Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:20, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании этапов и организации процесса разработки управленческих решений.
Для достижения цели поставлены следующие конкретные задачи:
- раскрыть понятие управленческого решения;
- описать основные этапы процесса разработки управленческих решений;
-раскрыть информационное обеспечение процесса разработки управленче-ских решений.
ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………....……..5
2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕ-НИЙ………………...…………………………....………………...10
2.1. Основные этапы разработки управленческих решений…………...11
2.2. Подготовка к разработке управленческого решения………………13
2.3. Разработка управленческого решения………………………………18
3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ……………………………….………21
3.1 Этапы и организация процесса разработки решений…………….....21
3.2. Информационное обеспечение процесса разработки решений……25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………29
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………30
Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий
На
этом этапе выработки
Если отобранные ранее основные альтернативные варианты управленческих воздействий нуждаются для адекватной сравнительной оценки в более глубокой проработке, то она должна быть осуществлена.
К этому моменту должна также быть сформирована оценочная система, включающая основные факторы (частные критерии), влияющие на развитие ситуации принятия решения, оценку их сравнительной важности, шкалы для определения значений факторов при сравнительной оценке основных альтернативных вариантов управляющих воздействий.
Экспертизы по сравнительной оценке альтернативных вариантов управляющих воздействий должны, с одной стороны, дать оценку реализуемости рассматриваемых воздействий и достижения с их помощью поставленных целей, а с другой — позволить проранжировать их с использованием сформированной оценочной системы в соответствии с различным уровнем ожидаемого достижения цели, необходимыми затратами ресурсов и наиболее вероятными сценариям развития ситуации.
При сравнительной оценке альтернативных вариантов управленческих воздействий наряду с многокритериальными экспертными оценками могут использоваться и их оценки в целом.
Более
адекватная оценка альтернативных вариантов
управляющих воздействий может быть получена
при использовании методов коллективного
экспертного оценивания.
3.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ.
3.1 Этапы и организация процесса разработки решений.
В понятие "технология принятия решения "входят следующие элементы:
• для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
• что именно (количество и качество объекта);
• с какими затратами (ресурсы);
• как (по какой технологии);
• кому (исполнители);
• когда (сроки);
• для кого (потребители);
• где (место);
• что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект)?
Если вы ответили на все вопросы, дав их количественную оценку, и увязали элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия решения. При этом обязательно нужно учесть требования и применить методы, рассмотренные ранее.
Технология — это совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входа системы в товар и другие компоненты ее выхода. 5
Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать, каким способом. Применительно к системе разработки управленческого решения на входе этой системы будут:
• совокупность научных подходов;
• методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения; '
• требования к качеству решений;
• информация, характеризующая необходимые для принятия решения особенности проекта, внешней среды и другие данные. На выходе системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям входа.
Процесс разработки управленческого решения является содержанием "черного ящика" — системы разработки решения. К процессу предъявляются следующие требования:
• качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, принимающих решения (ЛПР), качеством технических средств для принятия решений, должно быть не ниже качества входа системы;
• организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, специализации;
• длительность и стоимость процесса разработки управленческого решения должны быть минимальными, при условии соответствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.
Организация процесса разработки управленческого решения. Это увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработке решения, контролю и координации его выполнения. Этот комплекс работ охватывает такие аспекты, как:
•
мысленное представление
• формулирование требований к качеству решений;
• определение количества и структуры этапов и операций процесса разработки решений;
• разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;
• анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внешней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого решения и его экономическое обоснование;
• организация выполнения решения.
Процесс познания можно представить как совокупность следующих аспектов*.
1. Мысль идет от явления к сущности, от сущности первого рода к сущности второго рода и т. д.
2. На каждом уровне познания используется система понятий, сложность которых возрастает с повышением уровня.
3. На высоких уровнях познания понятия переходят в категории.
4.
Высокие категории познания
5. Понятия и категории — это динамичные, дополняющиеся и взаимопереходящие друг в друга представления, обладающие способностью к бесконечному развитию.
6. Понятийный аппарат, искусство оперировать им образуют основу процесса мышления, основу профессионального поведения человека. Чем выше уровень умения оперировать профессиональными понятиями, находить между ними связи и зависимости, тем больше шансов на успех в любой сфере деятельности.
Процесс познания категории "управленческое решение" заканчивается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения.
Повторим эти вопросы: для чего делать, что именно, как, кому, с какими затратами, в каком количестве, в какие сроки, где, кому и когда поставлять, по какой цене, что это даст инвестору и обществу в целом?
Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В теме 1 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающих параметры качества, условия обеспечения качества и восемь факторов сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, условия и факторы отнесены к наиболее качественному и соответственно капиталоемкому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми. 6
Выделим следующие этапы и операции процесса принятия решения:
1)
выявление управленческой
2)
предварительная постановка
3) сбор необходимой информации;
4) анализ информации;
5) определение исходных характеристик проблемы с учетом накладываемых ограничений;
6) уточнение целей и критериев управления, окончательная их формулировка;
7)
обоснование и построение
8)
разработка альтернативных
9) выбор метода решения;
10)
экономическое обоснование
11)
согласование решениях
12)
окончательное оформление и
13)
организация выполнения
14) контроль выполнения решения;
15)
стимулирование повышения
16)
установление обратной связи
с лицом, принимающим решение,
и (при необходимости)
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап "Выявление управленческой проблемы" требует выполнения следующих операций.
1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
1.2.
Сравнение эффективности
1.3.
Определение расхождения
1.4.
Анализ литературных
1.5.
Анализ организационно-
1.6.
Формирование направлений
Процесс разработки управленческого решения относится к разряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично производственным процессам на основные, вспомогательные и обслуживающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, информация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогательным — все те, которые создают нормальные условия для протекания основных и обслуживающих процессов: изготовление, приобретение или ремонт средств технического оснащения и т. п.
Проектирование процессов осуществляется на основе анализа и разработки мер по углублению межпроизводственной, внутрипроизводственной, технологической и функциональной специализации. Факторами углубления специализации являются унификация, типизация и стандартизация операций, процедур, методов, информации и других элементов систем управления.
3.2. Информационное обеспечение процесса разработки решений
Информационное обеспечение — одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие "коммуникация". Поэтому сначала рассмотрим данное понятие. 7
Коммуникация. Это обмен информацией, на основе которого руководство получает данные, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если допустить небрежность, смысл может быть утрачен. Руководитель тратит на коммуникацию 50—90% всего времени. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет собой одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента: 1) отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; 2) сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов; 3) канал —средство передачи информации; 4) получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. Выделяют следующие взаимосвязанные этапы: а) зарождение идеи; б) кодирование и выбор канала; в) передача; г) декодирование.