Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:37, реферат
Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.
Сравнивая фактически
полученные и требовавшиеся результаты,
руководство имеет возможность
лучше оценить, насколько реалистично
были составлены им планы. Эта процедура
позволяет также получить информацию
о возникших проблемах и сформулировать
новые планы так, чтобы избежать этих проблем
в будущем. Вторая функция заключительного
контроля состоит в том, чтобы способствовать
мотивации.
Если руководство
организации связывает
Предупреждение
возникновения кризисных
Функция контроля
- это такая характеристика управления,
которая позволяет выявить
организации до
того, как эти проблемы перерастут
в кризис. Вот что написано в мудрой китайской
книге «И Цзинь» («Книге перемен») еще
три тысячи лет назад, до того, как возникли
первые идеи науки управления: «Когда
умный человек видит, почему он добился
успеха, он делает так снова. Когда же он
видит свои ошибки, он не повторяет их».
Одна из важнейших причин необходимости
осуществления контроля состоит в том,
что любая организация, безусловно, обязана
обладать способностью вовремя фиксировать
свои ошибки и исправлять их до того, как
они повредят достижению целей организации.
ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ.
В процедуре
контроля есть три четко различимых
этапа: выработка стандартов и критериев,
сопоставление с ними реальных результатов
и принятие необходимых корректирующих
действий. На каждом этапе реализуется
комплекс различных мер.
1. Установление
стандартов. Первый этап процедуры
контроля демонстрирует,
Стандарты - это
конкретные цели, прогресс в отношении
которых поддается изменению. Эти
цели явным образом вырастают из процесса
планирования. Все стандарты, используемые
для контроля, должны быть выбраны из многочисленных
целей и стратегий организации. Цели, которые
могут быть использованы в качестве стандартов
для контроля, отличают две очень важные
особенности.
Они характеризуются
наличием временных рамок, в которых
должна быть выполнена работа, и
конкретного критерия, по отношению
к которому можно оценить степень
выполнения работы. Примеры целей, которые
можно использовать в качестве стандартов
контроля: получить прибыль в размере
1 млн. долл. в 2009г. или уменьшить количество,
воздерживающихся от голосования на 3%.
Конкретный критерий (в данном случае
1 млн. долл.) и определенный период времени
(один год) называются показателями результативности
Показатель результативности точно определяет
то, что должно быть получено для того,
чтобы достичь поставленных целей. Подобные
показатели позволяют руководству сопоставить
реально сделанную работу с запланированной
и ответить на следующие важные вопросы:
«Что мы должны сделать, чтобы достичь
запланированных целей?» и «Что осталось
не сделанным?» Так, например, если руководство
обнаруживает, что за первые полгода прибыль
фирмы составила только 400 тыс. долл., то
оно понимает, что необходимо существенно
поднять производительность, чтобы достичь
намеченной цели: заработать 1 млн. долл.
к концу года.
Относительно
легко установить показатели результативности
для таких величин как прибыль,
объем продаж, стоимость материалов
потому, что они поддаются
Например, повышение
материального уровня, рассматриваемое
в качестве цели, выразить в числовых
показателях очень трудно или
зачастую вообще невозможно.
Невозможно точно
приписать тому или иному уровню морали
численное значение или выразить его через
эквивалентную сумму долларов. Но организации,
работающие эффективно, стремятся обойти
трудности, связанные с выражением целей
в количественном виде, и им это удается.
Так, например, информацию
о духовном уровне и состоянии
работников можно получить посредством
различного рода обследований и опросов.
Более того, некоторые
из этих, явно не поддающихся количественному
измерению величин, можно представить
в численном виде косвенно, измеряя
некоторый показатель.
Малое количество
увольнений, например, обычно является
проявлением удовлетворенности
работой. Таким образом, количество
увольнений может использоваться как
показатель результативности при выработке
стандартов в области удовлетворенности
работой. Например, руководители высшего
звена могут установить в качестве цели
на следующий год уменьшение количества
увольнений с 10 до 6%.
2.Сопоставление
достигнутых результатов с
Второй этап
процесса контроля состоит в сопоставлении
реально достигнутых результатов с установленными
стандартами. На этом этапе Менеджер должен
определить, насколько достигнутые результаты
соответствуют его ожиданиям. При этом
он или она принимают и еще одно очень
важное решение: насколько допустимы или
относительно безопасны обнаруженные
отклонения от стандартов. На этой, второй
стадии процедуры контроля дается оценка,
которая служит основой для решения о
начале действий. Деятельность, осуществляемая
на этой стадии контроля, зачастую является
наиболее заметной частью всей системы
контроля. Эта деятельность заключается
в определении масштаба отклонений, измерении
результатов, передаче информации и ее
оценке.
