Особенности межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание

Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов и способов их регуляции.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Изучение конфликтов и способов их регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ……………………………………………5
1.1. Характеристика конфликтов в психологической литературе...…………...5
1.2. Причины и функции конфликтов………………………………………….10
1.3. Классификации конфликтов………………………………………………..14
1.4. Структура и уровни конфликта…………………………………………….17
Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНФЛИКТОВ…..………………………….20
2.1. Конфликтное поведение……………………………………………………20
2.2. Разрешение конфликта……………………………………………………...21
2.3. Подход К.Томаса к изучению конфликтных явлений……………………24
Глава 3. РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ…………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 71.41 Кб (Скачать документ)

          При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели нужно иметь в виду, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  • содержания предмета конфликта;
  • ценности межличностных отношений;
  • индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения  личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений  с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные  отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте  будет отличаться деструктивным  содержанием или крайними позициями  в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных  отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. С.М. Емельянов дополняет двухмерную модель Томаса - Килменна третьим измерением - ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена в таблице № 2.

          Стиль избегания, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Обычно в этом случае человек пытается стоять в стороне от конфликта, стремится стать нейтральным. Этот стиль используется, когда проблема не так важна, когда человек не хочет тратить силы на ее решение, когда человек чувствует себя неправым или когда другой человек обладает большей властью.

Стиль конкуренции или  разрешения конфликта силой характеризуется  большой личной вовлеченностью и  заинтересованностью в устранении конфликта, однако, без учета позиций  другой стороны. Это стиль типа «выигрыш-проигрыш». Для применения данного стиля  необходимо обладать властью или  физическими преимуществами. Такой  стиль может в отдельных случаях  помочь в достижении индивидуальных целей. Он требует от человека использования  волевых качеств. Однако у окружающих складывается неблагоприятное впечатление  об индивиде, использующем этот стиль.

Стиль сотрудничества отличается как высокой степенью личной вовлеченности  в него, так и сильным желанием объединить свои усилия с другими  для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывает каждая из сторон. Люди, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками [9, c.91]:

-рассматривают конфликт  как нормальное событие, помогающее  и даже если им правильно  управлять, ведущее к более  творческому решению;

- при этом проявляют  доверие и откровенность в  отношении других;

- признают, что при таком  взаимоудовлетворяющем исходе конфликта,  все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

- считают, что каждый  участник конфликта имеет равные  права в его разрешении и  точка зрения каждого имеет  право на существование;

- полагают, что никто не  должен быть принесен в жертву  в интересах всех.

Часто такие индивиды считаются  динамичными натурами, о которых  у других складывается благоприятное  мнение.

Стиль приспособления, побуждающий  войти в положение другой стороны, представляет собой поведение, в  основе которого лежит стремление кооперироваться  с другими, но без внесения в эту  кооперацию своего сильного интереса. Этот стиль носит типа «не выигрыш - выигрыш» носит оттенок альтруизма. Данный стиль помогает в стремлении реализовать желания других. Обладатели такого стиля в целом оцениваются окружающими положительно, однако воспринимаются другими как слабые натуры, легко поддающиеся чужому влиянию.

Стиль компромисса заключается  в таком поведении в ходе разрешения межличностного конфликта, которое  умеренно учитывает интересы каждой из сторон. Реализация данного стиля  связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на определенные уступки. Это стиль  типа «не проигрыш - не выигрыш». Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явные преимущества [18, c.39].

Таким образом, конфликт в  трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися  членами этого коллектива, который  сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для  разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями  поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса  и сотрудничества.

 

ГЛАВА 3. РЕГУЛЯЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

          Снижение уровня конфликтности в трудовом коллективе можно считать одним из важных направлений работ по оптимизации социально-психологического климата. На основе полученных данных исследователи (Е.В. Александрова, Н.В. Гришина, Е.И. Иванова и др.) предлагают два возможных подхода к минимизации числа конфликтов. Это - уменьшение объективных предпосылок возникновения конфликтов и устранение их субъективных условий [1, с.13].

