Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:34, реферат
Предметом исследования является управление персоналом как специфическая сфера управления; набор правил, принципов и технологий управления персоналом. В соответствии с объектом и предметом исследования определены цели и задачи:
Показать управление персоналом как специфическую сферу управления; определить функции, методы управления персоналом.
Исследовать персонал в современной организации, основные факторы повышения его роли в современном обществе.
Найти наиболее эффективные технологии управления персоналом в организации.
Введение………………………………………………………………….…2
Глава 1. Карьера: типы, виды, этапы, планирование………………..……….…3
1.1. Типы, виды и этапы карьеры ………………………………………………..3
1.2. Планирование карьеры……………………………………………………..16
Глава 2. Организация карьеры на предприятии…………………….............…21
2.1. Управление карьерой.………………………………………………………22
2.2. Шесть принципов постановки карьерной цели для сотрудника…………23
Заключение………………………………………………………………..25
Список использованной литературы………………………………….…26
Снижение активности – пора достижений и мудрости. Идет резкое приближение пенсии. Человек начинает мириться с ограничением власти и соответствующей ответственности, так как энергия человека снижается.
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе;
интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.6
1.2. Планирование карьеры
Планирование карьеры – одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Эффективные системы управления карьерой должны включать три взаимосвязанные подсистемы: исполнителей, работу и информационное обеспечение управления. Подсистема исполнителей содержит сведения о способностях, интересах и мотивах сотрудников; подсистема работы – всевозможные задания, проекты, индивидуальные роли, исполнение которых необходимо для организации; подсистема информационного обеспечения управления объединяет сведения об исполнителях, работе и принятой практике перемещения сотрудников, назначения их на определенные виды работ и должности. С помощью последней подсистемы достигается наилучшее соответствие запросов исполнителей и характеристик работ.7
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Условия карьеры. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными условиями карьеры, в частности:
высшей точкой карьеры – высшим постом, существующим в конкретной рассматриваемой организации;
длиной карьеры – количеством позиций на пути от первой позиции, занимаемых индивидуумом в организации, до высшей точки;
показателем уровня позиции – отношением числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;
показателем потенциальной мобильности – отношением (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
В
зависимости от объективных условий
внутриорганизационная карьера
может быть перспективной или т
Реализация плана развития карьеры зависит, прежде всего, от самого сотрудника. При этом необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих это возможным:
результаты работы в занимаемой должности. Успешное выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения. Случаи повышения не справляющихся со своими обязанностями сотрудников (даже обладающих огромным потенциалом) крайне редки;
профессиональное и индивидуальное развитие. Сотрудник должен не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального развития, но и демонстрировать вновь приобретенные навыки, знания и опыт;
эффективное
партнерство с руководителем. Реализация
плана развития карьеры в огромной
степени зависит от руководителя,
который формально и
заметное положение в организации. Для продвижения в организационной иерархии необходимо, чтобы руководство знало о существовании сотрудника, его достижениях и возможностях. Заявить о себе можно с помощью профессиональных достижений, удачных выступлений, докладов, отчетов, участия в работе творческих коллективов, массовых мероприятиях. Исключительно важным является в данном случае успешное партнерство с отделом человеческих ресурсов, положительное мнение сотрудников которого о потенциале работника является необходимым условием поступательного развития его карьеры.
Важнейшим компонентом процесса управления развитием карьеры является оценка достигнутого прогресса, в которой участвуют все три стороны: сотрудник, руководитель, отдел человеческих ресурсов. Оценка проводится периодически, как правило, один раз в год (часто вместе с аттестацией сотрудника, хотя в последнее время многие организации стремятся разделить эти события) в ходе встречи сотрудника и руководителя, а затем подтверждается отделом человеческих ресурсов. Оценивается не только прогресс в реализации плана, но и реалистичность самого плана в свете произошедших за минувший год событий, эффективность его поддержки со стороны руководителя и организации в целом. Результатом обсуждения становится скорректированный план развития карьеры.
