Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:38, курсовая работа
В соответствии с этим, главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Аникс».
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
- исследование теоретических и методологических основ конкуренции
- анализ деятельности магазина «Аникс» и его конкурентов
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;
Введение 3
1.Теоретические основы конкуренции 5
1.1 Понятие конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы. 5
1.2 Формы конкурентной борьбы 9
1.3 Сравнительный анализ преимуществ ценовой и неценовой конкуренции. 13
2. Анализ ценовой и неценовой конкуренции предприятия ООО ТС «Аникс» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ конкуренции предприятия 23
2.3 Изучение ценовой политики конкурентов предприятия 27
3. Повышение конкурентоспособности ТС ООО «Аникс» 35
Заключение 40
Библиографический список 42
Как показано на рис.2, конкурентный анализ включает выявление основных конкурентов, оценку их целей, стратегий, сильных и слабых сторон и выбор собственной модели поведения. [4]
Рис.2.- Этапы анализа конкурентов.
Количество предприятий торгующие продовольственными товарами в селе Усть-Пристань насчитывается 38 шт. Основными конкурентами ООО «Аникс» являются магазины, которые продают продукты питания и находятся в радиусе 1 км от данного предприятия. Это СПО Магазин № 5, ИП Комарова В.А., СПО Магазин №1, ООО «Продмаг», РПО «Грезы», СПО Магазин №6, КФХ «Молочный». Также конкурентом является магазин РПО «24 часа», он находится на расстоянии более 1 км, но так как режим работы круглосуточный, то он имеет хорошую рентабельность и хорошую репутацию среди потребителей.
Магазины сельского потребительского общества имеет популярность среди покупателей в связи с длительным нахождении на рынке, цены на товары – выше среднерыночных. В состав СПО входит кондитерская, поэтому ассортимент кондитерских изделий в этих магазинах представлен собственной продукцией, которая имеет высокий спрос.
ООО «Продмаг» также как и СПО длительное время на данном рынке, к тому же данный магазин считается «социальным», так как предоставляет скидки на основные продукты питания пенсионерам и участникам ВОВ. Таким образом, основной их целевой аудиторией являются пенсионеры.
Магазин ИП Комарова В.А. имеет удобное месторасположение, цены на товары меньше рыночных, но торговая площадь небольшая, поэтому часто возникают очереди.
РПО «Грезы» - это кафе, но является одним из основных конкурентов Аникса. Так как в обеденное время большое количество потенциальных покупателей его посещают.
КФХ «Молочный» - магазин
популярен широким ассортименто
Кроме ценовой конкуренции
присуща борьба между конкурентами,
которая не связана с ценой. Здесь
особое значение приобретают такие
факторы как использование
На основании собранной информации определяем неценовые и ценовые преимущества конкурентов, данные анализа представлены в виде таблице 3
Таким образом, у каждого конкурирующего магазина имеются свои преимущества и недостатки, значимость которых для каждого потребителя разная. Магазином «Аникс» были проведены маркетинговые исследования о важности каждого показателя для покупателей. На выходе из магазина им предлагалось заполнить анкету (Приложение 1), было опрошено 500 покупателей, результаты исследования представлены на рис.3
Таблица 3. Анализ неценовой конкуренции
Конкурент |
Сильныее стороны |
Слабые стороны |
СПО Магазин № 5 |
Хорошая репутация на рынке Удобное местоположение Наличие в составе предприятия кондитерской |
Цены на товары выше среднерыночных |
ИП Комарова В.А. |
Низкие цены Удобное местоположение |
Небольшая торговая площадь Узкий ассортимент |
СПО Магазин №1 |
Магазин самообслуживания Хорошая репутация на рынке Наличие в составе предприятия кондитерской |
Цены на товары выше среднерыночных |
ООО «Продмаг» |
Долго времени находятся на рынке Скидки пенсионерам и |
Неприветливый персонал Не соблюдается товарное соседство Плохая освещенность торговой площади |
РПО «Грезы» |
Режим работы с 9.00-2.00 Собственное производство кулинарных изделий Доставка продуктов в |
Небольшой ассортимент продовольственных товаров Цены на продукты питания выше среднерыночных |
СПО Магазин №6 |
Кондитерская СПО расположена в данном магазине, что способствует большому ассортименту кондитерских изделий высокого качества |
Отдаленность от социально значимых организаций |
КФХ «Молочный». |
Большой ассортимент молочных продуктов |
Узкоспециализированный магазин Отдаленность от социально значимых организаций |
РПО «24 часа» |
Единственный круглосуточный магазин в селе Квалифицированный персонал В районе 500 м нет продовольственных магазинов |
Отдаленность от социально значимых организаций |
Рис.3 - Данные о степени важности критериев для потребителей
Можно сделать вывод, что цена является значимым фактором для мотивации потребителей. Но также большое влияние на выбор потребителей оказывают ассортимент, квалификация работников и режим работы.
Для оценки магазина «Аникс» среди конкурирующих фирм необходимо провести сравнительный анализ ценовой и неценовой конкуренции среди розничных предприятий на рынке Усть-Пристане, торгующих продуктами питания. Объектом анализа была выбрана плодоовощная продукция, так как она занимает максимальную долю в товарообороте магазина (14,92 %), данные о структуре товарооборота представлены в Приложении 2.
Так как цена для потребителей один из значимых факторов, влияющих на их выбор, то сначала сравним цену товаров данной группы товаров, среди конкурентов предприятия (Таблица 4). В связи с широким ассортиментом предприятия рассмотрим из данной группы свежие фрукты и овощи. Из данных видно, что ценовая политика магазина «Аникс» направлена на снижение цен, тем самым привлекая основную долю потребителей местного рынка. Кроме этого «Аникс» систематически проводит акции на разные группы товаров, делая на них скидки от 20 до 50 %, они проходят со среды до субботы, в остальные дни они не действуют. Перечень товаров, на которые распространяются данные скидки обновляются еженедельно.