Руководство высшего
звена устанавливает
МАСШТАБ ДОПУСТИМЫХ
ОТКЛОНЕНИЙ, в пределах которого отклонение
полученных результатов от намеченных
не должно вызывать тревоги. Определение
масштаба допустимых отклонений - вопрос
кардинально важный. Если взят слишком
большой масштаб, то возникающие проблемы
могут приобрести грозные очертания. Но,
если масштаб взят слишком маленьким,
то организация будет реагировать на очень
небольшие отклонения, что весьма разорительно,
и требует много времени. Важная проблема
процесса контроля - выбор критических
точек. Контролем необходимо охватить
все стороны и все звенья функционирования
организации. Однако для этого не требуется
проверять каждого работника. Контролировать
необходимо лишь точки, заслуживающие
особого внимания. В умении выбрать такие
критические точки и состоит искусство
управления. Можно предложить следующую
методику по определению данных критических
точек. Методика предлагает ответы на
следующие вопросы:
- какие показатели
отражают наилучшим образом
- каковы оптимальные
методы оценки серьезных
- каким образом
я получу информацию о том,
кто несет ответственность за
те или иные неполадки;
- для каких
данных сбор информации
При этом встает
вопрос о качестве контрольной информации.
Проверяя полезность информации именно
для контроля следует учитывать несколько
моментов.
Во-первых, информация
должна содержать данные о фактическом
состоянии дел по всем управленческим
параметрам, нормативы, и разность между
двумя этими величинами, по которой, собственно,
и судят о контролируемом процессе.
Во-вторых, различные
уровни управления должны получать сопоставимую
информацию, но неодинаковую по степени
подробности: чем ниже управленческое
звено, тем более подробной должна быть
информация.
В-третьих, необходима
валидная, т.е. достоверная информация.
Лицо, принимающее решение, должно быть
уверено в том, что сведения, на
основе которых будет принято
решение, не искажены.
В-четвертых, должны
быть определены и строго выдержаны интервалы
времени, в течение которых поступают
сведения.
Измерение результатов.
Измерение результатов,
позволяющих установить, насколько
удалось соблюсти установленные
стандарты, - это самый трудный
и самый дорогостоящий элемент
контроля. Для того чтобы быть эффективной,
система измерения должна соответствовать
тому виду деятельности, который
подвергается
контролю. Вначале необходимо выбрать
единицу измерения, причем такую, которую
можно преобразить в те единицы,
в которых выражен стандарт.
Передача и
распространение информации.
Распространение
информации играет ключевую роль в
обеспечении эффективности
Оценка информации
о результатах.
Заключительная
стадия этапа сопоставления заключается
в оценке информации о полученных результатах.
Менеджер должен решить, та ли, что нужно,
информация получена, и важна ли она. Важная
информация - это такая информация, которая
адекватно описывает исследуемое явление
и существенно необходима для принятия
правильного решения.
3. Действия.
После вынесения
оценки процесс контроля переходит
на третий этап. Менеджер должен выбрать
одну из трех линий поведения: ничего
не предпринимать, устранить отклонение
или пересмотреть стандарт.
Ничего не предпринимать.
Основная цель
контроля состоит в том, чтобы
добиться такого положения, при котором
процесс управления организацией действительно
заставлял бы ее функционировать
в соответствии с планом. К счастью,
дела не всегда идут плохо. Если сопоставление
фактических результатов со стандартами
говорит о том, что установленные цели
достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
В управлении нельзя, однако, рассчитывать
на то, что случившееся один раз, повторится
снова. Даже наиболее совершенные методы
должны подвергаться изменениям. Так,
например, если система контроля показала,
что в каком-то элементе организации все
идет хорошо, необходимо продолжать измерять
результаты, повторяя циклы контроля.
Устранить отклонения.
Система контроля,
которая не позволяет устранить
серьезные отклонения прежде, чем
они перерастут в крупные проблемы,
бессмысленна. Естественно, что проводимая
корректировка должна концентрироваться
на устранении настоящей причины
отклонения. В идеале стадия измерений
должна показывать масштаб отклонения
от стандарта и точно указывать его причину.
Это сопряжено с необходимостью эффективной
процедуры принятия решений. Поскольку,
однако, большая часть работы в организации
является результатом объединенных усилий
групп людей, то абсолютно точно определить
корни той или иной проблемы не всегда
представляется возможным. Смысл корректировки
во всех случаях состоит в том, чтобы понять
причины отклонения и добиться возвращения
организации к правильному образу действий.
Пересмотр стандартов.
Не все заметные
отклонения от стандартов следует устранять.
Иногда сами стандарты могут оказаться
нереальными, потому что они основываются
на планах, а планы - это лишь прогнозы
будущего. При пересмотре планов должны
пересматриваться и стандарты.