Особенности межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание

Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Изучение конфликтов и способов их регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ……………………………………………5
1.1. Характеристика конфликтов в психологической литературе...…………...5
1.2. Причины и функции конфликтов………………………………………….10
1.3. Классификации конфликтов………………………………………………..14
1.4. Структура и уровни конфликта…………………………………………….17
Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТОВ…..………………………….20
2.1. Конфликтное поведение……………………………………………………20
2.2. Разрешение конфликта……………………………………………………...21
2.3. Подход К.Томаса к изучению конфликтных явлений……………………24
Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ……………………………………………5

1.1. Характеристика конфликтов  в психологической литературе...…………...5

1.2. Причины и функции конфликтов………………………………………….10

1.3. Классификации конфликтов………………………………………………..14

1.4. Структура и уровни  конфликта…………………………………………….17

Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТОВ…..………………………….20

2.1. Конфликтное поведение……………………………………………………20

2.2. Разрешение конфликта……………………………………………………...21

2.3. Подход К.Томаса к  изучению конфликтных явлений……………………24

Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

          Конфликты происходят в жизни каждого человека. Это мелочные стычки на бытовой почве, геополитические конфликты, которые изматывают психику тех, кто привык задумываться о происходящем и тревожиться за мир, в котором живут его дети. Это различные конфликтные взаимодействия в рамках выполнения служебных обязанностей, без которых порой невозможно решить поставленные задачи. Жизнь современного делового человека до предела перегружена сложными ситуациями, требующими умения разрешать многочисленные противоречия между людьми.

Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия, участниками которого могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и организации. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта.

Особенно актуальной на сегодняшний  день является проблема межличностных  конфликтов в трудовых коллективах. Отличительные признаки конфликта  здесь состоят в том, что он возникает и протекает в сфере  непосредственного общения людей, как соответствующий результат  обострившихся противоречий между  ними.

          Чаще всего конфликты не сами разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений.

Актуальность проблемы межличностных  конфликтов повлияла на выбор темы курсовой работы: «Межличностные конфликты и их регуляция»                                                                                                                                                       

Объект исследования: межличностные конфликты.

Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов.

          Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.

          В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1) Изучение и анализ  литературных источников по проблеме  межличностных конфликтов в психологии;

2) Изучение конфликтов и способов их регулирования;

В качестве теоретической базы исследования взяты работы А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Г.И. Козырева, К. Левина, С.Р. Петрухиной, Дж.Г. Скотта и др., где раскрыты общие закономерности и психологические основы межличностного конфликта.

Основополагающее значение для исследования проблемы конфликтных, межличностных отношений имеют научные труды Е.В. Александровой, Н.В. Гришиной, А.А. Ершова, А.К. Зайцева, Б.Д. Парыгина, А.Л. Свенцицкого и др., направленные на изучение особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе.

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ

1.1. Характеристика конфликтов в психологической литературе

          Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт можно определить как «предельный случай обострения противоречия». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями [8, с.47].

Типология социального конфликта, указывает Н.С.Мансуров, зависит, прежде всего, от выбранного критерия. Например, в зависимости от разрешаемости конфликтного противоречия выделены полностью разрешаемые конфликты, частично разрешаемые и не разрешаемые, которые поддаются только регулированию. По количеству субъектов конфликты классифицируются на межличностные, межгрупповые. Особо выделен внутриличностный конфликт [20, с.92].

Рассмотрим более подробно особенности межличностных конфликтов. Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее являются отношения с другими личностями, т.е. межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими людьми, указывает Е.М. Бабосов, проявляются две основных тенденции - устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их изменчивость - с другой [6, с.169].

В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к  особенностям существующих в ней  межличностных отношений. Разумеется, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят как от специфики  социальной среды, так и от внутреннего мира самой данной личности. В развертывании этого процесса она может (в зависимости от его успешности) испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и их приятие, чувство социального комфорта, либо, напротив, неудовлетворенность и фрустрированность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим. Если в первом случае межличностные отношения развиваются преимущественно по типу сотрудничества, товарищества, а нередко и дружбы, то во втором гораздо чаще возникают ситуации соперничества, конфликтности, т.е. возникают межличностные конфликты.

