Особенности проектирования организационных структур туристических организаций и гостиничных комплексов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что наиболее важным в управлении туристической фирмой является структура управления. От того, насколько грамотно, четко, правильно, логично будет организована структура управления туристической фирмы на прямую зависит эффективность всей деятельности организации.
Цель курсовой работы: провести комплексный анализ деятельности турфирмы и сформировать затраты на проведения мероприятий для увеличения прибыли.
Объект исследования: туристическая фирма из варианта 2 контрольных заданий.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов 5
Организационная структура управления сервисным предприятием 5
Типы организационных структур туристических организаций и гостиничных комплексов 11
Методика проектирования организационных структур 20
Глава 2. Практическая часть 25
2.1. Комплексный анализ деятельности турфирмы 25
2.2. Построение дерева целей 33
2.3. Формирование затрат на проведение мероприятий 34
Заключение 42
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

мой.docx

— 152.77 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И  МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ


 

Кафедра «Управление предпринимательской  деятельностью»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Дисциплина           МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ

 

Тема «Особенности проектирования организационных структур туристических организаций и гостиничных комплексов.»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса, д/о

группы 080507 (0611.2)

Бортникова Я.А.

Проверила:

преподаватель

Егорова Н.М.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

Введение            3

Глава 1. Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов       5

    1. Организационная структура управления сервисным предприятием 5
    2. Типы организационных структур туристических организаций и гостиничных комплексов        11
    3. Методика проектирования организационных структур   20

Глава 2. Практическая часть         25

2.1. Комплексный анализ деятельности турфирмы     25

2.2. Построение дерева целей        33

2.3. Формирование затрат на проведение мероприятий    34

Заключение           42

Список литературы          43

 

Введение

Одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики  является туристическая  индустрия.  Высокие темпы ее развития, большие объемы валютных поступлений  активно влияют на различные сектора  экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. Туризм сейчас является одним из самых  динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Изучение и практическое внедрение положительного опыта зарубежных стран подтверждают возможность и эффективность комплексного маркетингового подхода к решению существующих проблем в турбизнесе. Все это требует от работника туристской сферы наличия специфических навыков, опыта работы и квалификации. Организация качественного обслуживания туристов - цель каждой современной туристской фирмы, стремящейся занять лидирующие позиции на рынке.  Для обеспечения же качественного обслуживания в первую очередь необходимо наличие квалифицированного персонала.

Наиболее важным элементом  в деятельности любой туристической  фирмы является функция организации. Она заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  фирмы, определении порядка и  условий функционирования фирмы. Функция  организации реализуется двумя  путями: через административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

Совершенствование организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений).

Туристическая фирма - хозяйственно обособленная производственная единица, выполняющая одну или несколько  функций в производстве и сбыте  туристского продукта и создании объектов.

В настоящее время число  компаний сильно увеличилось, и жесткая  конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке.  Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или  направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному  заказу. Есть тур операторы, которые  полностью организуют поездки и  предлагают со скидкой другим тур  фирмам готовые маршруты, и есть тур агенты, выступающие посредниками между тур оператором и клиентом. Все они индивидуальны, интересны  своей непохожестью, но в каждой из них своя четко организованная структура управления, благодаря  которой и реализуется эффективная  деятельность фирм.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что наиболее важным в управлении туристической  фирмой является структура управления. От того, насколько грамотно, четко, правильно, логично будет организована структура управления туристической  фирмы на прямую зависит эффективность  всей деятельности организации.

Цель курсовой работы: провести комплексный анализ деятельности турфирмы и сформировать затраты на проведения мероприятий для увеличения прибыли.

Объект исследования: туристическая  фирма из варианта 2 контрольных заданий.

 

 

Глава 1. Особенности проектирования организационных структур туристских организаций и гостиничных комплексов

    1. Организационная структура управления сервисным предприятием

Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и сложная  организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители  не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители  туристских предприятий выделяют в  своей работе лишь часть общей  системы. Между тем структура  туризма определяет место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях.[5.]

Задачи и функции управления в индустрии сервиса и туризма  распределены между участниками  управленческого процесса, который  осуществляется в рамках организационной  структуры управления предприятием, учреждением. [6.]

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. По существу, речь идет о соотношении уровней управления и функциональных служб, которые строятся для достижения поставленных целей.[3.]

Организационная структура  управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по  соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Можно сказать, что ОСУ представляет собой «каркас», на котором строятся управленческие отношения.[6.]

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. При этом связи образуют коммуникационную подструктуру, а базовые элементы, уровни и полномочия – коммуникационную.

Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структуры управления:

  • в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, персонала, научно-технического прогресса и т. п.;
  • исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организацией, мотивацией и контролем. [2.]

В структуре управления организацией выделяются звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи — горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирамидальная структура управления организацией показана на рис. 1.

Рис. 1 пирамидальная структура  управления

1 - низший уровень, управление низового звена или технический уровень;

2 - средний уровень управления среднего звена;

3 - верхний уровень - управление высшего звена или институциональный уровень.

Несмотря на то, что все  руководители организации выполняют  управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются одним и  тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование  работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который  координирует работу неуправленческого  персонала — людей, производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание  разделения труда и образует уровни управления. Форма пирамиды указывает  на то, что на каждом последующем  уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень  управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над работниками (не руководителями), — чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства  удельный вес исполнительских функций  понижается. Расчеты показывают, что  на высшем уровне он занимает около 10%, на среднем — 50 и на низшем — около 70% общего времени менеджеров. [5.]

При формировании сфер деятельности организации следует, во-первых, решить общую задачу — функцию этой организации  разделить на составные элементы; во вторых, попытаться все задачи этой функции объединить по смыслу, объему и логике. Главный смысл разделения труда состоит в специализации  работников на выполнении отдельных  видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками  трудового процесса по профессиональному  признаку. От того, насколько полно  и глубоко учтена квалификация исполнителей, будет зависеть эффективность работы организации и личный трудовой вклад  каждого из них.

В организационной структуре  выделяют горизонтальные и вертикальные связи, которые основаны на разделении труда. Главный смысл разделения труда состоит в специализации работников по выполнению отдельных видов работ, операций и процедур. Работа разделяется между учасниками трудового процесса по проффесиональному признаку. [6.]

Горизонтальное  разделение труда. Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.

Функциональное  разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.

Разделение труда по отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур — например, специализация менеджера по рекламе и т.д.

Квалификационное  разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнить работник меньшей квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.

Информация о работе Особенности проектирования организационных структур туристических организаций и гостиничных комплексов