Отчет по практике в ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:49, отчет по практике

Описание

В соответствии с задачами профессиональной подготовки студентов производственная практика менеджмента проводится с целью закрепления и приобретения практических навыков по организации внутрифирменного управления; осуществлению процессов стратегического и оперативного планирования; определению экономической эффективности повышения организационно-технического уровня деятельности; систематизации информации и формированию статистической и финансовой отчетности.

Содержание

Введение 3
1.Отчет о выполнении общей программы практики 4
1.1 Общая характеристика предприятия 4
1.2 Инструменты и методы регулирования деятельности банка 6
1.3 Управление взаимоотношениями банка с клиентами, ЦБ РФ и другими 8
коммерческими банками
1.4 Организация управления банком 10
1.5. Управление формированием и использованием банковских ресурсов12
1.6 Бухгалтерский учет в ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 13
2. Отчет о выполнении индивидуальных заданий по информационному обеспечению 17
2.1 Анализ качества управления пассивами кредитной организации 17
2.2 Формирование ресурсной базы коммерческого банка 18
Заключение 19
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Otchet2.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

Во внешних связях Сбербанка России имеет место тесное взаимодействие и сотрудничество с другими крупнейшими банками с высокой долей государственного участия, крупными банками и инвестиционными компаниями, ведущими участниками валютного и фондового рынков. Банк участвует в работе общественных объединений и ассоциаций участников рынка. С национальными экспортными агентствами, значительно возрастает партнерское взаимодействие с российскими заграничными банками, крупными зарубежными банками, инвестиционными и венчурными фондами с целью решения наиболее актуальных стратегических и текущих вопросов развития банковской системы, вопросов в области совместной реализации взаимовыгодных проектов, торгового и проектного финансирования,  прежде всего по линии ведущих торговых партнеров России и с учетом интересов наиболее крупных клиентов Банка.

Рассматривая международный  вектор как важнейшую составляющую стратегии своего развития, Сбербанк России осуществляет казначейские операции на международном рынке и операции торгового финансирования, поддерживает корреспондентские отношения с более чем 220 ведущими банками мира и участвует в деятельности ряда авторитетных международных организаций, представляющих интересы мирового банковского сообщества. Активная позиция и международный авторитет позволяют Сбербанку России наиболее полно удовлетворять внешнеэкономические запросы своих клиентов, привлекать на выгодных условиях ресурсы с мировых финансовых рынков и соответствовать лучшей практике, принятой в международном банковском сообществе.

4. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Определение банка как  учреждения, которое аккумулирует свободные  денежные средства населения и размещает  их на возвратной основе, позволяет  выделять в его деятельности пассивные  и активные операции. Суть пассивных  операций состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других коммерческих банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы. Суть активных операций состоит в размещении мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности.

Все операции и услуги, оказываемые Сбербанком РФ, направлены на удовлетворение потребностей клиентов, которых можно разделить на четыре сегмента: частные лица, малый бизнес, корпоративные клиенты и финансовые организации. Для каждой сегментной группы клиентов существует свой набор операций и услуг.

Основной вид услуг, предоставляемых банком корпоративным клиентам, — услуги расчетно-кассового обслуживания. Комиссионные доходы Группы Сбербанка за расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц по итогам года составили 36,9 млрд руб., или 35% всех комиссионных доходов Группы. Спад во внешнеэкономической деятельности клиентов, связанный в первую очередь с кризисными явлениями в мировой экономике, обусловил сокращение комиссионных доходов по документарным операциям на 1,7% — до 0,6 млрд руб.

Подразделениями инкассации Банка на 31 декабря 2010 года обслуживалось 86,6 тыс. точек клиентов — юридических лиц, включая коммерческие банки. Комиссионный доход по операциям инкассации увеличился за год на 11,6% и составил 4,1 млрд руб. В 2011 году Банк планирует повысить технологичность выполнения и сопровождения операций инкассации, доставки, приема и пересчета денежной наличности, в т.ч. максимально внедрить безакцептное списание комиссий за услуги инкассации и упростить процедуру заключения договоров.

В результате роста объема предоставленных за юридических лиц банковских гарантий за год на 55% до 135 млрд руб., комиссионный доход по этому направлению увеличился в 1,6 раза и составил 1,9 млрд руб.

Приоритетом развития розничного бизнеса Банка является переход  от предложения населению отдельных банковских продуктов и услуг к формированию комплексной модели взаимодействия с клиентами.

В работе с частными клиентами основные усилия Банка были сконцентрированы на кредитовании. Банк ставил перед собой задачи разработки новой линейки кредитных продуктов и оптимизации банковских процессов.

На фоне постепенного восстановления рынка розничного кредитования и ценовой политики Банка объемы выдачи кредитов в течение года возрастали и начиная с марта стабильно превышали объем погашений. Совокупный объем выданных в 2010 году кредитов физическим лицам составил 737 млрд руб., превысив показатель предыдущего года в 1,8 раза. Наибольший объем кредитов — порядка 100 млрд руб. — выдан клиентам в декабре 2010 года в период проведения акции по предоставлению кредитов в рамках «Кредитной фабрики» по сниженным процентным ставкам.

В 2010 году Банк делал меньший акцент на привлечении средств, так как обладал достаточной ликвидностью в условиях, когда темпы роста кредитования отставали от темпов роста средств клиентов. На фоне агрессивной политики по привлечению средств населения другими коммерческими банками это привело к снижению доли Сбербанка на рынке вкладов за год с 49,4 до 47,9%.