Межличностные конфликты  исследователи рассматривают как  столкновения личностей в процессе их взаимоотношений [5, с.133]. Такие столкновения могут происходить в различных  сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой  и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны (от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных  структурах). Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях; ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т. д.

Объективные факторы, по мнению Н.В. Гришиной, создают потенциальную  возможность для возникновения  конфликта. Например, появившаяся вакантная  должность руководителя подразделения  может стать причиной конфликта  между двумя сотрудниками, если оба  претендуют на эту должность. Условно  объективными также можно считать  сложившиеся на момент начала конфликта  общественные (безличные) отношения  между потенциальными участниками  конфликта, например, их статусно - ролевые позиции [9, с.261].

Субъективные факторы  в межличностном конфликте складываются на ocнoвe индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия [15, с.64].

Межличностные конфликты  возникают как между впервые  встретившимися, так и между постоянно  общающимися людьми. И в том, и  в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или  оппонента.

Адекватному восприятию человека другим нередко мешают уже сложившиеся  стереотипы. Например, у человека сложилось  предвзятое представление о чиновнике, как о бездушном бюрократе, волокитчике  и т.д. В свою очередь, у чиновника  тоже может сформироваться негативный образ просителя, незаслуженно добивающегося  для себя особых льгот. В общении  этих личностей будут взаимодействовать не реальные люди, а стереотипы - упрощенные образы определённых социальных типов. Стереотипы складываются в условиях дефицита информации как обобщения личного опыта и предвзятых представлений, принятых в обществе или в определенной социальной среде. Примерами стереотипов могут быть высказывания типа: «все продавцы …», «все мужчины…» и т.п.

Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно деформировать процесс межличностного взаимодействия и способствовать возникновению  конфликта.

Препятствием на пути к  нахождению согласия между индивидами, считает Т.С. Сулимова, может стать  негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению  к другому.

Установка - готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.) Например, предприниматель предварительно договорился о встрече со своим коллегой из другой фирмы для заключения важного делового соглашения. В ходе подготовки к встрече он услышал от третьих лиц негативные отзывы о деловых и этических качествах предполагаемого партнера. На основании этих отзывов у предпринимателя сформировалась негативная установка, и встреча может либо не состояться, либо не дать ожидаемых результатов.

В конфликтных ситуациях  негативная установка углубляет  раскол между оппонентами и затрудняет урегулирование и разрешение межличностных  конфликтов.

          Нередко причинами межличностных конфликтов, указывают А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов, становится недоразумение (неправильное понимание одного человека другим) [5, с.24]. Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т. д. «Мы часто ожидаем, - пишет Максуелл Мольц, что окружающие будут реагировать нате же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, ... что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них». Представления у людей бывают разные, порой диаметрально противоположные и этот факт надо принимать как вполне естественное явление, не конфликтовать, а попытаться понять других.

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии, отмечает Е.Н. Иванова, важную роль играют индивидуальные качества оппонентов, их личная самооценка, саморефлексия, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия и т.д. Существуют понятия межличностной совместимости и межличностной несовместимости. Совместимость предполагает взаимное приятие партнёров по общению и совместной деятельности. Несовместимость - взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия [17, с.36].

Межличностная несовместимость  может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной  и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать  также влияние социальной и социально-психологической  среды. Например, конфликты между  кавалерами в присутствии дам  бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются  честь и достоинство оппонентов [15, с.49].

Таким образом, конфликт можно  определить как «предельный случай обострения противоречия». Межличностные  конфликты как один из видов социальных конфликтов принято определять как  столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причинами межличностных  конфликтов являются как объективные, так и субъективные факторы, складывающиеся на основе индивидуальных особенностей личностей.

1.2. Причины и функции конфликтов

Существуют две противоположных  точки зрения о причинах конфликта  в организации:

1) конфликт является свойством  человеческого характера, стремлением  к первенству, доминированию, конфликтному поведению - субъективные причины;

2) конфликт вызывается  объективными причинами, не зависящими  от личности.

Многие авторы придерживаются идеи о том, что конфликт возникает  из сложного взаимодействия многих сил, находящихся как вовне, так и  внутри человека, то есть конфликт вызывается действием объективных и субъективных причин.

Информация о работе Особенности межличностных конфликтов