Правовые основы аутсорсинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:07, курсовая работа

Описание

в данной работе проведен анализ аутсорсинга как экономического явления в России. Курсовую можно использовать в качестве дополнительного материала по предмету курсу «Развитие трудового законодательства и его влияние на управление персоналом».

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие «аутсорсинг………………………………………6- 24
1.1 Современное понимание содержания понятия «аутсорсинг»………6
1.2 Виды, формы и сферы применения аутсорсинга в России……………7
1.3. Преимущества и недостатки аутсорсинга…………………………….21
Выводы по главе 1.…………………………………………………26
Глава 2.Правовые основы аутсорсинга. Основные понятия и характеристики……………27-35
2.1 Правовые основы аутсорсинга…………………………………………27
2.2 Договор аутсорсинга, его юридические аспекты и рекомендации по составлению…31
Выводы по главе 2…………………………………………………………34
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

НИР.docx

— 72.11 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1.Понятие  «аутсорсинг…………………………………………………...6- 24

1.1 Современное понимание  содержания понятия «аутсорсинг»………6

          1.2  Виды, формы и сферы применения аутсорсинга в России……………7

1.2. Преимущества и недостатки аутсорсинга…………………………….21

Выводы по главе 1.………………………………………………………...26

Глава 2.Правовые основы аутсорсинга. Основные понятия и характеристики………………………………………………………………27-35

2.1 Правовые основы аутсорсинга…………………………………………27

2.2 Договор аутсорсинга, его юридические аспекты и рекомендации по составлению……………………………………………………………..…………31

Выводы по главе 2…………………………………………………………34

Заключение…………………………………………………………………35

Список литературы………………………………………………………… 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 В настоящее время аутсорсинг становится всё более популярным экономическим явлением в России. Некоторые организации воспринимают аутсорсинг, как одну из наиболее современных и успешных бизнес - моделей, позволяющих добиться реальных конкурентных преимуществ. И передают сторонним фирмам некоторые бизнес-функции  или часть бизнес-процесса компании. Другие же, напротив боятся рисков. Особенно при пользовании этой услугой в России.   

 На Западе понятие «аутсорсинг» вошло в практику в конце 80-х гг. XX века. По одной из версий, первым опытом аутсорсинга стали услуги американских и английских юридических фирм, в рамках которых решение юридических вопросов передавалось высококвалифицированным и опытным специалистам (например, разрешение деловых споров в судебном порядке). Но в дальнейшем спектр услуг расширился за счет внедрения практики бизнес -консультирования.

 Российский рынок аутсорсинга начал формироваться не так давно, и его медленное развитие во многом обусловлено отсутствием легального определения аутсорсинга и законодательного обеспечения подобных отношений. На Западе аутсорсинг имеет довольно долгую и вполне успешную практику. Большое внимание западными учеными уделяется и теории аутсорсинга. Среди них такие авторы, как: Жан-Луи Бравар и Роберт Морган, Стюарт Клементс, Майкл Доннеллан и Седрик Рид. В настоящее время изучением аутсорсинга занимаются  не только западные, но и отечественные авторы. Это Б.А.Аникин, И.Л.Рудая, Д.В. Михайлов, Е. Аксенов и И. Альтшулер. Так же, проблеме аутсорсинга уделили внимание. С. Ефимова, Т. Пешкова, Н. Коник, и С. Рытик в  книге «Управление персоналом», говоря о научных работах в сфере правовых основ аутсорсинга, важно отметить труд В.И. Кожушко. Как мы видим, к настоящему времени, российскими учеными был написан ни один труд в области изучения аутсорсинга, что ещё раз подчеркивает актуальность исследований в этой области, т.к. по нашему мнению, практика развития аутсорсинга в России не возможна в отрыве от развития теории в сфере аутсорсинга. [1]

 Компании, предоставляющие услуги в сфере аутсорсинга, позиционируют себя, как «внешнего исполнителя», который обеспечивает экономию средств и времени компании-заказчика, а так же, эффективный результат работы. Но не стоит забывать о том,  что аутсорсинг является относительно новой услугой на нашем рынке, и её возможности и правовые последствия изучены ещё недостаточно хорошо как самими потребителями и поставщиками аутсорсинговых услуг, так и государственными органами и судебными инстанциями, что является основным существенным недостатком данного экономического феномена. (5;7)

В современном мире компании сталкиваются с беспрецедентным  давлением со стороны рынка. Выживают и добиваются успеха лишь те организации, которые ведут бизнес наиболее эффективным  способом, добиваясь снижения операционных издержек при сохранении высокого качества товаров и услуг. В связи с этим, в настоящее время аутсорсинг получил широкое распространение в различных сферах современного бизнеса. Но, тем не менее, как мы уже говорили, это явление ещё не до конца изучено, и поэтому вопрос о его преимуществах и недостатках, о правовых основах аутсорсинга в России является наиболее актуальным и требует глубокого изучения и анализа.