Наиболее значимой услугой  Банка с точки зрения объемов операций и комиссионных доходов остается расчетно-кассовое обслуживание. Доход по расчетно-кассовым операциям физических лиц за 2010 год составил 41,8 млрд руб., или 32% всех комиссионных доходов.

Сбербанк успешно конкурирует  с другими банками в сегменте безналичного зачисления заработной платы и пенсий на счета по вкладам и счета банковских карт. Через Сбербанк заработную плату получает более половины работающего населения страны. Договоры на перечисление заработной платы сотрудников заключены более чем с 272 тыс. компаний. Пенсии в отделениях Банка получает 43% социальных пенсионеров и более 95% пенсионеров силовых ведомств.

Развитие операций с банковскими картами было одним из приоритетов развития Банка в 2010 году. С точки зрения объема комиссионных доходов эти операции — второй по значимости вид услуг. По итогам года они принесли Банку 23,6 млрд руб., или 18,1% всех комиссий.

В отчетном году Сбербанк предлагал частным клиентам и другие виды услуг: валютно-обменные операции; продажа драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов; предоставление в аренду индивидуальных сейфов; прием заявок на операции с паями паевых инвестиционных фондов; продажа лотерейных билетов общероссийских и региональных лотерей; прием заявлений на перевод накопительной части пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды и о вступлении застрахованного лица в государственную программу софинансирования пенсии; продажа договоров обязательного пенсионного страхования Негосударственного пенсионного фонда Сбербанка.

Осуществление всех перечисленных  выше операции регламентируется нормами  российского банковского права и внутренними документами. Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.

 

5. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ РЕСУРСОВ

Ресурсы коммерческих банков – это совокупность средств, имеющихся в распоряжении банков и используемых для осуществления активных операций. По способу образования ресурсы Сбербанка РФ подразделяются на собственные и привлеченные (обязательства перед клиентами и кредитными организациями) средства. В целом сумма собственного и привлеченного капиталов Сбербанка России составляет 7 111 894 млн. руб.

Собственные средства –  средства, полученные от акционеров банка  при его создании и образованные в процессе его деятельности. Привлеченные средства – средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования. К заемным средствам относят средства, полученные от кредитных организаций.

Источниками формирования собственного капитала являются: уставный капитал; резервный капитал; эмиссионный доход; прирост стоимости, полученной от переоценки имущества; неиспользованная прибыль (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Собственные средства Сбербанка  России

Структурные составляющие, млн. руб.

31.12 2010

Уд. вес, %

31.12 2009

Уд. вес, %

Прирост / снижение

Уставный капитал

87 742

11,17

87 742

11,24

0

Эмиссионный доход

232 553

29,60

232 493

29,77

60

Резервный фонд

4 388

0,56

4 388

0,56

0

Фонд переоценки зданий

55 540

7,07

64 981

8,32

-9 441

Переоценки ценных бумаг

598

0,07

3 185

0,41

-2 587

Фонд накопленных курсовых разниц

1 009

0,13

101

0,01

908

Нераспределенная прибыль

403 934

51,40

388 030

49,69

15 904

Итого собственные средства:

785 764

100

780 920

100

4 844


Привлеченные ресурсы  по способу их аккумулирования делятся  на депозиты и недепозитные привлеченные средства. Депозиты – денежные средства, внесенные в банк клиентами (физическими и юридическими лицами) и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством. Недепозитные привлеченные средства банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. В таблице 5.3 представлен состав, структура и динамика привлеченных ресурсов Сбербанка РФ:

Таблица 5.3

Привлеченные средства Сбербанка России: состав, структура, динамика

Обязательства, млн. руб.

31.12 2010

Уд. вес, %

31.12 2009

Уд. вес, %

Прирост / снижение

Средства других банков

53 947

0,85

302 539

5,05

-248 592

Средства физических лиц

3 787 312

59,86

3 112 102

51,99

675 210

Средства корпоративных  клиентов

1 651 559

26,11

1 683 130

28,12

-31 571

Выпущенные долговые ценные бумаги

124 599

1,99

138 902

2,32

-14 303

Прочие заемные средства

115 213

1,81

159 080

2,66

-43 867

Отложенное налоговое  обязательство

4 598

0,07

10 516

0,17

-5 918

Прочие обязательства

69 841

1,10

43 830

0,73

26 011

Субординированные займы

519 061

8,21

536 221

8,96

-17 160

Итого:

6 326 130

100

5 986 320

100

339 810


 

В общей сумме банковских ресурсов привлеченные ресурсы преобладают. Их доля – 88 %. С развитием рыночных отношений, с появлением новых способов аккумулирования временно свободных денежных средств физических и юридических лиц структура привлеченных ресурсов претерпела существенные изменения.

Достаточность капитала банка по состоянию на 1 августа  т.г. находится на уровне 18%. Данный показатель значительно превышает минимальное значение, установленное Базельским комитетом на уровне 8%.

 

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМ БАНКОМ

По форме организации  Сберегательный банк РФ является акционерным  банком открытого типа. Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По  состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц.

Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года.

Органами управления Банка являются:

  1. Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. Собрание акционеров избирает наблюдательный совет и правление банка. Для общего руководства работой банка, наблюдения за деятельностью правления и ревизионной комиссией избирается Совет банка, который избирает председателя. При совете создаются два комитета: кредитный и ревизионный. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд; рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций. Ревизионная комиссия избирается общим собранием участников и подотчетна совету банка. В состав ревизионной комиссии не могут быть избраны члены совета и правления коммерческого банка. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.
  2. Наблюдательный совет. Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 11 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России и 4 независимых директора.
  3. Правление Банка. Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ»