Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 16:35, курс лекций
Управлением называется воздействие управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления) направленное либо:
1. сохранение основных качеств системы (т.е. совокупности свойств, утеря которых ведет к разрушению системы);
2. на выполнение (в условиях изменения среды) некоторой программы действий управляемой системы;
3. либо на достижение определенной цели (целей).
Понятие управления
Управлением называется воздействие управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления) направленное либо:
Схема
системы управления (см. рис. 2.3.)
Рис. 2.3. Система управления
Понятие организации как объекта.
В этом понимании организация - это вид производственной системы: предприятие, учреждение, объединение, фирма и т.д.
Создание производственной организации обусловлено человеческой потребностью в кооперации усилий. Люди имеют определенные потребности и цели, однако они имеют ряд физических, биологических, социально-психологических ограничений для достижения целей и вынуждены объединить свои усилия. Однако это объединение не простое, оно становится организацией, после того как использован основной источник эффективности деятельности (экономии расходов) - разделение труда. Таким образом, организации как объекту управления можно дать следующее определение: это структура ролей (Саулин А.Д.).
Существуют и другие определения организации как объекта.
Смирнов Э.А. – это объединение элементов для реализации программы или достижения цели, действующее на основании определенных правил и процедур.
Мильнер Б.З. – объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.
Мескон, Альберт, Хедоури – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Т.е. некая группа людей должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией:
Формальные и неформальные организации:
Организация как объект – это структура ролей. Причем если это сознательно формализованная структура, то она отражает распределение административных ролей (начальник, подчиненный, бухгалтер, снабженец). Если же речь идет о неформальной структуре, то она показывает распределение психологических ролей (лидер, исполнитель, генератор идей). Таким образом, работник в организации играет две роли - административную и социально-психологическую. Такое разделение предопределяется двумя сторонами организации -формальной и неформальной, которые выделял Ч.Барнард в своей теории социальных систем. Формальная и неформальная организации - это не виды организации, а ее аспекты.
Формальная организация - это официально установленное и зафиксированное строение системы и порядок функционирования элементов. Фиксация осуществляется в организационных документах. Суть формальной организации заключается в наличии и осознании общей цели у индивидов, которые могут и хотят ее реализовывать совместно. При этой реализации они договариваются об определенном распределении полномочий и обязанностей. Уровень формализации организации определяется четкостью разграничения полномочий и обязанностей. Эти границы официально устанавливают степени свободы для каждого участника организации.
Неформальная организация - это любая совместная деятельность индивидов, в которой отсутствует осознанная общая цель. Хотя эта деятельность и может приводить к общим результатам. Таким образом, в отличие от формальной организации неформальная организация не закреплена в каких-либо организационных документах. Причина возникновения неформальной организации заключается в недостатке формализации ролей (в нечетком распределении прав и обязанностей) и необходимости налаживания межличностных связей между участниками организации при исполнении их формальных ролей. В рамках этих связей выявляется мотивация участников организации. Работники вступают в неформальные группы, поскольку хотят принадлежать данной социальной группе, в поисках защиты и общения, просто из симпатии к тем или иным людям. Неформальная организация осуществляет социальный контроль над деятельностью предприятия (через социальные нормы), выдвигает своих неформальных лидеров и даже может сопротивляться переменам.
Исходя из сравнения формальной и неформальной организации, можно сделать вывод, что вопрос разделения формальной и неформальной организации - это вопрос разделения двух подходов в процессе организации: организационно-технического и социально-психологического. В рамках первого осуществляется управление созданием формальной организации (классическая школа). В рамках второго руководители могут влиять на формирование и развитие неформальной организации, роль которой для эффективности организации (в частности, при профилактике конфликтов) была отмечена в различных научных трудах по организации управления (доктрина человеческих отношений, бихевиоризм).
Существует ряд требований для того, чтобы формальная организация была эффективной:
- учет объективных закономерностей и возможностей (ограничений по ресурсам, условий внешней среды);
- закрепление рационального распределения ролей с полным и четким описанием прав и обязанностей;
- непротиворечивость
распределения ролей в
- однозначность восприятия ролей.
С другой стороны, сформулирован ряд требований и к неформальной организации, которая зачастую играет деструктивную роль (распространение ложных слухов, принятие негативных социальных норм):
- признание существования неформальной организации наряду с формальной;
- выявление неформальных лидеров и их интересов и мотивов;
- учет возможных отрицательных последствий для неформальных организаций при принятии решений;
- привлечение ведущих членов неформальной организации к принятию решений;
- оперативное
распространение точной
Системный подход к определению сущности организации.
Преобладающей методологией исследования объектов до 20 века был анализ, основанный на расщеплении объекта вплоть до простейших элементов, на подробном их изучении и описании. Анализ (от греч. analysis – разложение) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы. Этот подход приемлем и сейчас, но для простых систем. Однако, исследование сложных и сверхсложных систем при помощи анализа затруднено. Сложность объекта определяется количеством элементов и связей, которые влияют на разнообразие состояния системы (автомобиль, самолет и т.д.).
Причины, по которым метод анализа не может быть использован при исследовании сверхсложных систем:
- невозможно подробно описать все элементы и связи сложных систем;
- потери системных свойств целого, которыми не обладает элементы системы.
Сверхсложные системы можно изучать только с помощью системного подхода.
Существует
много определений системы
- система (от греч. systema – целое, составленное из частей, соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство;
- система
– множество динамически
- система
– множество динамически
Система – это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части.
Элемент системы – это неделимая в рамках данной системы, обособленная ее часть со своими специфическими чертами, свойствами и назначением. Элементы считаются взаимосвязанными, если они накладывают взаимные ограничения на поведение (функционирование, изменение) друг друга.
Все, что не входит в систему, является для нее внешней средой. Любая обособленная часть системы составляет ее подсистему. Система является развивающимся объектом. Она возникает, развивается во времени, пространстве, мыслительном процессе, разрушается и перестает существовать. Любое выделение системы из внешней среды и подсистемы в системе не единственно и зависит от цели исследования и от многообразия свойств элементов и их взаимосвязей.
В соответствии с введенным определением системой могут быть объекты самой разнообразной материальной и нематериальной природы, обладающие определенной целостностью (взаимосвязанностью элементов).
Системный подход в самом простом виде – это признание того, что объектом исследования является система. В этом случае организация как объект управления – это система, состоящая из элементов, имеющих общую цель.
Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации.
Элементы
внутренней и внешней среды организации
представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1.
Организация как открытая система
Приростный и предпринимательский стили поведения
В виду того, что
социальные изменения неизбежны, организациям
не удаётся исключить их полностью.
При приростном стиле реакция
на изменения происходит постфактум:
действие предпринимается, когда необходимость
изменений стала явной и
Приростное поведение
демонстрируют как
Предпринимательское поведение встречается гораздо реже, чем приростное. В бесприбыльных организациях оно обычно имеет место, когда организация только создана и ранний период её развития посвящён определению задач и созданию административной структуры. После начального периода организация постепенно переходит к приростному образу действий. Предпринимательское поведение в такой организации не встречается, кроме как в условиях острого кризиса, вызванного глубокой эрозией её социального значения.
Тот факт, что в течение 170 лет промышленной истории рождения и смерти частных фирм случались гораздо чаще, чем предприятий в общественном секторе (с единственным исключением периодов двух мировых войн, когда наблюдалась противоположная картина), является одной из причин, почему предпринимательское поведение обычно приписывается частной фирме.