть,
попробовать, услышать или пощупать
до покупки. До покупки услуг обучения
или туристических услуг
Неотделимость услуги от поставщика означает, что человек, предоставляющий услугу, – часть этой услуги. Поскольку потребитель нередко присутствует при оказании услуг, для их успеха важно взаимодействие провайдер – потребитель, так как и поставщик, и потребитель влияют на качество и результат услуг.
Нестабильность качества услуги предопределена его зависимостью от того, кто, где и когда предоставляет услугу. Не случайно потребители склонны, при наличии возможности, выбирать врача, место для обучения детей, парикмахера, телеканал и турфирму для путешествий.
Несохраняемость
услуги делает проблемным ее запас. Услуги
не могут храниться для
Планирование - важнейшая составная часть системы хозяйствования, состоящая в разработке, реализации планов и контроль, их выполнением9.
Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:
· Философия планирования - основное содержание и направленность плановых документов.
· Технология планирования - принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.