Понятие управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании этапов и организации процесса разработки управленческих решений.
Для достижения цели поставлены следующие конкретные задачи:
- раскрыть понятие управленческого решения;
- описать основные этапы процесса разработки управленческих решений;
-раскрыть информационное обеспечение процесса разработки управленче-ских решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………....……..5
2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕ-НИЙ………………...…………………………....………………...10
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений…………...11
2.2. Подготовка к разработке управленческого решения………………13
2.3. Разработка управленческого решения………………………………18
3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………….………21
3.1 Этапы и организация процесса разработки решений…………….....21
3.2. Информационное обеспечение процесса разработки решений……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Курсовой ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ур.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

                                               СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………….3

1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………....……..5

2. РАЗРАБОТКА    И   РЕАЛИЗАЦИЯ   УПРАВЛЕНЧЕСКИХ 

 РЕШЕНИЙ………………...…………………………....………………...10

2.1. Основные  этапы разработки управленческих решений…………...11

2.2. Подготовка  к разработке управленческого  решения………………13

2.3. Разработка  управленческого решения………………………………18

3. ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ 

УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ……………………………….………21

3.1 Этапы  и организация процесса разработки решений…………….....21

3.2. Информационное  обеспечение процесса разработки  решений……25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………30 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Реальные  ситуации, которые складываются в  современной общественно-политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные. Современные руководители должны обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими не только адекватно реагировать на изменения управленческих ситуаций, но и предвидеть их. В этой связи важнейшая роль в процессе управления отводится разработке и реализации обоснованных управленческих решений.

         Процесс разработки управленческих решений — один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела. Изучение этого процесса поможет руководителю, владеющему технологиями выработки, принятия и реализации управленческого решения, осуществить эффективное управление организацией в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке.

    При принятии многих управленческих решений  можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних. Непредсказуемость результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере менеджмента организации, управления персоналом, недостаточность навыков использования методов социально-психологического воздействия, технологии разработки и принятия управленческих решений).

    В управлении решение связывает все  аспекты деятельности менеджера — от формулирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления проблемы и достижения цели. Управленческое решение, включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку задания и огранизационно-практическую работу по его реализации, в конечном итоге определяет эффективность всей системы и процессов менеджмента.

    Цель  работы состоит в исследовании этапов и организации процесса разработки управленческих решений.

    Для достижения цели поставлены следующие  конкретные задачи:

- раскрыть понятие управленческого решения;

- описать  основные этапы процесса разработки управленческих решений;

-раскрыть  информационное обеспечение процесса разработки управленческих решений.

    Предметом исследования является процесс разработки управленческих решений.

      
 

 

     1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ. 

        Особое  место  в  теории  управления  занимает  проблема   руководства.

    Традиционно под  руководством  принято  понимать  отношения,  возникающие  в организации в процессе и по поводу управления.

        Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право решения,  ответственность  и  возможности  контролировать  процессы  и отношения в организации предоставляются  только  одному  должностному  лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее  ответственность,  власть и право контроля. Отношения единоначалия во многом  формируют  иерархическую пирамиду организации.

        Поскольку  вся  власть  и   ответственность  за  функции   контроля   над отношениями  закреплены за одним лицом  (руководителем), а он физически  не  в состоянии  осуществлять  его  в   полном   объёме,   руководитель   вынужден делегировать часть своих полномочий  подчинённым.  Именно  это  и  формирует вертикальные    (линейные)    иерархические     структуры.     Специализация управленческих функций и формы  их  координации  порождают  жёсткий  рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким  образом управленческой иерархии каждый работник имеет  собственного  руководителя  и все,  кроме  рядовых  исполнителей,  имеют  подчинённых.   Отсюда   вытекает специфика  двойственной  формальной  позиции  любого  руководителя,  которая накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.

        Говоря о  проблемах  организации,  невозможно  обойти  вниманием   такую важную проблему, как принятие  управленческих решений.

        Она занимает одно из центральных мест в социологии организации.  Считая организацию инструментом  управления,  многие  социологи и специалисты  по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают  её  деятельность  в первую  очередь  с  подготовкой  и   реализацией   управленческих   решений. Эффективность управления во  многом  обусловлена  качеством  таких  решений. Интерес  социологов  к  этой  проблеме  обусловлен  тем,  что   в   решениях фиксируется вся совокупность  отношений,  возникающих  в процессе  трудовой деятельности  и  управления  организацией.  Через  них  преломляются   цели, интересы, связи и нормы.

        Характеризуя полный  цикл  управленческой  деятельности,  состоящий  из планирования,   организации,   координации,   контроля    и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном  счете,  представлен в виде двух элементов управления: выработки и  осуществления  управленческих решений.  Именно  поэтому  решения  –  центральный  элемент   управления   и организации.

        Принятие  решения   представляет  собой   сознательный   выбор    среди имеющихся  вариантов или   альтернатив  направления   действий,  сокращающих разрыв между настоящим  и  будущим  желаемым состоянием  организации. 1 Таким образом, данный процесс включает  в  себя  много  различных  элементов,  но непременно  в  нем  присутствуют  такие  элементы,   как   проблемы,   цели, альтернативы и решения.

        В социологической литературе  существуют разнообразные точки   зрения  на то,  какие   решения,   принимаемые   человеком   в   организации,   считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например,  решение о поступлении человека на  работу,  решение  об  увольнении  с  неё  и  т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить  лишь  те  решения,  которые   затрагивают   отношения   в организации.

         Каждому из нас ежедневно приходится  десятки раз что-то выбирать (не  всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество:

    выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню, выбор  наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д.

         Любому поступку индивида или  действию коллектива предшествует  предварительно принятое решение.  Решения являются универсальной  формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

         Что же отличает управленческие (организационные) решения?

         • Цели. Субъект управления (будь  то индивид или группа) принимает  решение исходя не из своих  собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.

         • Последствия. Частный выбор  индивида сказывается на его  собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

         • Разделение труда. Если в  частной жизни человек, принимая  решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

         • Профессионализм. В частной  жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

         Таким образом, управленческое  решение – это выбор оптимальной  альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды организации и направленный на достижение целей организации. 2

        Управленческие решения, таким  образом, всегда связаны с   изменениями  в организации,  их  инициатором  обычно   выступает   должностное   лицо   или соответствующий  орган,  несущий  полную  ответственность   за   последствия контролируемых  или  реализуемых  решений.  Границы  компетенции,  в  рамках которой он принимает решение,  чётко  обозначены  в  требованиях  формальной структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения,  значительно больше числа лиц, облеченных властью.

        Управленческое решение – это  творческий акт, направленный  на устранение проблем, которые возникли  на  субъекте  управления  (организация,  фирма  и т.д.). Описать математическим  языком  творческий  процесс невозможно.  Но основные принципы технологии принятия решения уже давно разработаны.  Данный процесс лежит в основе планирования деятельности  организации.  План  -  это набор решений по размещению ресурсов  и  направлению  их  использования  для достижения организационных целей.

        Подготовка управленческих решений  в  современных  организациях  нередко отделена от функции  их принятия и предусматривает  работу  целого  коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило,  является функцией штабных служб.

        Процесс осуществления решения  связан с реализацией специального  плана, который  представляет  собой  совокупность  мероприятий,   направленных   на достижение  целей  и  сроков  их  реализации.  Разработка  такого  плана   – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления.  Однако  сегодня  к его разработке  привлекаются  те,  кто  будет  его  реализовывать,  то  есть непосредственные исполнители.

        В литературе классификации управленческих  решений  строятся  по  самым разным основаниям. Одной  из  оправданных  с  социологической  точки  зрения представляется классификация А. И.  Пригожина:  она  учитывает  меру  вклада субъекта решения в  организационные  преобразования.  Согласно  автору,  все управленческие решения в организации могут быть разделены на:

            . жёстко обусловленные (детерминированные);

            . слабо зависящие от субъекта  решения.

        К первым обычно относят либо  так называемое стандартизированное решение (обусловленные  принятыми  выше  предписаниями   и   распоряжениями),   либо вторично  обусловленные  распоряжением  вышестоящей  организации.  Это  тип решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Информация о работе Понятие управленческих решений