Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:24, курсовая работа
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью. Динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых фирм. Достижение высокой конкурентоспособности предприятии невозможно без реализации системного подхода к управлению наиболее ценными активами предприятия и, прежде всего человеческим капиталом.
Введение………………………….………………….………………3
1. Общие принципы управления малым предприятием………….4
1.1. Понятие малого предприятия……..……………………...……4
1.2. Организационная структура малого предприятия…….…......5
2. Сущность системы управления персоналом на малом предприятии…….……………………...……………………..……..8
2.1. Методы и стиль управления персоналом……………………..9
2.2. Основные проблемы, возникающие у руководителя малого предприятия при управлении персоналом…………...….….….…14
2.3. Критерии подбора персонала..……………….…….…………22
2.4. Подбор и обучение кадров..……………………….…………..24
2.5. Формирование работоспособной группы в коллективе…….25
Заключение…………………………………….……………...……27
Список использованной литературы………………………..…….29
Министерство
образования
Самарский государственный экономический университет
Факультет: Заочный
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Особенности управления в малом бизнесе»
на тему: «Особенности управления персоналом малого предприятия»
г. Самара 2011
Содержание
Введение………………………….………………….………
1. Общие принципы управления малым предприятием………….4
1.1. Понятие малого предприятия……..……………………...……4
1.2. Организационная структура малого предприятия…….…......5
2.
Сущность системы управления персоналом
на малом предприятии…….……………………...……………
2.1. Методы и стиль управления персоналом……………………..9
2.2. Основные проблемы, возникающие у руководителя малого предприятия при управлении персоналом…………...….….….…14
2.3. Критерии подбора персонала..……………….…….…………22
2.4. Подбор и обучение кадров..……………………….…………..24
2.5. Формирование работоспособной группы в коллективе…….25
Заключение…………………………………….……………
Список использованной литературы………………………..…….29
Введение
Формирование и развитие рыночных отношений предполагают свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит предпринимательству, нашедшему отражение, прежде всего в малом бизнесе, который в значительной степени способствует созданию конкурентной атмосферы (среды) на потребительском рынке. В мировой практике малый бизнес влияет на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Малый бизнес России постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является неотъемлемой ее частью. Динамика развития малого бизнеса зависит от многих факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из важных причин интенсивного банкротства малых фирм. Достижение высокой конкурентоспособности предприятии невозможно без реализации системного подхода к управлению наиболее ценными активами предприятия и, прежде всего человеческим капиталом.
Управление персоналом является частью менеджмента, обеспечивающая формирование социальной политики фирмы, социального партнерства, доверия между наемными работниками и работодателями. Без управления персоналом невозможно нормальное функционирование предприятия.
Управление персоналом представляет собой функциональную сферу деятельности, задача которой – обеспечение предприятия в нужное время кадрами в необходимом количестве и требуемого качества, их правильная расстановка и стимулирование.
Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями развития предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.
Именно поэтому проблема создания эффективной системы управления персоналом является особенно актуальной в современных условиях развития российской экономики.
Каждое предприятие разрабатывает свою систему управления персоналом, учитывающую ее особенности, но разработка и реализация данной системы на всех предприятиях проводится на основе единых требований.
Целью данной работы является рассмотрение системы и особенностей управления персоналом предприятия малого бизнеса.
Источниками выполнения работы являются различные учебные, нормативно-правовые документы и научно-методическая литература.
1. Общие принципы управления малым предприятием.
1.1. Понятие малого предприятия.
Прежде чем преступить к рассмотрению основных аспектов управления персоналом на малом предприятии, нужно разобраться – какие же предприятия согласно российскому законодательству являются малыми. Как будущим, так и настоящим руководителям (собственникам) малых предприятий необходимо точно знать попадает ли их предприятие в разряд малых. Это необходимо, чтобы определится со стратегией управленческой деятельности на предприятии и с его финансово-экономической политикой. Ведь отнесение предприятия к разряду малых изменяет для него как внешние так и внутренние условия хозяйствования. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) субъекты малого предпринимательства для получения соответствующего статуса обязаны пройти специальную государственную регистрацию в органах исполнительной власти, установленных законодательством.
Однако,
в связи с тем что
В соответствии с указанной статьей к малым предприятиям относятся коммерческие организации. Это означает, что некоммерческие организации не могут быть признаны малыми предприятиями. Кроме того, доля участия государственных органов РФ или субъектов РФ, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов в уставном капитале (фонде) малого предприятия не может превышать 25 процентов. Также не должна превышать 25 процентов доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. Если доля участия в российской организации иностранного юридического лица превышает 25 процентов, то эта организация не относится к малым предприятиям, даже если учредитель имеет такой статус по зарубежному законодательству.
В связи с этим не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ.
1.2. Организационная структура малого предприятия.
Управлять – означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.
Современная
система управления на малом предприятии
должна быть простой и гибкой. Ее
главным критерием должно быть обеспечение
эффективности и
Организация управления предполагает решение следующих вопросов:
Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение.
Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, то есть структура меняется тогда, когда меняется стратегия.
Прежде
чем определить структуру, необходимо
проанализировать все виды деятельности,
необходимые для
Проектируя структурные элементы организации, нужно ответить на четыре вопроса:
Учитывая важность определения структуры для успеха фирмы, необходимо принять во внимание признаки оптимальной структуры, а также влияющие на нее факторы, приведенные в таблице 1:
Таблица 1.
Признаки оптимальной структуры | Факторы |
Небольшие
подразделения с |
Технология |
Небольшое число уровней руководства | Внешнее окружение |
Наличие в структуре групп специалистов | Размер предприятия |
Ориентация графиков работы на потребителей | Стратегия бизнеса |
Быстрая реакция на изменения | Имеющийся персонал |
Высокая производительность | Система решений |
Низкие затраты | Сложившаяся структура |
Для российского малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности.
По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов.