Понятие и принцип контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:37, реферат

Описание

Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Деловая этика  и менеджмент: современные подходы.

Этика бизнеса  не может сводиться только к набору моральных норм, а должна служить  инструментом для менеджера при принятии решений

Для введения этического фактора в практику управления необходимо использовать разработанные специалистами  стандартные приемы и рекомендации. Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Основа современной деловой этики - социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Этика бизнеса  действует на трех соподчиненных  иерархических уровнях: 

Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих ценностях и  зафиксированы в "Принципах международного бизнеса" - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, акционеров, а также населения в целом); модернизации технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий (взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли). Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к следующим категориям лиц покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства); 

- работникам (достойная  оплата и условия труда, охрана  здоровья и трудоспособности); 

- владельцам  и инвесторам (гарантирование справедливой  прибыли на вложенный капитал,  свободный доступ к информации); 

- поставщикам  (справедливые и честные отношения  с ними, включая ценообразование,  лицензирование, отсутствие принуждения); 

- конкурентам  (взаимное уважение, уважение прав  собственности); 

- местному населению  (соблюдение прав человека) 

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и корпоративным этическим кодексам и правилам. 

Макроуровень (в  масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие  к ним этические постулаты, реализуемые  в отраслевых или национальных кодексах этики бизнеса (например, "Двенадцать принципов ведения дел в России"). 

Микроуровень (в  масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия  и отсутствия дискриминации в  отношениях между поставщиками и  покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. 

Этика и управленческие решения

Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для  всех заинтересованных сторон, практически  не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить  свое решение заинтересованным сторонам, а последним - оценить качество моральных аргументов. Имеются два наиболее распространенных принципа построения этической аргументации - принцип утилитаризма и принцип нравственного императива. Согласно принципу утилитаризма действие считается морально оправданным, если оно приносит или имеет тенденцию принести максимальную пользу максимальному числу лиц. Суммарная польза сопоставляется с объемом причиняемого ущерба, и если он перевешивает, решение является неэтичным. Если же все альтернативные действия причиняют ту или иную степень ущерба, то выбирается "наименьшее зло". 

В соответствии с принципом нравственного императива моральные решения не должны зависеть от конкретного результата (любая  взятка есть зло, обман одного клиента так же аморален, как и многих). Применять же на практике оба эти принципа достаточно сложно. При возникновении конфликта между этическими нормами разных уровней его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Современная этика бизнеса отдает приоритет тем локальным нормам, которые четко формулируются, поскольку в противном случае их трудно использовать для принятия решений. Неоднозначен, в частности, вопрос о занятости женщин на физических работах. В некоторых странах это широко практикуется, в то время как на Западе считается недопустимым корпоративную культуру на необходимом уровне, и это помогает укреплять бизнес. 

Согласно одной  из принятых на Западе моделей этически обоснованных решений принимающие  их менеджеры действуют по следующей  схеме: 

1. Собирают информацию для всестороннего обоснования решения. Если оно затрагивает интересы основных участников бизнеса, менеджеры прогнозируют степень положительного и отрицательного воздействия. 

2. Подбирают  соответствующие этические Гипернормы  и микроформы. Если между ними возникает конфликт, применяется правило приоритетности: доминируют первые, а из вторых предпочтение отдается тем, которые согласуются с первыми, выстраиваются с ними в логический ряд и формулируются четко и понятно 

3. Так, одни  компании соблюдают конфиденциальность переписки служащих по своей электронной почте, ссылаясь на неприкосновенность посланий, другие контролируют ее, мотивируя это своим правом собственности на компьютеры и сохранением служебной информации. Этическим решением является недвусмысленное, четкое и ясное заявление компании о своей политике в отношении использования ее компьютеров служащими (независимо от конкретного содержания такого заявления). 

4. После исключения  неприемлемых вариантов готовятся  два варианта этического обоснования - желательное и минимально приемлемое. 

5. Выясняется, возможно, ли преобразовать (в силу внешнего  давления или производственной  необходимости) минимально приемлемое  этическое обоснование в желательное.     Например, на предприятии имеет  место конфликт двух гипернорм - неприкосновенности частной жизни и моральной ответственности работодателя за жизнь и здоровье занятых. Последняя реализуется через правила техники безопасности, которые, в частности, требуют тестирования сотрудников на употребление наркотиков и алкоголя. Поскольку такие проверки, будучи абсолютно необходимыми, не приносят вреда, они этичны, а неприкосновенность частной жизни отходит на второй план. Однако работодатель несет ответственность за добросовестность тестирования, чтобы исключить увольнения из-за неправильно сделанного анализа. 

6. При недостаточности  этического обоснования принимаемого  решения следует руководствоваться  другими обоснованиями - экономическими, технологическими, социальными. 

Так, сокращение штатов при реконверсии или модернизации производства, если оно диктуется производственной необходимостью, трудно оценивать с моральной точки зрения. Суммарный выигрыш от такого сокращения (экономический, технологический) перевешивает моральные соображения в пользу сохранения рабочих мест. Уволить же недисциплинированных сотрудников, пренебрегающих нормами морали, можно и по одним этическим мотивам. 

Гибкое применение деловой этики позволяет ведущим  западным фирмам максимально использовать потенциал этического фактора, не создавая конфликта с остальными компонентами 

Что касается российских компаний, то еще несколько лет  назад существовала возможность  быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению  льгот, обману вкладчиков, уклонению  от уплаты налогов. Сегодня ситуация меняется, и важным условием быстрого развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм, а также приемов их использования. 

 

3. Задание 

Ситуация 5 

Вам предоставлена  возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Каждый претендент отличается следующими качествами. 

А. Первый стремиться, прежде всего, к тому, что бы наладить доброжелательные товарищеские отношения  в коллективе, создать на работе атмосферу доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно. 

Б. Второй часто  предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая  на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело. 

В. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен  в своих должностных обязанностях, требователен к подчиненным. 

Г. Четвертый  отличается напористостью, личной заинтересованностью  в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремиться довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными. 

Рассмотреть с  позиции руководителя ориентированного на себя. 

Ситуация 6 

Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты  отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником. 

А. Первый быстро соглашается с мнением или  распоряжением начальника, стремиться четко, безоговорочно и в установленные  сроки выполнит все его задания. 

Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него. 

В. Третий обладает богатым профессиональным опытом и  знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает, неуживчив, труден в контакте. 

Г. Четвертый  очень опытный и грамотный  специалист, но всегда стремиться к  самостоятельности и независимости  в работе, не любит когда ему  мешают. 

Рассмотреть с  позиции руководителя ориентированного на себя. 

Ситуация 15 

Вы руководитель производственного коллектива. В  период вечернего дежурства один из ваших рабочих в состоянии  алкогольного опьянения испортил дорогостоящее  оборудование. Другой, пытаясь его  отремонтировать, получил травму. Виновник звонит Вам по телефону и с тревогой спрашивает, что же им теперь делать? 

А. «Действуйте  согласно инструкции. Прочтите ее, она  у меня на столе, и сделайте все  что требуется». 

Б. «Доложите  о случившемся вахтеру. Составьте  акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся». 

В. «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь». 

Г. «В каком состоянии  пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите врача». 

Рассмотреть с  позиции руководителя ориентированного на дело. 

Ситуация 16\ 

Однажды вы оказались  участником дискуссии нескольких руководителей  производства о том, как лучше  обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась  больше всего. Какая? 

А. Первый «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно  подходить к нему индивидуально, учитывая особенности его личности». 

Б. Второй «Все это  мелочи, главное в оценке людей - это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему  положено». 

В. Третий «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться только в том случае, если подчиненные доверят своему руководителю, уважают его». 

Г. Четвертый  «Это правильно, но все же лучшими  стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная  премия». 

Рассмотреть с  позиции руководителя ориентированного на дело. 

Ситуация 14 

Вы работаете  бригадиром уже второй год. Молодой  рабочий обращается к вам с  просьбой отпустить его с работы на 4 дня за свой счет в связи с  бракосочетанием. Почему на четыре? - спрашиваете  Вы. А когда женился Иванов - вы ему разрешили на четыре, - невозмутимо рабочий и подает заявление. Вы подписываете заявления па три дня - согласно действующему положению. Однако, подчиненный выходит на работу через четыре дня. Как Вы поступите? 

Информация о работе Понятие и принцип контроля