Управление развитием карьеры является сложным, требующим значительных ресурсов процессом. К сожалению, само по себе наличие этого процесса не гарантирует реализации профессиональных амбиций всем сотрудникам организации. Однако его отсутствие вызывает неудовлетворенность работников, повышенную текучесть кадров, абсентеизм, а так же ограничивает способность организации эффективно заполнять вакантные должности. В то же время практика показывает, что затраты на создание системы развития карьеры оказывают положительное влияние на прогресс организации в длительной перспективе.8
Как
всякий организационный процесс
развитие карьеры нуждается в
оценке эффективности. Поскольку этот
процесс направлен, прежде всего, на
повышение эффективности
1) текучесть персонала (сравнение показателей для сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры, и не участвующих в этом процессе);
2) продвижение в должности (сравнение процентных показателей (отношение получивших повышение сотрудников к общему числу сотрудников в группе) для сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры, и не участвующих в этом процессе)
3) занятие освободившихся должностей ключевыми сотрудниками организации и принятыми со стороны;
4) проведение опросов сотрудников, участвующих в планировании и развитии карьеры.
Системы развития карьеры стали возникать в Соединенных Штатах еще в конце 50–х годов прошлого столетия и широко распространились по миру к началу 80–х, став к этому времени практически обязательным элементом системы управления персоналом. Однако сегодня ученые и руководители начинают задаваться вопросом об эффективности и целесообразности данного способа управления. Такое изменение отношения к развитию карьеры связано, прежде всего, с двумя факторами: увеличением скорости изменения внешней и внутренней организационной среды и изменением отношений между сотрудниками и организацией. Ускорение процесса перемен делает традиционное планирование продвижения по служебной лестнице исключительно сложным процессом, поскольку часто организация не знает, что может произойти с ней через несколько месяцев, не говоря уже о годах. Когда руководство американской многонациональной компании приняло решение о реструктуризации и ликвидации головных офисов четырех своих отделений, сотни руководителей и специалистов с разработанными на несколько лет вперед планами развития карьеры остались за бортом организации или на новых должностях, о которых они и не думали.
С
другой стороны, многие сотрудники не
рассматривают свои отношения с
организацией иначе как временный
союз, продолжающийся ровно столько сколько
это выгодно обеим сторонам. При таком
взгляде сотрудники пытаются планировать
свою карьеру в глобальном масштабе, а
работу в рамках отдельной организации
рассматривают как один из шагов к конечной
цели. Их интерес состоит в повышении профессионального
мастерства, приобретении новых знаний
и навыков, увеличении собственной ценности
на внешнем рынке труда. Естественно, что
долговременное планирование карьеры
внутри организации в таком случае практически
лишено смысла.9
Глава 2. Организация карьеры на предприятии.
В любой организации служба управления персоналом должна иметь определенные документы по организации карьеры:
1. Положение о карьере (регламент процесса управления карьерой: цели и задачи, оценка персонала, порядок подготовки и принятия решений по карьере сотрудника, система общественной документации).
2. Фактические модели карьеры (фотографирование карьеры. Фото – хорошо тем, что может дать представление об осуществлении карьеры).
3. Плановые карьеры – разработки о возможной карьере работника. Возможны должностные перемещения, описание требований формы и методы деловой оценки (знаний, умений, навыков).
Если работник знает, что для него строится карьера, то это будет мотивировать его деятельность.
1. Существует горизонтальное продвижение. В этом случае в организации карьеры работники ищут в основном рост профессионализма и персонального обогащения (знания, деньги, духовная составляющая).
2. Решение
о продвижении, которое принимает работник
и его работодатель. Если работник
стремится к повышению, то, следовательно,
он стремится к повышению ответственности.
Но при повышении ответственности надо
принимать во внимание следующие факторы:
есть у работника компетентность;
есть ли у работника опыт.
Если человек стремится к стабильности, то он должен стремиться к профессионализму.
Изначально
вся организация карьеры
1. Из оценки потенциала сотрудника:
а) оценка текущего вклада работника;
б) возраста сотрудника;
в) стажа;
г) наличия вакантных мест.
2. Из условий оплаты труда и заключения контракта.
3. Из должностных перемещений, которые могут быть:
а) повышением;
б) понижением;
в) выбытием.