Планирование и прогнозирование инновационного цикла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 23:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.

Содержание

Введение
1. Характеристика темы, обоснование сущности
Инновационный цикл. Подход по этапам жизненного цикла товара
Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара
Методы планирования инновационного цикла
2. Планирование и прогнозирование инновационного цикла
2.1 Планирование инновационных циклов как составная часть внутрифирменного планирования
2.2 Программа разработки новых товаров как инструмент планирования инновационных циклов
2.3 Сквозное планирование инновационного цикла
2.4 Прогнозирование инновационного цикла
3. Опыт планирования и прогнозирования инновационного цикла на предприятие
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по инновационому.docx

— 76.75 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение

1. Характеристика  темы, обоснование сущности

    1. Инновационный цикл. Подход по этапам жизненного цикла  товара

 

    1. Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара
    2. Методы планирования инновационного цикла

2. Планирование  и прогнозирование инновационного  цикла

2.1 Планирование инновационных  циклов как составная часть  внутрифирменного планирования

2.2 Программа разработки  новых товаров как инструмент  планирования инновационных циклов

2.3 Сквозное планирование  инновационного цикла

2.4 Прогнозирование инновационного  цикла

3. Опыт планирования  и прогнозирования инновационного  цикла на предприятие

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

    В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего.  В данной курсовой работе мы особое внимание уделяем  прогнозированию и планирования деятельности предприятий общественного питания, обоснованию основных направлений экономической политики, предвидению последствий принимаемых решений.  Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития ПОП.

    Актуальность данной темы как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки  прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность  прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения  основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.     

  Разработкой данной темы занимались такие известные зарубежные экономисты, как В. Хойер, Р. Акофф, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор и российские ученые – Ю.Осипов, Р. Валевич, Г. Давыдов и Р. Шпицнер.

 

 

1. Характеристика  темы, обоснование сущности

    1. Инновационный цикл. Подход по этапам жизненного цикла  товара

 

    Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.     

Цикл  означает совокупность взаимосвязанных  явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.      

Жизненный цикл инновации представляет собой  совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:     

- зарождение, сопровождающееся  выполнением необходимого объема  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ, разработкой и созданием  опытной партии новшества;     

- рост (промышленное освоение  с одновременным выходом продукта  на рынок);     

- зрелость (стадия серийного  или массового производства и  увеличение объема продаж);     

- насыщение рынка (максимальный  объем производства и максимальный  объем продаж);     

- упадок (свертывание производства  и уход продукта с рынка). С  позиций инновационной деятельности  целесообразно различать как  жизненные циклы производства, так  и жизненные циклы обращения  новшества.     

Жизненный цикл производства инновационного продукта состоит из следующих стадий.      

Первая  стадия. Внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной  партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент  производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая  себестоимость продукции и не загруженность мощностей.     

Вторая  стадия. Стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.     

Третья  стадия. Стадия подъема - отличается быстрым  наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.      

Четвертая стадия. Стадия зрелости и стабилизации -характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.     

Пятая стадия. Стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.     

Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.     

Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).     

Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:

  1. разработка нового продукта;
  2. выход на рынок;
  3. развитие рынка;
  4. стабилизация рынка;
  5. уменьшение рынка;
  6. подъем рынка;
  7. падение рынка.

 

    Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

  1. разработка новой операции и ее оформление в виде документа;
  2. реализация операции;
  3. стабилизация рынка;
  4. падение рынка.

 

    Жизниециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологий проводится в следующей последовательности, включающей:     

1) Определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;      

2)Определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий  вокруг центральной тенденции,  поскольку это является основой  прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;     

3)Выработку базы стратегии и тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;     

4)Распределение вероятностей продолжительности циклов будущих образцов и  пропорционально ей ресурсов  во времени следующего цикла;      

5)Тщательный анализ факторов, влияющих на продолжительность  прошлых  циклов, и экстраполяция результатов  на прогноз их влияния на  циклы жизни будущих изделий;     

6)Формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.    

Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.     

Теоретически, чем «моложе» фаза, на которой находится  нововведение, тем больше его перспективы  на рынке. Но многое зависит от того, как долго этот продукт будет создаваться. Поэтому чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность того, что нововведение будет иметь успех. Иногда внедрение новшества растягивается на долгие годы, а за этот период появляются другие инновации, продукт в итоге уже не будет иметь большой ценности. 

    1. Планирование  и прогнозирование жизненного цикла  товара инноваций как элемент стратегии разработки товара

 

     

Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар подобно живому организму, рождается, живет и умирает.      

 Жизненный цикл продукта впервые  исследован на примере марочных  товаров. Само понятие жизненного  цикла разработано в конце  50-х и начале 60-х годов во  время периода стабильности, равномерного  экономического роста и увеличения  спроса на потребительские товары. В жизненном цикле отражаются  изменение роста, вкуса, стиля,  влияния технического прогресса.     

 Цикл можно обнаружить не только  у марок и продуктов, но и  у материалов, формы, цвета, технологий. Жизненный цикл товара не всегда прекращается вместе с его исчезновением с рынка.     

 Некоторые товары могут начать  новый цикл уже в течение  стадии насыщения, продлевая свое существование.    

Жизненный цикл продукта - это время с момента  первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке. 
    Модель  жизненного цикла товара позволяет  объяснить поведение товара на рынке  в зависимости от множества переменных, описывать будущий сценарий развития продукта. В современных условиях моделирование цикла составляет важнейший инструмент стратегического планирования.      

 Хотя модель жизненного цикла  товара представляет упрощенное  видение реальности, тем не менее оно дает маркетологу возможность отслеживать и прочно удерживать уровень продаж па рынке.     

 Вследствие осторожного  анализа динамики жизненного цикла товара руководство предприятии может знать, что, когда и как подлежит изменению, а именно:    

- что происходит с рынком, в  какой стадии он может находиться; угрожают ли ему факторы технологии или окружающей среды;    

- что происходит на рынке, каковы  текущие тенденции, что делают  конкуренты и потребители;    

- какие приемы маркетинга принесут  успех товару.     

 Являясь инструментом стратегического  планирования, концепция жизненного цикла товара позволяет лучше:    

- осмысливать будущее предприятия;     

- координировать все усилия всех  звеньев предприятия;    

- прояснять цели политики предприятия;     

- лучше подготовиться к неожиданным  изменениям.     

 Планирование будущих стратегий  предприятия в конкурентной среде  может быть очень полезным  для продления жизни товара  и предотвращения падения продаж  и прибыли. Модель жизненного  цикла товара можно привлечь для прогноза развития сбыта. Для этого необходимо проанализировать ряд принципиальных вопросов.     

 Во-первых, важно четко определить, на что должна был, направлена  модель (продукт, класс продуктов,  марка и т.д.). Затем следует  конкретизировать рынок (к примеру, фаза цикла продукта на отечественном рынке может отличаться от фазы на зарубежном рынке). То же относится к различным сегментам рынка.    

Во-вторых, необходимо найти подходящую математическую модель, функцию, лучше всего характеризующую  цикл продукта. Следует учесть не только сбыт продукта, но и развитие сбыта  сравнимых продуктов, типичные жизненные  циклы.     

 В-третьих, модель ЖЦТ применяется, кроме прогноза сбыта, дня определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта. Например, могут использоваться следующие стратегии:    

- выход на рынок - инновации;    

- фаза роста - модификации, улучшение  качества;    

- зрелость модификации, сегментирование  рынка;    

- насыщение - модификации;    

- спад - диверсификации.     

 Модель ЖЦТ может быть полезной  и при планировании производственной программы но избежание неблагоприятной устарелой структуры.     

 Для оценки моделей жизненного  цикла товаров могут быть использованы различные способы измерения продаж :    

Информация о работе Планирование и прогнозирование инновационного цикла