Таблица 4. Сравнительный анализ предприятий по цене (декабрь 2010г)
№ п/п |
Наименование товара |
Цена | ||||||||
Аникс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | ||
1 |
Апельсины |
39,9 |
60 |
48 |
60 |
58 |
71 |
60 |
- |
62 |
2 |
Бананы |
44,9 |
52 |
43 |
52 |
47 |
60 |
52 |
- |
48 |
3 |
Виноград Дамские Пальчики |
71,9 |
110 |
88 |
110 |
- |
- |
110 |
- |
90 |
4 |
Виноград красный |
124,6 |
110 |
- |
110 |
- |
- |
110 |
- |
- |
5 |
Грейпфрут |
76,9 |
85 |
- |
85 |
- |
- |
85 |
- |
80 |
6 |
Груша Конференция |
89,9 |
91 |
78 |
91 |
75 |
100 |
91 |
- |
90 |
7 |
Капуста |
13,9 |
24 |
17 |
24 |
19 |
- |
24 |
- |
15 |
8 |
Лимон |
69,92 |
75 |
56 |
75 |
54 |
90 |
75 |
- |
71 |
9 |
Лук в сетке |
21,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
Лук зеленый 100 г |
21,5 |
27,5 |
19 |
27,5 |
- |
27,5 |
- |
21 | |
11 |
Лук фасованный |
21,9 |
23 |
21 |
23 |
27 |
- |
23 |
- |
25 |
12 |
Мандарины (Морокко) |
88,9 |
115 |
78 |
115 |
92 |
120 |
115 |
- |
99 |
13 |
Помело |
61,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
14 |
Помидоры |
89,9 |
102 |
92 |
102 |
113 |
120 |
102 |
- |
110 |
15 |
Укроп 20 г |
12,3 |
17 |
15 |
17 |
- |
- |
17 |
- |
14 |
16 |
Хурма |
40,7 |
54 |
- |
54 |
47 |
60 |
54 |
- |
55 |
17 |
Чеснок |
109,9 |
110 |
120 |
110 |
100 |
- |
110 |
- |
110 |
18 |
Яблоки белый налив |
62,9 |
70 |
56 |
70 |
- |
- |
70 |
- |
70 |
19 |
Яблоки Глостер |
58,7 |
65 |
- |
65 |
71 |
100 |
65 |
- |
70 |
20 |
Яблоки Гренни (Франция) |
84,9 |
- |
- |
- |
85 |
- |
- |
- |
70 |
21 |
Яблоки Джонагоред |
75,9 |
70 |
77 |
70 |
85 |
- |
70 |
- |
70 |
22 |
Яблоки Фу-Ши |
64,9 |
65 |
58 |
65 |
71 |
100 |
65 |
- |
70 |
1 – СПО Магазин №5,
2 - ИП Комарова В.А.
3 – СПО Магазин №1
4 - ООО « Продмаг»
5 – РПО « Грезы»
6 – СПО Магазин № 6
7 – КФХ « Молочный»
8 – РПО «24 часа»
Для выявления сильных и слабых сторон, отличительных особенностей, для определения использует ли компания внутренние сильные стороны в своей стратегии, являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции необходимо провести SWOT-анализ. Наиболее значимые сильные и слабые стороны, возможности и угрозы перечислены в табл.5
Таблица 5. Матрица базового SWOT анализа
Сильные стороны |
Возможности |
1. Широкий ассортимент и большое количество товаров высокой категории качества в ассортиментном ряду. |
1. Стабилизация экономической |
2. Известность торговой марки |
2. Ненасыщенный российский рынок представляет практически неограниченные возможности для роста. |
3. Разработанная система обучения сотрудников |
3. Тенденция отрасли к |
4. Традиции высокого качества обслуживания и гостеприимства |
4. Увеличение платы аренды торговых площадей, предоставляющих индивидуальным предприятиям |
5. Налаженные партнерские отношения с поставшиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях |
|
Слабые стороны |
Угрозы |
1.Опыт работы компании – |
1. Высокая подверженность |
2.Слабые инвестирования в |
2. Низкие барьеры входа новых компаний на рынок |
3.Отсутствие рекламы |
3. Некоторые конкурирующие |
4. Хищения персонала, |
Необходимо найти формы
сочетания позиций списков
Таблица 6. SWOT Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон.
Описание |
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||||||||
Низкий уровень цен |
Широкий ассортимент |
Известность торговой марки |
Высокий уровень обслуживания |
Налаженные отнощения с поставщиками |
Обучение сотрудников |
Небольшой опыт коммании на данном рынке |
Небольшое инвестирование в маркетнг |
Отсутствие рекламы | ||
Возможности |
Рост рынка |
Привлечение потребителей с низким доходом |
Рост за счет положит. имиджа |
Завоевание новых потребителей |
Размещение рекламы | |||||
Укрупнение магазина |
Широкий ассорт-т дает возможность увеличивать торг.площади |
Стабильные поставки на льгот.условиях способствуют развитию |
Увеличение торговых площадей |
|||||||
Угрозы |
Новые конкуренты |
Конкурентам сложнее проникнуть на новый рынок |
Менее опасны при широком ассортименте |
Менее опасны при хорошей репутации |
Проведение маркетинговых исследований |
Размещение рекламы | ||||
Нестабильность в экономике |
При эк.кризисе цена
еще более значима для |
В условиях дефицитности товаров становится устойчивым преимуществом |
||||||||
Хищения персонала |
Развитие мотивации у сотрудников |
Информация о работе Повышение конкурентоспособности ТС ООО «Аникс»