По мнению А.Л. Свенцицкого, задачи оптимизации управления трудовым коллективом в значительной степени  связаны с объективной обусловленностью межличностных конфликтов соответствующими факторами социально-производственной среды. Выявление типичных, вызываемых систематически одними и теми же причинами  конфликтов показывает необходимость  целенаправленного изменения определенных сторон производственной ситуации.

Другое направление практической работы по уменьшению частоты возникновения  конфликтов в трудовых коллективах  связано с субъективной стороной происхождения этих конфликтов. Отсюда вытекают задачи углубления научных  основ индивидуального подхода  к работникам в целях минимизации  конфликтности. Располагая, например, данными о роли половозрастных особенностей людей в возникновении конфликтных  ситуаций, отмечает У. Мастенбрук, руководитель тем самым обладает информацией  о возможных субъективных причинах конфликтов в своем коллективе. Такая  информация в сочетании с имеющимися у руководителя знаниями личностных особенностей работников дает ему возможность  осуществления индивидуального  подхода к каждому из них [29, с.146].

Снижение уровня конфликтности  в трудовом коллективе, отмечает Б.Д. Парыгин, является одним из важных направлений  работ по оптимизации социально-психологического климата коллектива [30, с.98].

Так, в работах представителей административного направления, указывает  А.С. Пашков, разрабатывались структурные  методы управления конфликтами.

1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» - их общему начальнику.

3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества.

4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников [30, c.93].

Важную роль в управлении конфликтами играют межличностные  способы разрешения конфликтных  ситуаций.

Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся  обстоятельствах. Н.В. Гришина описывает  их следующим образом [11, c.149]:

1. Путь «борьбы», направленный  на то, чтобы всеми доступными  средствами добиться желаемого;

2. Уход от конфликта;

3. Ведение переговоров  с целью найти приемлемое решение  возникшей проблемы [8, с.153].

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии  поведения участников конфликта. Для  описания стратегий конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. Томаса. За основу здесь берется  степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера.

Исследователи (А.А. Ершов [15, c.109], А.К. Зайцев [16, c.93], У. Мастенбрук [29, c.173] и др.) выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии пытается заставить принять свою точку зрения, во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других.

Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта.

         Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу  в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт

Сотрудничество (решение проблемы). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы [29, c.148].

Важную роль в управлении конфликтами играют межличностные  способы разрешения конфликтных  ситуаций, когда участники конфликтной  ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся  обстоятельствах: путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого; уход от конфликта  и ведение переговоров с целью  найти приемлемое решение возникшей  проблемы.

Таким образом, каждая из этих возможностей предполагает соответствующие  стратегии поведения участников конфликта: настойчивость (принуждение), уход (уклонение), приспособление (уступчивость), компромисс и сотрудничество (решение проблемы).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате анализа  литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии, мы можем сделать следующие выводы по курсовой работе:

  • конфликт можно определить как «предельный случай обострения противоречия». Межличностные конфликты как один из видов социальных конфликтов принято определять как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причинами межличностных конфликтов являются как объективные, так и субъективные факторы, складывающиеся на основе индивидуальных особенностей личностей.
  • обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции. Основные причины конфликтов в организациях вызваны проблемами управления и проблемами в отношениях между людьми.
  • общий стиль отношений в коллективе может стать в благоприятном климате гарантией против возникновения излишней конфликтности, а при неблагоприятной атмосфере - предрасполагать к перерастанию возникающих в группе трудностей и напряженных ситуаций в конфликты.
  • образом, развитие конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, порождающем их отношение к новой ситуации противоречий между ними, что, в свою очередь, «задает» сценарий их нового взаимодействия.
  • конфликт в трудовом коллективе - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией соперничества, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.

Информация о работе Особенности межличностных конфликтов