Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что на сегодняшний день бизнес и его среда не стоят на одном месте и стремительно развиваются, поэтому руководитель должно уметь грамотно и четко формулировать свои цели и задачи, согласовывать время и ставить приоритеты. Сегодня эффективный труд руководителя – это органический сплав науки и искусства, тесное сочетание мастерства, которому можно и нужно научить, и таланта организатора, с которым нужно родиться и который нужно развивать и совершенствовать.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ МЕНЕДЖЕРА
1.1. Рабочее время и его организация
1.2. Диагностика времени. Контроль за рабочего временем
1.3. Эффективное управление рабочим временем современного менеджера
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
2.1. Нестандартный режим организации рабочего времени в зарубежных странах
2.2. Особенности тайм-менеджмента в России
2.3. Анализ использования рабочего времени менеджера ЗАО «АверсИнжиниринг»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2.2. Особенности тайм-менеджмента в России
Менеджмент в России, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.
В силу исторических особенностей экономика нашей страны развивается скачкообразно, т.е. все процессы у нас происходят в более сжатые временные интервалы. В советский период истории России отсутствовала частная собственность, в то время как наука управления получила основной всплеск развития по всему миру. Поэтому сейчас менеджеры вынуждены работать больше и эффективнее, и не удивительно, что у большинства из них проблемы с использованием и планированием времени. Все российские экономисты признают, что рациональное использование времени является непременным условием всякого процесса труда, и управленческого тоже, но, несмотря на это, по настоящее время проблема эффективного использования времени в большинстве исследований, и особенно касающихся вопросов управления, либо игнорируется, либо освещается очень слабо. Отечественные руководители вынуждены пользоваться разработками иностранных специалистов[31].
В настоящее время руководителей можно условно разделить на две группы:
руководители старой закалки, работавшие в условиях плановой экономики, многим из которых трудно приспособиться к новым условиям. Они предпочитают работать так же, как работали раньше.
Новые менеджеры, большинство из которых обучались по зарубежной литературе, учились или стажировались за рубежом. Они использовали опыт западных менеджеров и поэтому мало чем отличаются от своих коллег из других стран. Для них естественно заботиться о максимальной эффективности использования своего рабочего времени.
Российская экономика переживает сейчас переходный период. При плановой и рыночной экономике внешняя среда относительно стабильна, а сегодня предприятия действуют в постоянно меняющихся условиях. Такая ситуация усложняет процесс принятия решений. Планы приходится постоянно пересматривать. Цели, стоящие перед менеджером не всегда ясны и последовательны. Множественность целей в сочетании с существованием разных групп и интересов часто приводит к противоречиям. Невозможность постановки ясных и непротиворечивых целей приводит к нарушению на самой первой ступени самоменеджмента. Следовательно, затрудняются процессы планирования и принятия решений (возникают неожиданные задачи, невозможно однозначно расставить приоритеты[32].
Как уже отмечалось, применение принципов тайм-менеджмента связано не только с экономическими, но и с общественно психологическими факторами.
В нашей стране велик удельный вес затрат времени на выполнение рутинной работы в бюджете времени руководителей. Это говорит о проблемах с делегированием у российских менеджеров. Многие из них не делегируют рутинную работу либо из-за того, что подчиненные и так загружены работой, либо из-за того, что считают, что сами выполнят эту работу лучше. В результате менеджеру не хватает времени на действительно важные, перспективные задачи.
Еще одна особенность в использовании рабочего времени заключается в том, что в российских компаниях более распространены дружеские отношения между коллегами. Многие предпочитают начинать рабочий день с неформального общения с коллегами, а не с важнейших дел; обсуждение условий контракта может плавно перейти в дружескую беседу.
В Росси сложился образ руководителя, как человека, у которого постоянно нет времени, и чем больше ему недостает времени, тем значительнее он кажется. Некоторые руководители с восторгом заявляют, что они работают по 12-13 часов в сутки, выражая этим преданность своему делу. Объективно же, это говорит лишь о том, что человек не может расставить приоритеты и правильно организовать свое время.
В основном то, насколько эффективно менеджер распоряжается своим временем, зависит от его личности, от того, хочет ли он упорядочить свою деятельность, последовательно внедряя в работу правила и принципы самоменеджмента, т.к. для этого не требуется никаких сверхъестественных усилий ни для русского менеджера, ни для человека любой другой страны.
Подводя итог этого пункта, можно сделать вывод о том, что управление временем касается в большей степени организации рабочего времени, чем его экономии. Менеджер должен стремиться к правильному распределению времени, исходя из личных интересов и интересов бизнеса. Нужно так использовать время, чтобы обеспечить выполнение максимального числа задач, которые в свою очередь обуславливают выполнение промежуточных задач, ведущих к реализации основной цели.
2.3. Анализ использования рабочего времени менеджера ЗАО «АверсИнжиниринг»
Для обеспечения возможности анализа затрат времени, все виды затрат необходимо сгруппировать в отдельные, относительно самостоятельные. Так как наблюдения проводились 2 рабочие недели (10 рабочих дней), то суммарный фонд времени составил 5400 минут.
В таблице 2.1, используются плановые затраты времени, которые заполнялись на основании электронной программы Outlook Express. Поэтому план составлялся на 65% рабочего времени. Остальная часть фонда времени - период незапланированной активности. Оставшиеся 35% рабочего времени условно были поделены на две части по 17,5%. Первая часть - период непредвиденной активности. Это резерв времени на превышение фактической продолжительности работ над плановыми значениями. Вторая часть - период спонтанной активности. Это резерв времени на выполнение работ, которые не были включены в план. Фактические затраты времени - это удельный вес каждого вида затрат за две недели.