Проблемой нашего исследования является: систематизация имеющихся научных знаний в сфере аутсорсинга.

Цель исследования: изучение правовых основ аутсорсинга, а так же анализ аутсорсинга как экономического явления в России.

 

 

 

Задачи исследования:

  1. Изучение понятия «аутсорсинг» и его сущностных характеристик;
  2. Рассмотрение видов, форм и сфер применения аутсорсинга в России;
  3. Анализ преимуществ и недостатков аутсорсинга;
  4. Ознакомление с трудовым договором аутсорсинга;

Объект исследования: изучение аутсорсинга, как экономического явления в России.

Предмет исследования: содержание сущностных характеристик аутсорсинга.

Теоретическая значимость исследования: в данной работе будет проведен анализ аутсорсинга как экономического явления в России.

Практическая  значимость исследования: данную работу можно использовать в качестве дополнительного материала по предмету курсу «Развитие трудового законодательства и его влияние на управление персоналом».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Понятие аутсорсинга и его сущностные характеристики.

1.1 Современное  понимание содержания понятия  «аутсорсинг».

       Рассмотрим  как трактуется понятие « аутсорсинг»  в современных научных трудах. Энциклопедии дают нам следующее  определение: Аутсорсинг(от англ. outsourcing: внешний источник) — передача  организацией определённых бизнес-процессов  или производственных функций  на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей  области. В отличие от услуг  сервиса и поддержки, имеющих  разовый, эпизодический, случайный  характер и ограниченных началом  и концом, на аутсорсинг передаются  обычно функции по профессиональной  поддержке бесперебойной работоспособности  отдельных систем и инфраструктуры  на основе длительного контракта  (не менее 1 года). [1] Наличие является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

     Согласно Б.А  Аникину, аутсорсинг – это,  в первую очередь, современная  методология создания высокоэффективных  и конкурентоспособных организаций  в условиях жесткой конкуренции  трех экономических центров, сложившихся  к XXI в в мире - США, Японии и Европы. [1] Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, и Е.Б.Стародубцева связывают аутсорсинг с передачей традиционных не ключевых функций организации внешним субподрядчикам, которые являются высококвалифицированными специалистами сторонней фирмы, с отказом от собственного бизнес-процесса, рассматривая его как способ кооперирования. Е.Е. Румянцева характеризует аутсорсинг как способ оптимизации предприятия за счет передачи непрофильных функций внешним специализированным компаниям. Аутсорсинг можно также определить как инструмент, позволяющий эффективно распределить внутренние и внешние ресурсы и средства для достижения целей и задач, стоящих перед современным бизнесом в условиях динамичной непреодолимости (3)

       Практически  во всех источниках происхождение  термина «аутсорсинг»  означает  «на стороне», т.е. «за пределами». Известный журнал Wired в своей "Энциклопедии  новой экономики" определил  аутсорсинг как новую стратегию  управления: "Заниматься не тем,  что можешь сделать лучше всего,  а тем, что можешь купить  выгоднее всего".

      Основной  целью аутсорсинга, как отмечает  А.В. Сидняков, является не экономия  средств, а возможность освободить  соответствующие организационные,  финансовые и людские ресурсы,  чтобы развивать новые направления,  или сконцентрировать усилия  на существующих, требующих повышенного  внимания. Так же, важно отметить, что большинство авторов в  своих работах приходят к выводу, что аутсорсинг - это не только  передача некоторых бизнес-процессов  сторонней организации, а в  первую очередь, партнерское взаимодействие  двух совершенно независимых  друг от друга компаний. [5] Только в том случае если организация готова воспринимать и развивать партнерские отношения со своими поставщиками и если руководитель организации осознает свою роль и берет на себя функции лидера, отношения с компанией- аутсорсером могут иметь успех. Важно отметить, что большинство как российских, так и зарубежных авторов сходятся во мнении, что ни при каких обстоятельствах аутсорсинг не может быть средством уменьшения ответственности в области менеджмента качества и обеспечения качества.

1.2 Виды, формы  и сферы применения аутсорсинга.

       Обобщив  информацию, имеющуюся в работах  авторов и интернет- источниках, мы можем выделить следующие  виды и сферы применения аутсорсинга:

1.  Аутсорсинг бизнес-процессов.

  В отрасли аутсорсинга  термин "аутсорсинг бизнес-процессов"  характеризует комплекс второстепенных  технологических процессов, состав  которого постоянно меняется. К  этому комплексу относят финансы  и бухгалтерию, трудовые ресурсы,  снабжение, начисление и учет  заработной платы, внутренний  аудит, исчисление налогооблажения,  центры обслуживания потребителей  и ряд специфических процессов,  характерных для данной отрасли.

