Понятие и принцип контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:37, реферат

Описание

Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ. 

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления. Поэтому при разработке процедуры  контроля менеджер должен принимать  во внимание поведение людей. Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить их направит свои усилия на достижение целей организации. Возможные негативные последствия. К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знает о том, что процесс контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатами наглядности действия системы контроля. 

ПОВЕДЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ  НА КОНТРОЛЬ. 

Сотрудники организации обычно знают, что для оценки результативности их деятельности руководство применят различные методы контроля. Они знают, что их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и наиболее последовательно выполняет процедуру контроля, послужат со всей очевидностью основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет увидеть от них при проверке, будет чаще всего правдой. Сам факт измерения результатов влияет на поведение людей, работу которых обследуют. Когда начальство измеряет результаты работы подчиненных, оно тем самым включает цепочку познавательных и мотивационных эффектов. Подчиненные стремятся интерпретировать эти измерения как процессы, которые определяют важнейшие аспекты их работы. Они реагируют на это, пытаясь зафиксировать измерения на уровне, который подлежит вознаграждению. В некоторых исследованиях подтверждается тенденция сотрудников всячески подчеркивать работу в тех областях, где проводятся измерения, и пренебрегать той, где подобных измерений не проводится. Такой тип поведения называется поведением, ориентированным на контроль. Необходимо тщательно спроектировать систему контроля с учетом подобных эффектов, иначе она будет направлять сотрудников на то, чтобы хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений, а вовсе не на то, чтобы достичь целей организации. 

Получаемая информация должна быть точной, полной, своевременной, понятной. 

РЕКОМЕНДАЦИИ  НАУКИ О ПОВЕДЕНИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ. 

Устанавливайте  осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками. Люди должны чувствовать, что стандарты, используемые для  оценки их деятельности, действительно  достаточно полно и объективно отражают их работу, Кроме того, они должны понимать, чем и как они помогают своей организации в достижении ее интегральных целей. Если же сотрудники видят, что установленные стандарты контроля не полны и не объективны или же попросту «ловят блох», то они могут игнорировать их и сознательно нарушать или же будут испытывать усталость и разочарование. 

Устанавливайте  двустороннее общение. Если у подчиненного возникают какие-либо проблемы с  системой контроля, то у него должна быть возможность открыто обсудить их, не опасаясь, что руководство обидится на это. Любой руководитель, осуществляющий контроль в организации должен откровенно обсудить со своими подчиненными, какие значения ожидаемых результатов будут применяться в качестве стандартов в каждой области контроля. Подобное общение должно увеличивать вероятность того, что работники точно поймут истинную цель контроля и помогут установить скрытые упущения в системе контроля, не очевидные для ее создателей из высшего руководства фирмы. 

Избегайте чрезмерного  контроля. Руководство не должно перегружать своих подчиненных многочисленными формами контроля, иначе это будет поглощать все их внимание, и приведет к полному беспорядку и краху. 

Устанавливайте  жесткие, но достижимые стандарты. При  разработке мер контроля важно принять  во внимание мотивацию. Четкий и ясный стандарт часто создает мотивацию уже тем, что точно говорит работникам, чего же ждет от них организация. Однако, согласно мотивационной теории ожидания, можно мотивировать людей на работу для достижения только тех целей, которые они склонны считать реальными. Таким образом, если стандарт воспринимается как нереальный или несправедливо высокий, то он может разрушить мотивы работников. 

Вознаграждайте  за достижение стандарта. Если руководство  организации 

хочет, чтобы  сотрудники были мотивированы на полную самоотдачу в интересах организации, оно должно справедливо вознаграждать их за достижение установленных стандартов результативности. Согласно теории ожидания существует четкая взаимосвязь между результативностью и вознаграждением. Если работники не ощущают такой связи или чувствуют, что вознаграждение несправедливо, то их производительность в будущем может упасть. 

ХАРАКТЕРИСТИКИ  ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ. 

Стратегическая  направленность контроля. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их. Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. Если вы хотите сделать контроль эффективным, вы должны тщательно 

следить за тем, чтобы эти самоочевидные средства контроля не заняли более важного места, чем подлинные цели организации. 

Соответствие  делу. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен 

соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать  то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критически важную информацию. 