Таблица 2.1
Анализ соответствия фактических затрат рабочего времени выполняемым функциям руководителя
Наименование работ (перечень элементов затрат) | Плановые затраты времени (Outlook Express),% | Фактические затраты времени, % | Изменения |
Оперативное совещание с управляющим директором по текущим вопросам | 2 | 4,4 | 2,4 |
Оперативное совещание с менеджерами | 2 | 1,7 | -0,3 |
Телефонные разговоры с клиентами | 4 | 5,8 | 1,8 |
Другие деловые телефонные разговоры | 4 | 5,3 | 1,3 |
Продолжение табл. 2.1
Наименование работ (перечень элементов затрат) | Плановые затраты времени (Outlook Express),% | Фактические затраты времени, % | Изменения |
Участие в разработке мотивационных схем | 1 | 1,4 | 0,4 |
Разбор конфликтов с клиентами офиса | - | 2 | 2 |
Определение потребности в обучении | 1 | 0,6 | -0,4 |
Нерегламентированные перерывы | - | 3,6 | 3,6 |
Регламентированные перерывы | 8 | 11,1 | 3,1 |
Контроль за заключением договоров | 3 | 4,4 | 1,4 |
Подготовка отчетов | 4 | 3,3 | -0,7 |
Анализ дебиторской задолженности | 1 | 1,1 | 0,1 |
Прием посетителей по деловым вопросам | - | 2,5 | 2,5 |
Служебные разъезды | 7 | 6,7 | -0,3 |
Проведение мониторинга рынка труда | 1 | 1,7 | 0,7 |
Организация корпоративных мероприятий | 4 | 5 | 1 |
Проведение собеседований | 1 | 2,8 | 1,8 |
Взаимодействие с региональными подразделениями в организации рекрутмента | 4 | 5,6 | 1,6 |
Обход помещений офиса (рабочих мест) | 2 | 3,1 | 1,1 |
Работа над закрытием вакансии | 5 | 16,7 | 11,7 |
Проведение собеседований с кандидатами | 2 | 7 | 5 |
Составление плана по приходам | 1 | 1,7 | 0,7 |
Наведение порядка на рабочем месте | 1 | 2,8 | 1,8 |
Резерв на непредвиденное превышение плановых затрат: | 17,5% | - | -17,5% |
Резерв на управленческую деятельность: | 17,5% | - | -17,5% |
Итого: | 100% | 100% | 0 |
Из таблицы 2.1, видно, что наибольшее отклонение фактических затрат от плановых, произошло при работе над закрытием вакансии (11,7%). Наименьшее отклонение, при анализе дебиторской задолженности 1,1%. Так же при анализе были выявлены работы, плановые затраты которых превышают фактические, это оперативное совещание с менеджерами (план превышает факт на 0,3%), определение потребности в обучении (0,4%), подготовка отчетов (0,6%) служебные разъезды (0,3%). Так же необходимо отметить, что довольно большая разница между фактическими и плановыми значениями присутствует при проведении собеседований с кандидатами. Все значительные отклонения говорят о том, что руководитель неправильно планирует свой день, также, где изменения положительные, он слишком много уделяет этой задаче время в жизни, а где изменения отрицательные, то он слишком много отдает этой работе времени в плане, не распределяя его на другие работы.
Для оценки уровня организации труда могут использоваться такие показатели, как структура затрат, использование фонда рабочего времени, величина потерь и непроизводительных затрат и другое – отражающие как положительные стороны, так и существенные недостатки.
Для оценки результативности использования рабочего необходимо было воспользоваться коэффициентом экстенсивности.
Таким образом, зная, что регламентированные перерывы за весь период наблюдений составляют 600 мин., нерегламентированные перерывы составляют 195 мин., а весь фонд рабочего времени составляет 5400 мин. Коэффициент экстенсивности рассчитывали по формуле:
.
Регламентированные перерывы в работе по принятому в организации нормативу составляют 70 мин. в день (50 мин. – на обед и 20 мин. – на отдых и личные надобности) или 600 мин. за весь период наблюдения. Таким образом, максимально возможное значение коэффициента экстенсивности составляет 0,87. Но фактические затраты времени на обед и отдых ниже нормативных (плановых) затрат, а также присутствуют затраты на нерегламентированные перерывы, что говорит о нарушении режима труда и отдыха.
Далее определили показатели, характеризующие величину потерь рабочего времени по различным причинам. В данном случае, потери рабочего времени 100 минут.
Коэффициент потерь рабочего времени, зависящих от исследователя, рассчитывали по формуле:
.
Полученное таким образом значение коэффициента потерь рабочего времени зависящее от исследователя говорит о том, что данный вид потерь незначителен и не влияет на исследуемую проблему.
К потерям рабочего времени, из-за нарушения режима работ, можно отнести следующие затраты времени. Это служебные перемещения (переход в другой отдел для распечатки документов или их копирования), связанные с недостаточным оснащением рабочего места необходимой оргтехникой, а также сбои в системе городского транспорта (из-за этого увеличились затраты времени на служебные разъезды на 100 минут (это относится к увеличению времени на те разъезды, которые были запланированы)). Потери рабочего времени по причинам, независящим от руководителя, составляют 150 минут + 120 минут = 250 минут.
Информация о работе Особенности управления рабочем временем современного менеджера