2. ИТ-аутсорсинг.

  Под термином «ИТ  - аутсорсинг» подразумевают передачу  исполнения каких-либо ИТ-процессов  внешним компаниям. К ИТ-процессам  относят процессы проектирования, разработки, внедрения, сопровождения  и развития   ИТ-инфраструктуры компании. Таким образом, к аутсорсингу ИТ-услуг можно отнести самую различную деятельность - от разработки ПО и ИТ-консалтинга до обслуживания принтеров компании внешними подрядчиками. 

ИТ-аутсорсинг получил распространение  в связи с развитием информационных технологий в конце двадцатого века. Большинству компаний, как мелких, так и крупных, целесообразно  поручить дело обеспечения своей  работы ИТ-поддержкой     специализированным компаниям. Это экономит время и средства. Важно отметить, что ИТ-аутсорсинг наиболее используемый вид аутсорсинга во всем мире в силу высоких темпов развития компьютерных технологий.

      Рассмотрим  более подробно формы ИТ-аутсорсинга.  И приведем пример классификациии  видов аутсорсинга ИТ-услуг, которыми  может воспользоваться компания, по степени полноты процессов,  передаваемых на исполнение другой  компании. [4]

 - аутсорсинг части ИТ-инфраструктуры

      Аутсорсинг  части ИТ-инфраструктуры (все ИТ-процессы) - классический вид аутсорсинга  ИТ-услуг. В этом случае все  работы по внедрению и поддержке  отдельных систем (ERP, CRM и др.) выполняются  внешним подрядчиком. При этом ИТ-услуги, относящиеся к другим системам, осуществляются собственными силами ИТ-подразделения компании. Этот вид аутсорсинга применяется в большинстве крупных и средних компаний, использующих типовое ПО корпоративного уровня (системы ERP, CRM, системы документооборота). В случае хорошо развитого ИТ-отдела данный вариант может являться переходным ко второму. [4]

  - аутсорсинг  аппаратного обеспечения

       Используется  аппаратное обеспечение внешнего  подрядчика и осуществляется  аутсорсинг процесса поддержки  этого оборудования. Этот вид  аутсорсинга пока слабо распространен  в России. Применяется, в частности,  в некоторых компаниях, основанных  западным капиталом.

- аутсорсинг отдельных процессов в рамках всей ИТ-инфраструктуры

     От предыдущего  вида отличается тем, что внешние  подрядчики выполняют полный  цикл отдельных процессов для  всей ИТ-инфраструктуры компании. Применяется в некоторых малых  и средних компаниях, где ИТ-стратегия  не предусматривает расширения  ИТ-отдела и фактор безопасности  не является ключевым.

- полный  аутсорсинг (нет собственных ИТ-специалистов  в компании)

      Максимально  полный вариант предыдущего типа: собственного ИТ-отдела в компании  нет, и все ИТ- функции выполняются внешними подрядчиками. Применяется в средних и небольших компаниях, где фактор безопасности не является ключевым. В большинстве случаев компания, решившая воспользоваться услугами ИТ- аутсорсинга, начинает с формы 1, переходя по мере развития и возрастания доверия к другим формам. [4]

7. Аутсорсинг как найм персонала - аутстаффинг (оutstaffing).

     Довольно часто  у различных компаний возникает  необходимость в найме квалифицированных  кадров без юридического оформления. «Такая ситуация возникает, например, в российских представительствах  иностранных компаний, когда зарубежные  боссы не хотят тратить деньги на „лишний" персонал, а люди тем не менее нужны. Для решения этой проблемы и обращаются к аутсорсинговым компаниям, которыми чаще всего являются кадровые агентства».  «Есть три вида аутстаффинга - лизинг персонала (staff leasing), подбор временного персонала (temporary staffing) и выведение персонала за штат (outstaffing). 

    В первом случае  возникают такие отношения, когда  кадровое агентство заключает  трудовой договор с работником  от своего имени, после чего  направляет его на работу на  срок более 3 месяцев. Временный  персонал подбирается для краткосрочных  проектов - от одного дня до 3 месяцев.  Как правило, это персонал, который  набирается на период болезни  или отпуска одного из штатных  сотрудников, а также администраторы  и обслуживающий персонал на  выставках, ярмарках, конференциях. Выведение персонала за штат  означает то, что кадровое агентство  не подбирает персонал, а оформляет  в свой штат уже имеющихся  сотрудников компании-клиента, которые  при этом остаются на прежнем  рабочем месте». 

Информация о работе Правовые основы аутсорсинга в России