Своевременность контроля. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность  контроля заключается не в исключительно  высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению. Значение наиболее подходящего временного интервала такого рода определяется с учетом временных рамок основного плана, скоростью измерений и затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов. 

Гибкость контроля. Если нечто непредвиденное можно  спрогнозировать, то контроль становится не нужным. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают, сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля. 

Простота контроля. Как правило, наиболее эффективный  контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых от предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны. Но самое важное состоит в том, что, если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней не понимают и не поддерживают ее, - такая система контроля не может быть эффективной. Избыточная сложность ведет к беспорядку, являющемуся синонимом потери контроля над ситуацией. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее. 

Экономичность контроля. Очень редко стремятся  достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующим усовершенствованием и улучшения на последних этапах требуют непропорционально больших затрат усилий и средств. 

При этом можно  выделить контрольные черты, которым  и должен обладать эффективный контроль. 

1. Стратегическая  направленность контроля. 

Чтобы быть эффективным  контроль должен отражать общие приоритеты организации. 

2. Ориентация  на результаты. 

Конечная цель контроля не в том, чтобы собрать  информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед 

организацией. Контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей в состоянии  сформулировать новые цели, которые  обеспечат ее выживание в будущем. 

3. Соответствие  делу. 

Для того чтобы  быть эффективным, контроль должен соответствовать  контролируемому виду деятельности. 

4. Своевременность  контроля. 

Система эффективного контроля - это система, которая дает нужную информацию нужным людям до того, как разовьется кризис. 

5. Гибкость контроля. 

Контроль должен приспосабливаться к происходящим изменениям. 

6. Простота контроля. 

Контроль должен соответствовать потребностям и  возможностям людей, взаимодействующих  с системой контроля и реализующих ее. 

7. Экономичность  контроля. 

Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает ситуацию, не имеет право на осуществление. 

Особенности контроля. 

1. Контроль может  осуществляться для себя и  для кого-либо. 

Контроль не может оставаться исключительно прерогативой менеджера, назначенного "контролером", и его помощником. "Каждый руководитель независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал. 

2. Контроль должен  проводиться на основе знания  динамики. 

Контроль организации  исполнения управленческих решений - это  система наблюдения, проверки, оценки и коррекции положения дел  на основе разработанных критериев (показателей). Руководителю важно знать динамику ситуационных изменений, что бы вовремя включиться в управление рабочим процессом сверху при повторяющихся сбоях или предупредить подчиненных о надвигающейся угрозе срыва. В то же время управленческий контроль предполагает совместное устранение случайных негативных ситуаций, которые постоянно возникают в работе. 

"Контролируя  организацию и исполнение работ,  руководитель отслеживает прежде  всего, повторяемость сбойных  ситуаций, интенсивность их проявления, их способность увести в сторону рабочий процесс, их нарастающую угрозу. Он выжидает, когда ему лучше всего вмешаться, чтобы 

рабочий процесс  совсем не вышел из-под контроля. Поэтому руководитель каждый раз  определяет для себя определенную критическую  точку: или-или. 

В тоже время  он дает шанс специалисту или менеджеру  самому справиться с ситуацией, помогая  советами. Анализ повторяющихся сбойных  ситуаций показывает, какие ошибки допускает работник. Разбор этих ошибок становится главным в оценке этого  направления работ. Важно только, чтобы 

потери времени, ресурсов и прибыли в дальнейшем были компенсированы: 

тот, кто допускает  ошибки, но анализирует их, становится осторожнее и изворотливее. 

3. Одна из  важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в  первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. 

Это означает не контроль за каждым движением подчиненным, а всесторонняя осведомленность  о текущих делах. 

"Для того  чтобы быть эффективным, контроль  должен быть экономным. 

Преимущества  системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, 

расходуемого  менеджерами и другими работниками  на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля. Любая система сбора и обработки информации относительно дорога. Стоимость проведения измерений зачастую является наиболее крупным элементом затрат во всем процессе контроля. Часто именно этот фактор определяет, а стоит ли вообще осуществлять контроль. Поэтому, в частности, менеджер должен избегать искушения измерить все и как можно точнее. Если проводить измерения подобным образом, то затраты на систему контроля превзойдут возможные доходы от ее применения. 

Информация о работе Понятие и принцип контроля